В конце ноября 1724 года в проливе Бьёркезунд в Финском заливе (это в сторону Выборга) затонуло, раздавленное льдом, судно. Команду эвакуировали на берег, а окрестные крестьяне начали спасать груз и за три недели ныряния в прорубь спасли всё, что лежало сверху, одной только кожи было вытащено из-под льда 350 тюков.
А дальше начались странности.
Объявивший себя владельцем судна и груза голландский купец Герман Мейер заявил, что погибшее судно называлось "Архангел Гавриил", а капитана звали Ян Шмит. Но судно с таким именем в Петербургской таможне не регистрировалось. Зато в порт в конце сентября заходило любекское судно "Ди Энгель Рафаил", у капитана которого было точно такое же имя, но заявленный груз "Архангела Рафаила" был намного меньше того, что смогли вытащить крестьяне во время спасательной экспедиции.
Капитан явно занимался контрабандой. Зарегистрировав корабль в порту с минимальным грузом, чтобы у властей не было вопросов, а чего он вообще делает в Финском заливе, капитан вывел его за границу таможенной зоны в залив и больше месяца с лодок загружал на судно контрабандный товар. Ну и не рассчитал погоду.
Расследованием заинтересовался лично Петр Первый, но закончилось оно ничем, так как вскоре император умер, а Мейер выплатил вознаграждение за спасенный товар ака дал взятку, чтобы дело замяли.
И на 300 лет про этот затонувший корабль все забыли.
Построенный в 1693 году в Любеке "Архангел Рафаил" - самое древнее из найденных в российских водах затонувших немецких судов. Корабль все еще на морском дне и не вырыт из ила полностью, но это скорей всего флейт - морское парусное транспортное судно, широко применявшееся в торговле на Балтике в XVI-XVIII века. На фото модель флейта XVII века.
"Архангел Рафаил" был обнаружен во время поисковых подводно-археологических работ в 2003 году, a в 2014 году начались подводные раскопки (корабль зарыт в ил).
За несколько лет с корабля вытащили огромное количество интереснейших артефактов, но в этом посте будет только об одежде - кафтане одного из контрабандистов.
Водолазы-исследователи ЦПИ РГО (Центр подводных исследований Русского Географического Общества) с найденными на судне артефактами
В 2014 году водолазы нашли на "Архангеле Рафаиле" сверток, с виду похожий на кожу, настолько он в воде хорошо сохранился.
Когда его подняли на поверхность, оказалось, что это шерстяной кафтан и штаны, на которые во время крушения разлился деготь из лопнувшей неподалеку бочки.
Археологи говорят, что этим вещам крупно повезло. Балтийская вода - хороший природный консервант. Она слабосоленая, на море почти нет волн, а в воде микроорганизмов и яркого солнечного света.
И случилось чудо - одежда 300 лет смогла пролежать и отлично сохраниться в холодной темной малосоленой воде, да еще и пропитанная дегтем как консервантом
Кафтан до реставрации и после
Реставраторы Эрмитажа сначала отмачивали кафтан в морской воде, потом в пресной, соскребая слои дегтя. Когда соскребать стало нечего, для вытягивания оставшегося дегтя использовали химические реактивы.
Когда кафтану вернули первоначальный цвет, оказалось, что он горчичный.
Штаны до реставрации и после
Кафтан был скорей всего сшит в Германии в конце XVII века или начале XVIII и для 1724 года выглядит несколько старомодным. Хотя в те времена мода каждый сезон не менялась, а держалась обычно лет 10, но этот кафтан был явно старше 10 лет и некоторые детали фасона вышли из моды. Видно, что владелец одежду берег и несколько раз кафтан латал - под рукавом есть заплатка, а на боку зашита прореха
На кафтане прекрасно сохранились все 90 пуговиц, как рабочих, на которые одежду застегивали, так и декоративных.
На фото видны 20 рабочих пуговиц по борту, на которые кафтан застегивался, остальные были пришиты для красоты, причем больше всего декоративных пуговиц для красоты было на рукавах - в соотношении три к четырем
Широкие штаны из плотной ткани, найденные в свертке с кафтаном, пострадали от дегтя гораздо меньше, но их реставрировали тем же способом
Сейчас кафтан и штаны контрабандиста можно увидеть в экспозиции Эрмитажа.