Помните фильм "За двумя зайцами"? Уверена, что помните! Разве можно забыть Проню Прокоповну, которая мечтает выйти замуж за парикмах... пардон, цирюльника Голохво... пардон, Галахвастова? И памятник этой несостоявшейся парочке из пьесы Михаила Старицкого увековечил именно образы из фильма! Олег Борисов и Маргарита Криницына в этих ролях бесподобны.
Колоритный Киев начала XX века показан настолько замечательно , что забываешь о том, что пьеса была написана куда раньше! В 1873.
Персонажи, благодаря фильму, навсегда останутся для меня уже именно такими, какими они показаны там. Однако нкогда Старицкий работал над пьесой, мода была совсем другой! Так давайте представим себе "настоящее" платье Прони!
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961), Художник по костюмам - Лидия Байкова
Вот она, уже наряженная к венцу, красуется и мечтает: "То-то все будут завидовать! А так под руку с ним да на них только: фе-фе-фе! А шлейфом - шелесь-шелесь-шелесь! На Крещатике барыней заживу, да все по-модному, по-хранцюзскому... (Прошлась по комнате и остановилась перед зеркалом.) Не окоротил ли он мне шлейфа? Ей-богу, окоротил, украл! И говорила я маме, чтоб отдали на Крещатике, так разве ж с этой простотой столкуешься?"
.
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961), Художник по костюмам - Лидия Байкова
Наивная душа Прони жаждет модного, красивого, и чтобы всего побольше и сразу! Она и к визиту Голохво.. пардон, Галахвастова наряжается по этому принципу: "Шалю или мантилю? Не знаю, что мне больше до лица?.. Или, может, и то и другое? Да! Пущай видит!"
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961), Художник по костюмам - Лидия Байкова
Так вот. Первая половина 1870-х - именно то время, когда душа Прони могла разгуляться! Нарядные платья той поры - вечерние, бальные, свадебные - это просто гимн бантикам и рюшам! И шлейф, непременно шлейф! (А ведь под платьем ещё модный турнюр, так, чтобы платье было пышным сзади! Уверена, Проне эта мода нравилась!)
Модная гравюра "La Gasette rose", апрель 1873
Модная гравюра "La Mode Illustree" 1872.
Проня продолжает ругать портного. "Ой, несчастье, и это ж не по-модному! Кто же так высоко талию делает? Ни плеч, ни груди! А по моде все должно быть наружу!" Уж не знаю, насколько Старицкий разбирался в дамской моде, и что он имел в виду, но... историческую базу мы подвести можем! Именно тогда линия талии начала подниматься вверх, что хорошо видно по модным гравюрам. Не то чтобы совсем высоко, но выше обычного.
Так что портной прав. Другое дело, что дамам с пышными формами этот силуэт не очень подходил, сглаживая контраст между грудью и талией - если талия не очень тонкая, а грудь пышная. Вероятно, это как раз случай Прони, которая, по словам заклятых подруг, "пироги с маком да вареники с урдой трескает".
.
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961), Художник по костюмам - Лидия Байкова
Click to view
Эх, Проня, Проня... Не в шлейфе счастье! А чтобы не предали тебя. Да ещё ославив на весь город...
Отсюда