Малиновый берет Татьяны Лариной в фильме "Евгений Онегин" (1958)

Sep 17, 2020 00:30



В 1958 году на киностудии "Ленфильм" режиссером Романом Тихомировым был снят фильм "Евгений Онегин". Это была постановка оперы Чайковского, а не экранизация романа Пушкина, поэтому, многие, возможно, об этом "Евгении Онегине" и не слышали.

Но в этом фильме Татьяна Ларина появляется в "самом знаменитом головном уборе русской литературы". Вот о нем и поговорим

Малиновый берет появляется в одном из самых драматичных эпизодов романа Пушкина "Евгений Онегин"

"Ужели, - думает Евгений: -
Ужель она? Но точно... Нет...
Как! из глуши степных селений..."
И неотвязчивый лорнет
Он обращает поминутно
На ту, чей вид напомнил смутно
Ему забытые черты.
"Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?"
Князь на Онегина глядит.
- Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. -
"Да кто ж она?" - Жена моя. -
"Так ты женат! не знал я ране!
Давно ли?" - Около двух лет. -
"На ком?" - На Лариной. - "Татьяне!"
.


Ариадна Шенгелая в роли Татьяны Лариной в фильме "Евгений Онегин" (1958). Главный художник Николай Суворов, художник по костюмам неизвестен



Кадр из фильма "Евгений Онегин" (1958). Главный художник Николай Суворов, художник по костюмам неизвестен

Сначала разоблачим фейк.

В материалах, посвящённых малиновому берету Татьяны Лариной, часто пишут, что дело в Амалии Крюденер (1808 - 1888), к которой был неравнодушен Александр Сергеевич Пушкин (это правда, был) и которую можно считать одним из прототипов Татьяны Лариной. И в качестве аргумента приводят вот эту картинку: мол, смотрите, Амалия Крюденер в красном берете - это Пушкин на неё намекает!

Но дело в том, что на этом портрете никакая не Амалия Крюденер. И вообще, описанная в приведенных выше строчках встреча Онегина и Татьяны в Петербурге произошла в 1824 году, а девушка с этого портрета родилась в 1820-м: то есть в это время ей всего 4 года. Сам же этот портрет с красным "беретом" был создан в 1841 году - когда уже и Пушкина не было в живых!



Йозеф Штилер. Портрет Катерины Розы Боцарис (1820 - 1872). 1841. Галерея красавиц во дворце Нимфенбург, Мюнхен

Катерина Боцарис была дочкой героя Освободительной войны Греции 1821-1829 годов Маркоса Боцариса и фрейлиной греческой королевы Амалии, вместе с которой она объездила всю Европу, где красоту Катерины заметили и оценили - в её честь даже сорт розы назвали. Катерина Боцарис на портрете изображена в национальном костюме, а вовсе не в наряде, который сочли бы модным петербургские дамы (и её головной убор называется феска, а не берет).

Возвращаемся к Татьяне Лариной.

Ответ на вопрос о том, что значит её малиновый берет, есть в приведенных выше строках из "Евгения Онегина". Главный герой сам не верит своим глазам: он знал Татьяну провинциальной девчонкой ("Как! из глуши степных селений..."), а теперь видит перед собой светскую даму в модном берете, которая запросто говорит с испанским послом. Переведём на язык наших дней: представьте, что вы знали девушку в джинсах и с рюкзаком, а через несколько лет встречаете даму в деловом костюме и с сумкой "Биркин":)

А теперь присмотримся ещё к берету Татьяны из фильма "Евгений Оненин" 1958 года.



Кадр из фильма "Евгений Онегин" (1958). Главный художник Николай Суворов, художник по костюмам неизвестен

Художники по костюмам часто ищут вдохновение в музеях и художественных альбомах. И Василий Тропинин (который, кстати, оставил замечательный портрет Пушкина, написанный с натуры) явно пригодился создателям фильма 1958 года.



Василий Тропинин "Портрет графини Натальи Александровны Зубовой". 1834 год Третьяковская Галерея, Москва

Только не надо делать вывод о том, что Наталья Зубова была прототипом Татьяны Лариной! Речь исключительно о визуальных рифмах. Ну, и ещё этот портрет лишний раз подтверждает, что во времена Пушкина красные береты были в тренде: понятно же, что садятся позировать популярному живописцу женщины только в самом лучшем.
.

Ариадна Шенгелая в роли Татьяны Лариной в фильме "Евгений Онегин" (1958) и фрагмент картины Василия Тропинина "Портрет графини Натальи Александровны Зубовой" (1834, Третьяковская галерея)

Что же до Натальи Александровны Зубовой (1775 - 1844), её девичья фамилия - Суворова: да, она дочь знаменитого полководца Александра Суворова. А Николай Зубов, за которого она вышла замуж, был братом Платона Зубова, последнего фаворита Екатерины Великой. Но это уже совсем другая история.
Отсюда

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up