В 1967 году на экраны вышел двухсерийный художественный фильм "Анна Каренина", снятый режиссером Александром Зархи по одноимённому роману Льва Николаевича Толстого.
Костюмы для героев фильма делала художник
Людмила Кусакова. Всех, кроме костюмов кузины Вронского Бетси Тверской, роль которой исполнила Майя Плисецкая. И именно на них мы сейчас и взглянем.
Время действия романа - 1874 - 1876 гг.
В 1870-х и 1880-х годах весь объем юбки собирается сзади. Чтобы удерживать эту форму, под платьем носят специальные конструкции из проволоки. Форма эта называется турнюр, и, по факту за полтора десятилетия сменилось несколько основных форм турнюров, хотя принцип (акцент - сзади) оставался прежним.
Платье для вечернего приёма или поездки в оперу - но не для бала - середина 1870-х годов.
Hа самом деле, княгиня Бетси Тверская одевалась не просто в модные платья того периода, а у знаменитого парижского кутюрье
Чарльза Фредерика Уорта Потому что именно его работы определили стиль эпохи последней трети 19 века. И неважно, существовала эта самая Бетси или не существовала - но одевалась она именно у Уорта
Слева: Дом Уорта, вечернее платье середины 1870-х годов. Лиф и юбка сделаны отдельно.
Справа: Дом Уорта, платье со сменным лифом, 1874 год. К одной юбке были пошиты один вечерний и один обеденный (этот, с длинным рукавом) лиф. Почему? Потому что на юбку шло очень много ткани, и было выгоднее шить различные лифы к одной и той же юбке, чем тратиться на разные платья.
А вот костюмы для Майи Плисецкой в фильме "Анна Каренина" делал другой знаменитый французский кутюрье
Пьер Карден. Балерина и модельер познакомились на фестивале в Авиньоне. И хотя Майя была знакома со многими звездами мира моды, Кардена она выделяла особенно. Их дружба длилась до конца жизни, и в 1998 году они представили совместное шоу "Мода и танец".
Давайте посмотрим, какие наряды придумал Карден для Плисецкой в роли Бетси Тверской.
Кадр из фильма "Анна Каренина" (1967)
Как видим по фото, вечернее платье Бетси создано по мотивам модного силуэта 1870-х годов, хотя смотрится очень современно!
Кадр из фильма "Анна Каренина" (1967)
Платье, в котором Бетси появляется на скачках, очень оригинально и - хотя ни капли не похоже на то, что могла носить светская дама 1870-х по аналогичному поводу, имеет массу отсылок к эпохе.
Кадр из фильма "Анна Каренина" (1967)
Во-первых, турнюр. Тут он есть, и исторический силуэт читается. Но если присмотреться, то станет видно, что он отделен от юбки. В этом ракурсе мы видим обе стройные ножки Майи - а пышный "хвост" существует отдельно.
Во-вторых, цилиндр. Круглые шляпы дамы носили с... амазонкой, когда сами ездили верхом. На скачки надевали маленькие шляпки, сдвинутые вперед.
Кадр из фильма "Анна Каренина" (1967)
В-третьих, лиф с имитацией удлиненного лифа-кирасы 1870-х. Белый клин напоминает нам об удлиненных корсажах, выходивших мысиком вниз.
Кадр из фильма "Анна Каренина" (1967)
Самый шикарный наряд этой серии! Дневное визитное платье с закрытым лифом и длинными рукавами. Мы уже видим сзади турнюр, сформированный из пышно взбитых слоёв сетки или шёлка. Но характер героини требует углов - и вот мы видим два элемента, острыми углами уходящие вверх, формирующие стремительную линию.
Модная картинка 1880-х годов (да, не совсем то время - но стилистика та же) Декор на юбке создаёт иллюзию острого угла.
В общем, костюмы получились очень интересные: и с намёком на историчность, и очень оригинальные.
Отсюда