Загадки халатов Федора Шаляпина

Sep 30, 2020 00:30



Б.Д. Григорьев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1918 г. Из коллекции отдела НИМ РАХ "Музей-квартира И.И.Бродского"

Федор Шаляпин, знаменитый "Царь-бас" России, в представлении не нуждается, хотя, возможно, многие и не слышали всех баек и историй, связанных с именем певца.

Например, про то, как однажды американские таможенники, услышав от кого-то про "золотое горло" певца, заставили его делать рентген на всякий случай. Или про то, как во время репетиций над оперой "Жизнь за царя" Мусоргского ему в гримерную принесли привычный костюм Сусанина - "sortie de bal, красные сафьяновые сапоги". Шаляпин жутко возмутился и отказался это надевать. На сцену он вышел в тулупе, лаптях и онучах.

Не менее интересные истории связаны с одеждой Шаляпина, которая выставляется сейчас в разнообразных музеях, в частности, с его халатами.

Вот о халатах мы сегодня и поговорим.

Халатов этих несколько.

Знаменитый певец коллекционировал халаты. В некоторых из них, в восточном стиле, он даже выходил на сцену Мариинского театра. Это было обычным делом: вплоть до конца XIX века артисты часто выходили на сцену в собственной одежде, а их модные аксессуары становились элементами театрального образа - возвышенного, трагического или комедийно-карикатурного.



Слева А.И. Куприн и Ф.И. Шаляпин в халате. Петербург. 1911 г. В центре Федор Шаляпин в халате готовится к концерту. Одна из последних фотографий с репетиции артиста. Справа рисунок Дени.

Халат Шаляпина из Музея Большого театра

Первый халат с интересной историей находится в экспозиции Музея Большого театра. Этот бархатный халат с автографом Федора Шаляпина на подкладке попал в Большой театр довольно необычным образом.



Халат Бухарский c автографом Шаляпина. К партии Царя Бориса, опера “Борис Годунов” (постановка 1928)

В 1964 году заведующему Музея Большого театра Валерию Зарубину позвонила какая-то женщина и на ломаном русском языке сказала, что хочет подарить музею костюм Шаляпина. Зарубин конечно же подумал, что это чей-то розыгрыш, в конце концов актеры люди специфические и пошутить могут очень по-разному. Kаковo же было его удивление, когда  через пару часов в музей вошла молодая иностранка, у которой на вытянутых руках лежал "громадный, шитый золотом костюм из тяжелой парчовой ткани"

Дарительница оказалась французской балериной Эвелин Кернан, чьи родители дружили с Шаляпиным, и он часто бывал у них дома в Париже.

В 1922 году Шаляпин уехал в заграничные гастроли, которые затянулись на несколько лет, а потом превратились в эмиграцию. В 1928 году он жил в Париже и однажды, зайдя в гости к родителям Эвелин Кернан, принес большой сверток к одеждой, которую ее родители приняли за сценический костюм Бориса Годунова, в котором Шаляпин выступал на сцене Гранд Оперы… В тот же день Шаляпин подарил им этот костюм, расписавшись на подкладке "F. Shaliapin. 1928".

Отправляясь в путешествие в Москву в 1964 году, Эвелин Кернан решила передать его музею Большого театра.

Шаляпин действительно исполнял партию Бориса Годунова в Гранд Опере Парижа, это даже изображено на плафоне на потолке, расписанном Марком Шагалом.



Утверждают, что часть плафона справа относится к Шаляпину и "Годунову". Подозреваю, что это может быть портрет под ангелом с красными крыльями

Однако, неизвестно, в каком именно костюме он выступал на сцене. Его сценический костюм Бориса Годунова 1928 года из театра Ковент-Гарден (Лондон) выглядит вот так, и на подаренный музею халат совсем не похож



Слева: Борис Годунов - Ф.И.Шаляпин. Театр Ковент-Гарден, 1928 год.

Вообще, очень странно представить Бориса Годунова в халате из совсем другого времени и совсем другого стиля, особенно  на сцене элитного оперного театра в мирное время и в финансово благополучной стране.

В России, наверное, никто не спутает бухарский халат конца XIX или начала XX века с костюмом Бориса Годунова, русского царя начала XVII века.



Шаляпин в сценических костюмах Бориса Годунова



Слева А. Я. Головин. "Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова". 1912 г . Справа бухарский халат из Парижа

Русская одежда называется кафтан, и даже если этот кафтан сильно упростить и не присматриваться к узорам, все-равно у кафтана как минимум должен быть воротник и широкие рукава

Сохранились халатные костюмы  Шаляпина для роли хана Кончака, опера "Князь Игорь"



Красный костюм слева начала ХХ века был подарен Музею  А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина дочерью певца Ириной Федоровной Шаляпиной.

Они даже по расцветкам ни капли не русские, не говоря уже о фасонах. Но у них хотя бы рукава "по-старинному" широкие. А у бухарского халата еще и рукава вниз сужаются

Насчет того, насколько в бухарской и древнерусской одежде разбирались парижане, я ничего сказать не могу. Возможно, что Шаляпин действительно выступал на парижской сцене в бухарском халате, изображая русского царя. А может быть не выступал, а носил этот халат дома, а родители Эвелин Кернан что-то перепутали.

Как этот халат попал к Шаляпину - тоже загадка.

На подкладке, помимо автографа самого артиста, сохранилась надпись "350 р.", вероятно поставленная каким-то торговцем.

Вообще такие вышитые золотом халаты изготовлялись в Бухарском эмирате и в Петербург до революции обычно попадали в качестве подарков, чаще всего дипломатических .У самого Шаляпина были халаты, подаренные ему бухарским эмиром. Но именно подаренные, а не купленные за 350 рублей в магазине. В свободной продаже такого не было и до революции купить такой халат сам Шаляпин не мог.

Но после революции и в годы Гражданской войны в России царил невероятный хаос и мародерство. Большое количество конфискованных и разграбленных ценностей было  распродано, так что Шаляпин в принципе мог купить этот халат в каком-нибудь комиссионном магазине. И даже в 1928 году в Париже, благо многие из конфискованных вещей продавались советской властью за границей

В любом случае, сейчас этот дар французской балерины Эвелин Кернан находится в экспозиции Музея Большого театра и является, возможно, одним из самых интересных экспонатов.

Халаты Шаляпина из Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства



Этот длинный халат из парчи с золотым растительным узором по малиновому фону отделан по краям узорчатой тесьмой ручного плетения, с завязками на уровне груди.

Никакой загадочной истории с этим халатом не связано. Это как-раз подарок бухарского эмира, а интересен он больше всего тем, что считается, что сам бухарский эмир надел Шаляпину этот халат со своего плеча.

Последний бухарский эмир Саид Абдулахад - хан, его отец и его наследник неоднократно бывали на шаляпинских концертах в Петербурге.

Пение выдающегося певца произвело на действующего монарха настолько сильное впечатление, что в 1902 году Шаляпин был даже награжден  орденом Золотой звезды III степени Бухарского эмирата.



Орден Благородной Бухары (Бухарская золотая звезда) учрежден бухарским эмиром Музаффаром в 1881 году. За основу орденского знака взята звезда.

А еще ему присвоили титул "солиста Благородной Бухары" - вероятно, эмиру показалось лестным иметь такого знаменитого артиста.

Так что халат с эмирского плеча не вызывает удивления

Филиалом Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства является Музей Ф. И. Шаляпина, расположенный в последней петербургской квартире певца.



В музее-квартире Шаляпина можно увидеть еще два халата, левый тоже был подарен Шаляпину бухарским эмиром и называется персидским халатом

Халат Шаляпина / Пастернака из Музея изобразительных искусств Оренбурга

Это еще один халат с интересной судьбой и загадочными хитросплетениями, распутанными только недавно.



Халат этот называют "ханским халатом", сделан он из выделанной кожи с меховой оторочкой и был подарен Оренбургскому музею изобразительных искусств в 2004 году семьей Шморелей.

Когда-то предки Шмоpелей переехали в Россию из Пруссии и обосновались в Оренбурге. Карл-Август Шморель был купцом 2-й гильдии и основателем первого в Оренбурге парового лесопильного завода
А его внук Александр Шморель, перебравшийся после революции в Мюнхен, стал одним из двоих основателей немецкой студенческой группы Сопротивления "Белая роза", действовавшей в Третьем рейхе. В 2012 году канонизирован православной церковью как Святой Александр Мюнхенский.

Семья Шморелей дружила с проживавшим в Мюнхене Леонидом Пастернаком, который подарил им свой халат, в котором он даже себя изобразил на автопортрете 1920 года



Не знаю, как это получилось, но в Оренбургском музее 13 лет не знали, что этот халат с автопортрета Пастернака. Дело в том, что из-за того, что он сделан из выделанной кожи и отделан мехом, акварельные эскизы к этому автопортрету часто именовались специалистами Государственной Третьяковской Галереи как "Автопортрет в шубе". Те есть, если человек этих изображений лично не видел, то поиск портрета в халате ничего бы не дал, там была упомянута шуба

Передали халат в Оренбургский музей в 2004 году не лично Шмоpели, он был привезен благотворительным фондом "Евразия".  И связан этот экспонат был именно с семьей Шморелей, как известных уроженцев и жителей Оренбурга.

Оренбургский областной музей изобразительных искусств отреставрировал халат в Санкт-Петербурге, и в 2017 году он был передан на выставку в музей истории Оренбурга как экспонат в честь 100-летия героя немецкого Сопротивления Александра Шмореля. Родственники приехали из Германии, и вот тут то про знаменитый халат Пастернака с картины и выяснилось.



Семья Шморелей в Оренбурге, 2017 год

Но это еще не всё.

Фонду "Евразия", связавшемуся с невесткой писателя Бориса Пастернака Еленой Владимировной Пастернак, сообщили о семейном предании, согласно которому этот халат был подарен Леониду Пастернаку Федором Ивановичем Шаляпиным. В семье считалось, что халат был элементом костюма к одной из ролей великого певца.

То есть первоначально еще то Пастернаков это был один из коллекционных халатов Шaляпина.

Вот ведь какая история закрученная!

история, костюм, Россия

Previous post Next post
Up