В российских музеях почти нет действительно очень древних предметов одежды. Но, если они представлены в какой-то музейной коллекции, то это абсолютно уникальные предметы.
В частности, в коллекции Эрмитажа есть один действительно совершенно уникальный, но, к сожалению, не очень известный широкой публике шелковый кафтан IX века под названием кафтан с ''сенмурвами''.
Чем же он так интересен и уникален?
Начнем с сенмурвов.
Сенмурв или Cимург - одно из самых древних фантастических существ Персии еще со времен зороастризма, полуптица-полусобака, династийный символ Сасанидов (правителей Сасанидской империи на территории Персии в 224 - 651 гг. н.э.)
Сенмурв был известен и почитаем не только у персов, но и у многих других близлежащих народов, однако в данном случае нам интересна только Сасанидская империя (Персия) и Великий Шелковый путь.
Слева Сенмурв (Sēnmurw) - династийный символ Сасанидов. Справа Сенмурв / Симург на позолоченном серебряном блюде (VII-VIII вв. н. э.), Персидская империя, из коллекции Британского музея
Потому что шелк с сенмурвами в древности был своего рода "элитной" одеждой для самых знатных, и такой рисунок позволялось носить далеко не всем.
Одежда c сенмурвами на иранском барельефе
Рельеф из Так e-Бостана с изображением одежды Хосрова II.
В городе Керманшахе на западе Ирана сохранился уникальный комплекс скальных рельефов Так-е Бостан, относящихся к эпохе правления Сасанидов в Иране. Так-е Бостан находился в непосредственной близости от точки торговли Великого шёлкового пути.
Среди скальных изображений особо выделяется рельеф с последним великим сасанидским императором, правившим Персией, Хосровом II Парвизом (570-628). Он одет в шелковую одежду с сенмурвами, причем в самом что ни на есть классическом эталонном образе, который можно увидеть и на некоторых сохранившихся шелковых тканях
Рельеф из Так e-Бостана с изображением одежды Хосрова II.
В Так е-Бостане изображение такой ткани встречено дважды, и оба раза это - одеяние самого шаха (на его придворных одежда из шелков других рисунков). Этот факт привёл некоторых исследователей к предположению, что сенмурв являлся именно царской эмблемой. Так это или нет, но во всяком случае ясно, что ткани такого рода ценились в сасанидской Персии выше всего
Одежда а сенмурвами на самаркандской фреске
Еще в Самарканде (Музей Афрасиаба) находится согдийская фреска, датируемая последней третью VII века. На этой фреске в "Зале послов" один из центральных персонажей изображённой здесь процессии облачен в красную одежду из шелка с узором из сенмурвов. Рисунок ткани, хоть и решен композиционно несколько иначе, чем на рельефе Так е-Бостана, всё же близок сасанидским изображениям.
Слева часть фрески со знатным человеком, одетым в шелковую одежду с сенмурвами. Справа рисунок сенмурва с ткани.
Другие персонажи процессии также облачены в одежду, сшитую из характерных персидских шелков первой половины и середины VII в. Всё это приводит к выводу, что согдийская роспись воспроизводит достоверно существовавший вариант сасанидской ткани с сенмурвами. Это изображение по времени соответствует концу империи Сасанидов и сделано в принципе незадолго до падения самой Согдианы (все эти территории были завоеваны Арабским Халифатом)
Очень интересное видео про эти фрески
.
Click to view
Шелк с сенмурвами из европейских коллекций
Кроме того, в Европе сохранились экземпляры сасанидского шелка с сенмурвами, очень сильно напоминающими тех, что изображены на рельефах Так e-Бостана в Иране.
Слева сделанная учеными прорисовка изображения сенмурва с рельефа Так e-Бостана, а справа прорисовка изображения сенмурва с сохранившегося в нескольких европейских музеях (во Франции и Англии) зеленого шелка,
Сам шелк выглядит вот так.
.
Слева сасанидский шелковый саржевый текстиль с симургом /сенмурвом в бисерной оправе (это круг вокруг сeнмурва), предположительно VI - VII века. Используется в реликварии Saint Len, Париж. Справа то же самое из музея Виктории и Альберта, Англия. Шелк зеленый, даже если выглядит синим
Кроме того сохранился красный шелк с сенмурвами
Слева направо : 1. Шелк со слонами, сенмурвами и крылатыми лошадями XI-XII века из Монастыря Santa Maria de l'Estay, Каталония Испания, находится в Cooper Hewitt Museum, Нью Йорк 2. Подушка и сударь святого Ремига с сенмурвами VIII-IX века. Шелковая саржа, Византия или Персия, находится в Сен-Реми, Реймс 3. Шелк с сенмурвами. XI век Испания. Национальный музей дель Барджелло, Флоренция, рисунок из книги W. Фриц Вольбах "Ранний декоративный текстиль". 1969 г.
Орнаменты сенмурвов на красном шелке (те, которые можно хорошо разглядеть) слегка отличаются от сенмурвов на зеленом шелке. Каноны канонами, а творческие порывы ткачей еще никто не отменял.
Кафтан с сенмурвами из коллекции Эрмитажа
Перенесемся теперь на Кавказ - в Урупский район Карачаево-Черкесии, где в 5 км к юго-востоку от пос. Курджиново на южной оконечности Бескесского хребта расположен находившийся на маршруте Великого Шелкового пути могильник VIII-IX веков Мощевая Балка.
Как-раз при Сасанидах Шелковый путь обогнул Каспийское море с севера и прошел в том числе по Северному Кавказу из-за бесконечных кровопролитных войн между Персией и Византией, из-за шелка и не только. Дошло до того, что начали убивать согдийских послов, а согдийцы были главными купцами на торговых маршрутах того времени.
Кому интересно, вот ссылка на статью архитектора-реставратора, который занимался изучением памятников архитектуры на Кавказе и с удивлением обнаружил, что храмы там строились как торговые форпосты Великого Шелкового пути. И христианизацией некоторые части Северного Кавказа (только те, где проходил Шелковый путь) обязаны торговле шелком.
Великий шёлковый путь на Кавказе Так же как христианизация Руси произошла благодаря торговому пути из варяг в греки. Но древняя Русь включилась в эту торговлю и стала государством позже, после завоевания основной территории Шелкового пути Арабским Халифатом, у которого с Византией были не просто торговые разногласия, а ярая религиозная вражда на уничтожение.
В Мощевой балке благодаря удачному микроклимату (отсутствие влаги и многих микроорганизмов) хорошо сохранились предметы из дерева, кожи, ткани, а погребённые люди мумифицировались.
Здесь, в частности, была обнаружена одна из самых крупных в мире и интересных по составу коллекций археологически найденных шёлковых тканей - свыше 300 экземпляров.
Местные адыго-аланские племена использовали эти шелка в быту самым широким образом: для украшения одежды, для изготовления головных уборов, шарфов, повязок, мешочков, даже для исподнего или подкладки обуви (случай совершенно немыслимый для Европы того времени). Все эти шёлковые ткани - привозные, своего собственного шелкопряда и шелка на Кавказе не было
Кафтан вождя из зеленого шелка с сенмурвами из погребения Мощевая балка в Карачаево-Черкесии, начало IX века. Коллекция Эрмитажа.
Здесь найден шелковый кафтан IX века, который, вероятно, принадлежал вождю, о чём свидетельствуют роскошные ткани, из которых он был сделан.
Покрой кафтана характерен для местной мужской одежды данного периода: отрезной - облегающая верхняя и широкая, не застёгивавшаяся нижняя часть с боковыми разрезами (для удобства верховой езды); большая длина; наверху застёжка на галунах; два отворота с меховой опушкой "левый запах". Изнутри кафтан был подбит беличьим мехом.
Весь кафтан крыт великолепным шёлком с сасанидскими / персидскими узорами . На изумрудно-зелёном фоне, в медальонах изображения фантастических чудовищ-сенмурвов.
Фрагмент кафтана вождя из зеленого шелка. Сенмурв. К сожалению, отсутствует прорисовкая данного орнамента, есть только описание, чем он отличается от прочих сенмурвов. Причем сравнивают этот рисунок обычно с парижским шелком из реликвария Saint Len, потому что цветовая гамма самая похожая
Узор шёлка из Мощевой Балки, хоть и похож на парижский из Saint Len, все же несколько отличается от него мелкими деталями, а главное, композиционным построением. В обоих случаях рисунок построен в виде рядов медальонов, связанных по горизонтали и по вертикали, внутри каждого из которых помещено изображение сенмурва. Однако, если на шёлке из Парижа последние обращены один к другому попарно, то на эрмитажном шёлке все сенмурвы повёрнуты в одну сторону, причем даже без смены направления в разных рядах, как это обыкновенно бывает на персидских тканях. Наблюдается также некоторое упрощение рисунка с использованием более простых мотивов.
Обратите внимание, что сенмурв был династийным символом Сасанидов, чья империя прекратила свое существование в 651 году нашей эры, была завоевана Арабским халифатом и исламизирована.
Данные находки из Мощевой балки относятся к IX веку. Прошло уже несколько сотен лет, Сасанидской империи уже давно нет (c 651 годa), а по Европе и Кавказу еще несколько веков гуляет шелк с сасанидскими узорами сенмурвов. Вот оно культурное влияние Великого Шелкового пути!
Кафтан вождя из зеленого шелка с сенмурвами в экспозиции Эрмитажа
Сейчас этот поистине уникальный шелковый кафтан вождя с изображением сенмурвов, хоть и является шедевром коллекции Эрмитажа, но очень мало известен и находится в малопосещаемой части Зимнего дворца, на первом этаже, где раньше располагались служебные помещения. Зал 57, вернее даже не зал, а три проходных коридора
Будете в Эрмитаже, обязательно зайдите посмотреть, этот кафтан - редкое сокровище.
И еще для того, чтобы показать,насколько красиво это было в древности, размещу современные реконструкции древних тканей, они производятся не то, чтобы в промышленных масштабах, но не на спецзаказ, а просто на продажу.
Эти орнаменты, кстати, используются и реконструкторами древнерусской одежды (смотри верхнюю картинку) .
И я думаю, что правильно используются.
Древнерусская знать своих собственных шелковых тканей не изготовляла, а покупала тот шелк с теми же самыми орнаментами, который продавался в Византии или на Великом Шелковом пути. Одежду потом из этих тканей могли шить какую-то свою собственную по своим фасонам и соответствующую климату, но популярная ткань и орнаменты с сенмурвами, свидетельствующие о том, что ты очень знатный человек, вряд ли могли пройти мимо зоркого взгляда древнерусской знати. Раз сенмурв царский символ, значит и самому князю такое носить пристало!
Еще одна работа реконструкторов, очень милые шапочки.