Кроме шляпки черепахи Тортилы, про которую был прошлый пост, в культовом советском телефильме 1975 года "Приключения Буратино" есть еще один необыкновенно удачный образ, созданный очень простым и в то же время совершенно гениальным образом. Это образ пуделя Артемона.
Так что же было источником вдохновения для создания этого образа?
Как и в случае с черепахой Тортилой, решение художника Леонида Ершова просто мастерское! Это же надо было додуматься - обыграть длинные уши пуделя в виде длинного кудрявого чёрного парика!
Кстати, а вы знаете, что причёски с длинными ниспадающими пучками локонов по бокам головы с XVII по XIX век называли "ушами спаниэля"?
Слева направо портреты Луи I, князя Монако (1642 - 1701), шевалье Филиппа де Лоррена-Арманьяка (1643 - 1702) и Филиппа I Орлеанского, младшего брата короля Луи XIV (1640 - 1701)
Так вот, об ушах. И париках. Не исключаю, что именно это и потянуло за собой весь образ щёголя времён Людовика XIV, то есть второй половины XVII века. Парик - модный дорогой аксессуар, который, конечно, требует ухода... но за собственными волосами ухаживать не менее сложно.
Кроме парика, из той эпохи к нам пришла коротенькая, до талии, курточка. Она весьма напоминает те, что носили во времена совсем ещё юного короля Людовика, эпоха т.н. "детской моды". Разве что у неё рукава длинные, а тогда были короткие.
.
Кадр из фильма "Приключения Буратино", 1975
Пышные кружевные манжеты. Короткие, до колена, штанишки - таки носили мужчина вплоть до конца XVIII в., т.н. "кюлоты" (фр. вариант) или "бриджи" (англ.). Ещё и отделанные кружевами. Чулки. Башмаки с бантами и пряжками...
Кадр из фильма "Приключения Буратино", 1975
Но, главное, бант на шее! Ведь собакам, в конце-то концов, повязывали, бывало, банты...
Cоздатели "Приключений Буратино" выбрали не просто бант, они сделали Артемона похожим на французских аристократов времен Луи XIV.
В последней трети XVII века в Европе в моду входит галстук. Его формам и узлам предстоит поменяться ещё сотни раз. Но тогда это был пышный бант, завязанный у ворота, обычно яркого цвета, и ниспадающие из-под него кружева. Вот для сравнения наш Артемон и младший брат Людовика XIV, герцог Орлеанский. Сходство, как говорится, налицо!
Отсюда Артемон даже более стилен
Так же как и с черепахой Тортилой решение это было абсолютно новаторское, красивое и стильное. Достаточно посмотреть на то, как выглядел Артемон в предыдущих экранизациях
Это дебютный выход Артемона на советский экран - в художественно-кукольном фильме Александра Птушко "Золотой ключик" 1939 года.
Пудель здесь настоящий и на его тренировку потратили массу сил, поскольку авторам киноленты нужно было, чтобы животное открывало и закрывало пасть в нужные моменты..
А это Артемон в мультфильме "Приключения Буратино", который в 1959 году создали Иван Иванов-Вано и Дмитрий Бабиченко.
Здесь пёс изображен в красной жилеточке, и его костюм выглядит скорее как "модный комплимент" костюму Мальвины, а не собственный "модный шедевр"
А еще интересней посмотреть, как одевали итальянских актеров, исполняющих роль собаки Медоро в "Пиноккио". Там Медоро был кучером очень странного и даже как-то не совсем детского персонажа - Феи с голубыми волосами возрастом в 1000 лет
Костюм художника Массимо Кантини Паррини для Медоро.в фильме "Пиноккио" 2019 года . Музей текстиля, Прато, Италия
Кадр из итальянского фильма "Пиноккио" 2002 года. Кучер Медоро. Костюм художника Данило Донати
В роли Медоро Мино Беллеи (Mino Bellei)
Может быть, конечно, кому-то и понравятся изображенные сверху итальянские образы. Но лично я такое в качестве искусства для детей не воспринимаю, какой-то там навороченный кутюр и лица очень страшные совсем не для детской сказки , поэтому лично я всегда выберу советского Артемона. В черном парике и с красным бантом. Верного, преданного, нарядного и красивого!
.