Давайте посмотрим, в какой одежде встречали Новый год в советских фильмах 1950-х
Для начала надо оговориться, что в эпоху "Большого стиля" (то есть в период с середины 1930-х по середину 1950-х гг) Новый год не был еще праздником семейным, как это станет позже, в годы правления Хрущева.
Новый год "Большого стиля" ассоциируется с массовым весельем в местном ДК или с друзьями в квартире у кого-то из компании - на следующем уровне - с торжественным приёмом в Кремле.
Если говорить о тех немногих гражданах, которых туда, наверх, приглашали, то есть это были тщательно отобранные селебрити - актеры, ученые, передовики производства - то явиться им следовало не просто нарядно одетыми, но одетыми согласно вечернему дресс-коду. И, да, следует полагать, что именно на эти мероприятия дамы надевали те немногие вечерние платья из шелка и бархата, длиной в пол, которым в журналах мод уделялся всего 1 разворот из 15-ти. Всего 2-4 модели на весь журнал!
Слева страничка из советского журнала мод рубежа 1940-х - 1950-х гг.
Справа следующая страничка из того же же журнала мод. Здесь предложен вариант вечерней юбки в сочетании с нарядной блузкой.В американских каталогах готовой одежды военного времени тоже в целях экономии предлагаются нарядные блузки в сочетании с короткой юбкой до колена в обычное время - и с длинной в пол для особенно торжественных случаев.
Если же встреча Нового года происходила дома или в клубе по месту работы или учебы, то платья обычно выбирались покороче - хотя тоже из категории "нарядные".
Кадр из фильма "Чук и Гек", 1953 года. Мама мальчиков привозит с собой в тайгу нарядное платье из плотной шелковой или тонкой шерстяной ткани и лаковые туфли. Платье длиной ниже колена.
Кадр из фильма "Чук и Гек", 1953 года. Мама мальчиков привозит с собой в тайгу нарядное платье из плотной шелковой или тонкой шерстяной ткани и лаковые туфли. Платье длиной ниже колена.
Самый, наверное, цитируемый фильм по теме новогодних платьев - это "Карнавальная ночь", 1956 года. Любителей вечерней моды, вероятно, сбивает концертное платье Гурченко, то есть фактически сценический костюм героини. Оно и правда длинное, и даже с короткими рукавами.
Сценические костюмы юной героини - по моде второй половины 1950-х гг, юбка пышная, талия хорошо подчеркнутая, вырез скромный.
Черное платье заметно короче светлого, длина вполне балетная: те самые 30 см от пола.
Сценическре платье "взрослой" героини, длинное, из дорогой материи, с закрытыми руками. Для создания чувственного образа, наряд дополнен полупрозрачной шалью.
Но вот остальные гостьи пришли на праздник в самых разнообразных нарядах, в частности, довольно закрытых, из плотной ткани, иногда - и вовсе в повседневных.
Дама в возрасте одета в повседневное платье, нарядность которому придают контрастная вышивка и белый воротничок.
Молодые женщины из числа гостей одеты в зеленое платье из плотного шелка - с закрытым воротом, прямой или чуть расклешенной юбкой и рукавами до локтя; в серое платье с модным цельнокроеным рукавом и нарядным воротничком; и, наконец, в строгий костюм из плотной шерсти и нарядную блузку с капроновым бантом (дефицит).
Молодые девушки одеты в шелковые платья. Цвета увядшей розы - нарядное дневное платье; сливочного цвета - скорее всего, вечернее, судя по вырезу.
Есть, конечно, в зале и дама в длинном вечернем платье. Оно по крою и текстуре сильно отличаются от сценических костюмов. Это и правда шикарная модель, длиной в пол. В то время как сценические платья главной героини показывают лодыжку.
Кадр из фильма, дама в вечернем платье стоит среди других гостей в коротких платьях и юбках.
Некоторые гости пришли в целых маскарадных костюмах:
В целом, в финальной сцене видно, что большинство молодых дам пришли в модных пышных юбках до середины голени; такое платье (в клетку) носит и главная героиня за пределами сцены.
Во второй половине 1950-х к нам наконец-то пришел новый женственный силуэт, который придумал Диор еще в 1947 году. Только пришел он к нам, естественно, не образца десятилетней давности, а именно в тех формах, в которых его развивали в середине 1950-х гг.
Слева и справа платья Дома Диор, 1956 г.
Для симметрии рассмотрим кадры из еще одного фильма, уже по-настоящему "оттепельного", из фильма "Сверстницы", 1959 года.
Время "оттепели" - время "семейного" Нового года. В большом кругу родни и друзей семьи встречает этот праздник Кира.
На Кире модного фасона платье из тафты, длиной ниже колена, с пышной юбкой, глубоким вырезом, декорированным широким отложным воротником.
В похожие нарядные платья с длинным рукавом одеты и другие молодые гостьи.
На более молодых гостьях - снова модные праздничные платья с широкой юбкой колоколом и узким лифом. Более старшие дамы в нарядных платьях из бархата, более напоминающих вечерние модели эпохи "Большого стиля".
Света и Таня встречают Новый год дома, праздник не задаётся: нет ни Киры, ни друга Светы. Скромная Света надела лучшую капроновую блузку и длинную черную юбку; модница Таня - довольно простое, но по моде сшитое пышное платье в крупную клетку.
Именно с этим платьем связаны самые "взрослые" и решительные действия Тани. Непутевая подруга, чуть было не запутавшаяся сама, взрослеет и помогает Свете с Кирой избавиться от мужчины, который вёл роман одновременно с обеими девушками.
Новогодние, а зачастую и свадебные платья в 1950-х шили так, чтоб использовать потом еще раз. Поэтому составление вечернего образа было выгодно только артисткам, светским львицам и дамам, часто посещающим торжественные мероприятия. Все остальные старались одеться получше с тем учетом, чтоб потом еще (не) раз надеть полюбившееся платье: в гости, на чью-то свадьбу, на торжество по случаю защиты диссертации, к примеру.
Отсюда