Бармы и оплечье

Mar 16, 2021 00:30



Все мы когда-то и где-то видели допетровскую русскую одежду с круглым воротником типа пелерины  или  вышитым на плечах вокруг горловины кругом.  Кто в кино (наверху актер Федор Лавров в роли царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного), кто на картинах и репродукциях, а кто и настоящие, сохранившиеся в музеях экземпляры, причем иногда очень древние (самые древние бармы, найденные в кладе, - XII века )

Об истории этого предмета одежды мы сегодня и поговорим.
Про оплечье (часть одежды, покрывающей плечи или как воротник или как вышитая часть наряда) и про бармы (принадлежность парадного наряда  русских князей и царей, княжеская или царская регалия власти).

Слово "оплечье" более древнее, слово "барма" появилось несколько позже, но первоначально эти два слова обозначали одно и то же,

Оплечье и бармы не следует путать с древнерусским воротником, который назывался "ожерелье" (нарядный воротник  из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п., мог быть  стоячим или отложным), так как оплечье и бармы были не  просто частью одежды,  а регалией власти, данной Богом,  некой квазицерковной одеждой для богослужений или венчания на царство. И именно поэтому на них обычно изображены какие-то религиозные сюжеты.



Слева саккос патриарха Иова (1589-1605) с оплечьем. Москва, мастерские Кремля, конец XVI века.
Справа платно Петра Алексеевича (Петра Первого), 1682 год, с бармами, сделанными в  конце XVI для царя Федора Иоанновича.(сына Ивана Грозного)

Первоначальным прототипом оплечья был древнеримский шарф консулов, дополнявший короткий плащ под названием трабея. Этот шарф надо было повязывать вокруг груди и шеи специфическим образом.



Слева изображение римского консула, одетого в trabea triumphalis, 517 год до н.э.
Справа диптих с изображением консула Боэция в трабее 487 год до н.э.

До упадка Римской империи в Византии римский император назначал наместника, в результате чего в Византии появился предмет одежды под названием лорум (на латыни  lorum, а по-английски loros, если кто захочет поискать картинки)  Это был довольно узкий шарф из твердой парчовой ткани, обычно украшенный золотыми чеканными пластинами и драгоценными камнями, который после уничтожения должности римского наместника как древний символ власти перешел в византийское императорское одеяние.

Во время царствования  Юстиниана I (527 -  565 н. э.) консульство стало частью имперского статуса, поэтому и  император и императрица носили лорум, это была квази-церковная одежда. Кроме них лорум носили двенадцать самых важных чиновников и имперский телохранитель, а следовательно,  архангелы как божественные телохранители на иконах тоже изображались в лорумах. Лорум надевали нечасто, всего несколько раз в год на большие праздники, например, в пасхальное воскресенье, но это был очень популярный предмет одежды для художественных изображений - фресок, мозаик, икон и т.д., поэтому изображений лорума история сохранила очень много

Согласно Константину VII Багрянородному , лорум символизировал крест как орудие победы Христа, поэтому и носили его "крестообразно"
Лорум надевали следующим образом: один конец опускали спереди (посередине) и на уровне груди, отвернув его под углом, затем перекидывали его через плечо на спину. На спине из лорума делали петлю, через неё продевали оставшийся свободный конец, пропускали его наперед и располагали по левой руке.

Со временем за счёт многочисленных украшений и золотых накладок лорум стал таким тяжёлым, что его уже невозможно было согнуть. И поэтому к его концу начали пришивать кусок легкой шёлковой ткани.



Слева восковая фигура византийского императора Константина VII  Багрянородного (913-920 гг. н.э.) в лоруме в одном из киевских музеев
Справа изображение византийского императора Никифора III Вотаниата (1078-1081 гг. н.э.) и императрицы Марии Аланской в лорумах, представляющих старый мужской стиль и новый женский стиль

А затем лорум трансформировался в совершенно самостоятельную форму, отдельную от остального императорского наряда, и принял вид круглого воротника, отороченного с внешней стороны полосами, между которыми тянулся ряд крупных жемчугов или других каких-нибудь круглых украшений.



Слева и в центре изображение византийского императора Андроника II Палеолога (1282 - 1328 гг) в двух разных нарядах с лорумом/оплечьем в виде кругого воротника
А справа изображение Святого Константина Великого, римского императора в 306-337 гг.,  сделавшего христианство господствующей религией, а в 330 году перенёсшего столицу государства в Византию (Константинополь). При жизни Константин такую одежду носить ну никак не мог, но, поскольку он был причислен к лику святых, то и изобразили Святого Константина на иконе именно в лорe (в иконописи лорум называется лор)

Из Византии этот предмет одежды пришел и на Русь. Согласно легенде византийский император Алексей I Комнин (1081- 1118 гг) впервые прислал лорум в подарок Владимиру Мономаху (1053-1125), но каких-то документальных подтверждений этой истории нет, так что данная легенда совершенно спокойно могла  быть выдумана позже. Первоначально лорум назвали на Руси оплечьем, а  в начале XIV века почему-то стали использовать слово "бармы", которое пришло из древнепольского  brama (украшения на руках или ногах женщины).

Древние княжеские оплечья/бармы сохранились в кладах, спрятанных во время монголо-татарского нашествия
Самые древние бармы XII века были найдены в 1822 году в так называемом рязанском кладе и сейчас находятся в музее Московского Кремля.  В кладе были не только великокняжеские оплечные бармы (знак княжеского и царского достоинства), но и колты (подвески, прикреплявшиеся к головному убору), серьги, перстни, и браслеты, типичныe для  старорязанской школы мастеров. Подобных вещей не находили ни в одном другом русском городе.

А в 1851 году археологи под Суздалью нашли другой клад с бармами XII - началa XIII века, вошедшими в науку под названием "Суздальское оплечье". Оно состоит из шести серебряных позолоченных, украшенных чернью и гравировкой медальонов и 12 серебряных бус, орнаментированных тончайшей зернью и сканью.



Слева бармы XII века из рязанского клада. Музеи Московского кремля. На бармах видно несколько портретов святых
Справа  суздальское оплечье XII - начало XIII века. ГИМ Пять медальонов оплечья орнаментированы процветшими крестами и розетками на черневом фоне, а на шестом  - изображение юного мученика с крестом в правой руке

В 1988 и в 1991 годах при строительстве на территории Кремля обнаружили клады. Первый получил наименование "Большого кремлевского клада", так как в нем оказалось, помимо денежных слитков, около трехсот различных предметов, в основном ювелирных, в том числе княжеское украшение  - оплечье с круглыми медальонами и религиозной тематикой. Клад находился в деревянном сундуке - дерево, впрочем, практически не сохранилось, уцелели, хоть и в сильно поврежденном состоянии, медные ручки. Ну, а украшения - понятно, из серебра, так что им повезло больше. Ученые начали выяснять, какому князю мог принадлежать клад.


Княжеское оплечье/бармы начала XIII века из "Большого кремлевского клада"

Летопись говорит: "Взяша Москву татарове, (…) а князя Володимера яша руками, сына Юрьева…".
Москва, в 1238 году еще далеко не самый крупный и важный город Северо-Восточной Руси, была отдана в удел младшему сыну владимирского князя Юрия Всеволодовича Владимиру. И сопротивлялась нашествию несколько дней, после чего возглавлявший гарнизон воевода погиб, а юный князь  попал в плен. После чего монголы подошли уже к городу Владимиру, где, также по летописному преданию, Владимир Юрьевич и был убит под стенами крепости на глазах у отца и братьев. Так вот, кремлевские музейщики высказали предположение, что в сундуке как раз и находилась княжеская казна Владимира Юрьевича. Что невозможно, разумеется, подтвердить, но вряд ли можно и опровергнуть.Поскольку эти вещи много веков пролежали в земле, я не уверена, как они крепились к одежде, - были нашиты на ткань или прикрепены к одежде каким-то другим образом.

Первое летописное упоминание об оплечье встречается в 1216 году и сообщает, что "облечье", шитое золотом, носится всеми князьями.

Первое упоминание о "бармах" встречается в 1328 году в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты о передаче имущества (в том числе и бармы) по наследству старшему сыну. Сведения о княжеских бармах, наследуемых сыновьями, неоднократно встречаются в русских летописях за 1339, 1358, 1389 годы.

Теперь отвлечемся немного от князей и царей и посмотрим в сторону православной церкви.

После крещения Руси в 988 году на Руси был учрежден титул предстоятеля Русской церкви в составе Константинопольского патриархата. Называлась эта должность Митрополит Киевский и всея Руси. И до нашего времени дошли некоторые из их облачений под названием саккос (верхнее богослужебное облачение). Два самых древних принадлежат митрополиту Петру (1308-1326), переехавшему в 1325 году на постоянное жительство из Киева в Москву, и митрополиту Алексию (1354-1378), наставнику юного Дмитрия Донского и многие годы фактическому правителю Московской Руси



Слева саккос митрополита Петра, Россия, 1322 год, византийские ткани конца XIII века. Оружейная палата.
Справа саккос митрополита Алексия. XIV век. Музеи Московского Кремля
Хорошей картинки оплечья с саккоса митрополита Петра я не нашла, а вот оплечье саккоса митрополита Алексия было отреставрировано и хорошо сфотографировано. Это оплечье украшено жемчужным шитьем и дробницами

Дробницами называли металлические бляхи или пластинки, большей частью плоские и круглые, иногда продолговатые, служившие для украшения древнерусского платья: ферязей, опашней, саккосов и т.д. .



Оплечье саккоса митрополита Алексия. XIV век. Музеи Московского Кремля

Кстати, если бармы / оплечье из рязанского и суздальского клада были когда-то нашиты на ткань, то скорей всего это было сделано примерно как на этом саккосе, само оплечье должно было быть не столько круглой "пелериной" как на сохранившихся в Оружейной палате тканевых бармах царей, сколько вот примерно такой окантовкой ворота

Еще есть вот такие очень подробные фото уже значительно более позднего предмета одежды, без дробниц, но с вышивкой.



Саккос с оплечьем "Союзом любви связуемые апостолы", XVII век. Оплечье выполнено лицевым шитьём в мастерских Строгановых из итальянской ткани. ГИМ





Pасшитое жемчугом в Мастерских Кремля оплечье стихаря из Патриаршей ризницы, XVII век.

Про оплечья стихаря написано, что в этой одежде они символизируют "израненные плечи" Христа. Про саккосы и стихари с оплечьями и без я напишу отдельнo, поскольку их сохранилось очень много и на примере этой одежды можно изучать историю импорта тканей в Древнюю Русь.

Осталось посмотреть на царские оплечья - бармы

Как коронационные регалии бармы впервые упоминаются в 1498 году - их вместе с "венцом" (видимо, Шапкой Мономаха) возложили на князя Дмитрия Внука во время поставления на княжеский престол, совершившегося впервые в истории России в 1498 году в Успенском соборе Московского Кремля

В XVI-XVII веках были составлены подробные Чины венчания на царство российских царей, где определён порядок перенесения и возложения на государя всех царских регалий, включая бармы. С середины XVI века (эпохи Ивана Грозного)  до начала XVIII века (Петр Первый)  бармы надевались русскими князьями и царями при коронации и во время торжественных выходов.

Все 5 сохранившихся в России царских барм находятся сейчас  в Оружейной палате Кремля (и бармы из рязанского клада тоже)

Давайте посмотрим, как они выглядят, а заодно на портреты царей, которым принадлежали эти бармы, похоже на портретах нарисовано или нет



Бармы. XVI в. Атлас (2-х видов), шнур шелковый из Италии.Мастерские Московского Кремля.

Дробницы не сохранились. И скорей всего все эти узоры должны были быть обшиты жемчугом, который тоже не сохранился.Как это могло выглядеть раньше, легко представить, если посмотреть на вышитое жемчугом оплечье стихаря с фотографии выше.

В XVI веке правили  Василий III, Иван Грозный, Федор Иоаннович и Борис Годунов. Кому из них могли принадлежать эти бармы, гадать не буду, музейный сайт информации не дает, может музейные работники и сами не знают.



Бармы царя Федора Иоанновича. Конец XVI в. Атлас, камка из Италии- вторая половина XVI в.  Мастерская царицы Ирины Годуновой

Видите, здесь сплошные религиозные мотивы? Не сказали бы, что это царские бармы, можно было бы подумать, что это оплечье  с одежды патриарха

Не знаю, как кому, а мне почему-то кажется, что эти бармы раньше украшали драгоценные камни по краю, а потом их почему-то сняли. И жемчугом должно было все быть обшито. Ну не могут быть сохранившиеся бармы такими простыми, если на всех прижизненных портретах в бармах там все просто сияет самоцветами.



Слева: портрет царя Федора Иоанновича из Царского титулярника 1672 г  Справа: Братья Белоусовы (Палех). Царь Федор Иоаннович на троне. Роспись южной стены Грановитой палаты. Фрагмент. 1881-1882 гг

Бармы царя Михаила Федоровича. (первого Романова) 1629-1645 гг. Знаменщик (автор): Матвеев Марк, Осипов Сидор. Tкани из Италии - XVII в. шелк, нить золотная, нить серебряная, нить шелковая, нить хлопчатобумажная. Мастерская царицы Евдокии Лукьяновны.

Здесь то же самое,  первоначально  бармы должны были быть обшиты жемчугом и должны были быть драгоценные камни по краю и в кольцах.



Слева Михаил Фёдорович в "Большом наряде" (наряд, который надевали при венчании на царство) 1613 год. Иллюстрация из книги "Летописный и лицевой изборник дома Романовых". Справа портрет Михаила Федоровича неизвестного художника

Бармы царя Алексея Михайловича.  или  Бармы греческой работы  Медальоны были изготовлены в Турции в 1660-1662 гг (золото, алмазы, рубины, изумруды, сапфиры). Оплечье под бармами было сделано в мастерских Кремля - до 1682 г. из итальянсого атласа XVII в.

Это самые ценные бармы, единственные, где сохранились украшения



Слева: портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины XVII века. Школа Оружейной палаты. Конец 1670 - начало 1680 годов Справа: портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный художник XVIII век.

Бармы. 1682 г.; ткань- атлас, тафта, нить золотная, шнур шелковый, пергамен, трунцал- Италия, XVII в. Мастерские Кремля

В 1682 году на царство венчались два царевича одновременно - пятнадцатилетний Иван и девятилетний Петр. Для кого из них были сделаны эти бармы, музейный сайт не уточняет.



Иван V Алексеевич Неизвестный художник Государственный Эрмитаж

После Петра русские императоры бармы носить перестали и вообще коронационные регалии изменились, но вышитые оплечья остались на саккосах и стихарях духовенства.

А вам какие бармы и оплечья больше всего понравились?

история, Россия, одежда

Previous post Next post
Up