Первого января 1988 года советским зрителям показали четырёхсерийный телефильм "Гардемарины, вперёд!", снятый Светланой Дружининой по роману Нины Соротокиной "Трое из Навигацкой школы" и рассказывающий о событиях середины XVIII века
Художником по костюмам в фильме была Марина Здорнова-Патеновская
Анастасия Ягужинская
А главной модницей и красавицей фильма является прекрасная Анастасия Ягужинская в исполнении Татьяны Лютаевой.
Правящая в то время в России императрица Елизавета Петровна - большая модница, меняет наряды, следит за модными тенденциями и ее придворные не отстают. Большие деньги тратят дворяне на дорогие ткани, платья и камзолы расшитые золотом и серебром, украшения.
Анастасия Ягужинская происходит из богатой и знатной семьи. Отец генерал-прокурор, мать придворная дама. Привыкшая к роскоши красавица и одевается соответственно.
Анастасия Ягужинская, кадр из фильма "Гардемарины, вперед!"
Анастасия молода, красива и может позволить себе одеваться по последней моде. Она девица на выданье, так что ее внешнему виду мать уделяет особое внимание. Ее платья дорогие и модные, но не такие открытые, как может позволить себе замужняя дама. Украшения и драгоценности прекрасны, но мать Анастасии носить бриллианты, а девушка - жемчуг.
помните, как горничная переживает, что "Маменька заругает", когда Анастасия берет шкатулку с драгоценостями. Молодой девице не разрешали носить то, что нравится, только скромный жемчуг и кольца
Первое явление Ягужинской - у навигационной школы. Юноши любуются из окна далёкой и холодной красавицей. Она в белоснежном платье, расшитом жемчугами. Образ легкий, чистый, неземной.
"Влюбиться в Анастасию Ягужинскую - все равно, что пылать страстью к звезде!", - восклицает влюбленный Александр Белов, глядя на нее в этом наряде.
кадр из фильма "Гардемарины, вперед!"
Белое платье представляет собой стилизацию, реальная Анастасия носила бы другой силуэт, на ней был бы корсет и вырез сердечком появился гораздо позднее.
То же самое жемчужное ожерелье на шее красавицы в другой сцене. В церкви этот комплект дополнен серьгами и изящной плетеной жемчужной лентой с подвесками.
кадр из фильма "Гардемарины, вперед!"
Длинные жемчужные серьги и это колье вызывают ассоциации с украшениями, которые носили на Руси боярский, допетровских реформ.
Бантики, кружева, узкие рукава, тонкие собранные ленты, все по последней французской моде
Другой роскошный наряд Анастасии - золотое платье. Низко вырезанное, с обильной отделкой, ,это платье соответствует моде XVIII века и напоминает нам портреты мадам Помпадур.
портрет маркизы Помпадур, Француа Буше
Именно она задавала моду всей Европе, королевской фаворитке подражают, ее наряды копируют
кадр из фильма "Гардемарины, вперед!"
В этом же золотом платье Анастасия воссоединяется с любимым. В финале она похожа на невесту.
И третий образ, о котором мы сегодня поговорим, - черное платье и траурный чепец с вуалью, в котором Анастасия присутствует на казни своей матери.
кадр из фильма "Гардемарины, вперед!"
Очаровательную головку нашей авантюристки украшает чепец а ля "Мария Стюарт" с мыском в форме сердечка. Такие чепцы и шляпки войду в моду в XIX веке, но и в XVIII носили нечто подобное. Темная вуаль должна скрывать лицо девушки, находящейся в розыске.
1. Женский портрет вторая половина 18 века 2. Anna Rosina de Gasc (Lisiewska) - Anna Sophia Charlotte of Brandenburg-Schwedt, duchess of Saxe-Eisenach, 1742 г.
Ну и наконец самый эффектный изапоинающийся наряд Анастасии Ягужинской - алое платье и дорожный костюм
Анастасия Ягужинская, кадр из фильма "Гардемарины, вперед!
Костюмы в фильме не исторически точны, это стилизованные фантазии на тему XVIII века, а в сцене, где Анастасия одевается, видно, что на ней нет не то что корсета, но и нательной рубашки.
кадр из фильма "Гардемарины, вперед!"
Роль панье выполняет жёсткая накрахмаленная пелерина. Платье зашнуровывают прямо на голое тело, что было бы совершенно невозможно
кадр из фильма "Гардемарины, вперед!"
Анастасия ждет, что ее поведут на допрос и хочет выглядеть наилучшим образом. Она выбирает красное бархатное платье с золотой отделкой и золотыми же кружевами. Дорогой, роскошный наряд.
Роль стомакера, плотной вставки, закрывающей шнуровку платья, выполняет золотая вышивка и кружевa
Красное платье Анастасии напоминает наряд другой известной авантюристки XVIII века.
Княжна Тараканова, Флавицкий
Платье, в котором пустилась бы в путешествие благоразумная дама 1740 - ых годов было бы похоже на эти:
1. Robe à l'Anglaise 1740-60, 2. шелковый камзол 1730-1750 г, Франция
Но наша красавица не планировала путешествие, а решившись на побег, не стала менять наряд.
Анастасия выросла в достатке и богатстве, она избалована и привыкла ко всему самому лучшему. Даже ее дорожный костюм роскошный, расшит золотыми цветами, шею украшают золотые ленты, в ушах сверкают бриллианты. Наряд дополняют треуголка, камзол и плащ.
Анастасия Ягужинская
Такая красавица не может остаться незамеченной на постоялых дворах, а ведь она должна тайком пересечь границу и остаться инкогнито.
Возможно ли это в красном платье, мгновенно приковывающем всеобщее внимание? Она будто сама хочет быть пойманной, хочет, чтобы ее остановили.
Глубокий вырез вечернего платья скорее всего был бы прикрыт косыночкой, но вместо жабо ее грудь прикрыта тонкими золотыми кружевами, обернутыми вокруг шеи.
Треуголка очень популярный головной убор и женщины с удовольствием переняли его из мужского костюма.
Женские треуголки отличались меньшим размером и изящной отделкой. Это элемент дорожного или охотничьего костюма, но так же ими любили дополнять образ для маскарада.
1. Elisabeth Christine of Braunschweig-Wolfenbuettel 2. Екатерина II в молодости
Расшитый золотыми цветами камзол Анастасии Ягужинской как часть дорожного или охотничьего костюма, так же перекочевал из мужского наряда.
кадр из фильма "Гардемарины, вперед!"
"Влюбиться в Анастасию Ягужинскую - все равно, что пылать страстью к звезде!" -- скажет про свою возлюбленную Александр Белов. Что ж, он абсолютно прав. И гардероб Анастасии соответствует ее звездному статусу и характеру.
Софья Зотова
Вторая красавица сериала - Софья, и поскольку большинство ее нарядов в силу сюжета скромные и неброские, посмотрим только на один ее наряд - слегка маскарадный.
Очаровательная лотошница Софья, кадр из фильма "Гардемарины, вперед!"
…Ленты, иголки, булавки, тесьма,
Все, чтоб свести кавалера с ума.
Кружева, шпильки, помада,
Все, что любезнице надо….
Песня, которую пела Софья, притворяясь торговкой женским счастьем, звучит как волшебное заклинание, перечисление ингредиентов для приворотного зелья или эликсира красоты и молодости. Так и хочется заглянуть в ее лоток, поперебирать эти ленты и скляночки с помадами и духами.
На то и был расчет, ведь Софья должна была попасть в дом Де Брильи. Она старается привлечь к себе внимание, поэтому ее наряд так контрастирует с окружающей обстановкой.
На Софье легкомысленное платье, очень кокетливое и во многом театральное. Это фантазия на тему идеальных нарядов пастушек, молочниц и крестьянок, так очаровавшая в свое время Марию-Антуанетту.
1. Принц и принцесса Конде в образе садовница и садовницы, Francois Hubert Drouais, 1757 2. Портрет Мадам Элизабет, sœur du roi (1783) худ. Элизабет Виже Лебрен
События в "Гардемарины, вперед!" происходят за несколько десятилетий до того, как Мария-Антуанетта введет в моду нарочито простые платья-рубашки и соломенные шляпы.
Наряд Софьи состоит из бежевого цвета платья и голубого бархатного корсажа. Вероятно, но заменяет корсет, а шнуровка корсажа в платье более знатной дамы была бы прикрыта вставкой-стомаком.
Но, Софья изображает уличную лотошницу, так что ее наряд очень органичен. Оборочки, цветы в волосах, серьги, ожерелье, она демонстрирует товар лицом, так сказать.
кадр из фильма "Гардемарины, вперед!"
Правда, мне кажется, что этот наряд все-же слишком роскошен для лотошницы. Шелковое платье, бархатный корсаж, жемчуг…
Будь Де Брильи более внимателен и осторожен, он легко бы понял, что перед ним ряженая, а не опытная горничная. Откуда у простой девушки, торгующей на улице, средства на дорогие ткани
Самое заметное украшение - брошка Анастасии. Она крупная, яркая, контрастирующая со светлым бархатом корсажа.
Ольга Машная в роли Софьи , "Гардемарины, вперед!"
Пожалуй, из всех нарядов Софьи Зотовой этот - самый интересный. Остальные ее платья скромные и неброские. И, все же, она очаровательна даже в сером монастырском одеянии. А уж в кокетливом образе расторопной горничной от нее невозможно отвести взгляд.
Отсюда,
Отсюда и
Отсюда