Сложные советско-американские отношения порой приносили очень странные плоды. Снятый совместно в Ленинграде фильм “Синяя птица” (1976) режиссера Джорджа Кьюкора - один из них.
Волшебная сказка Мориса Метерлинка. Прекрасные талантливые актрисы в главных ролях: Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Джейн Фонда, Сисели Тайсон, ангельская малышка Пэтси Кенсит. Увы, гора родила мышь, фильм провалился в Штатах, да и у нас он не обрел популярности, после проката по ТВ его особо не показывали и не показывают.
Кадр из фильма. Элизабет Тейлор в роли Света
Элизабет Тейлор в нем играет Мать, Колдунью, Свет и Материнскую любовь. Сделанное на Ленфильме белое платье из гардероба Света выставлено сейчас в музее Ленфильма, в стеклянных витринах на 2 этаже.
Платье Света в музее Ленфильма
История создания костюмов в этом фильме причудлива. В титрах указаны Марина Азизян, художник Ленфильма, и Эдит Хэд от 20th Century Fox.
Марина Цолаковна рассказывает, что изначально костюмы вообще нарисовал Брайан Уайлдсмит, британский иллюстратор (он делал эскизы декораций и рисунки для фильма). И Тейлор их забраковала.
Сохранилось и несколько эскизов Хэд для Лиз: белое пышное в оборках платье и пурпурное платье с передником и плащом.
Эскизы Эдит Хэд для Лиз Тейлор
Но и Эдит не угодила Лиз.
"Меня срочно вызвали к директору "Ленфильма" и дали срок всего три дня для создания новых эскизов для Лизочки (она сразу разрешила мне так ее называть)", - говорит в интервью Азизян.
Марина Азизян справа от Тейлор
"Все эскизы я делала два раза, то есть один раз я делала по Метерлинку, а второй раз для Кьюкора. Каждый раз видя какие-то эскизы с таким мистическим направлением особенным цветом и так далее он говорил: "ну это Метерлинк, а мы же делаем коммерческую картину.
Я получила большое удовольствие от работы с Элизабет Тейлор. Мы с ней даже можно сказать как-то симпатизировали друг другу. Я во всяком случае относилась к ней с большой нежностью, видя в ней человека очень талантливого, с безумно сложной судьбой и познакомилась с ее приемной дочерью".
МАРИНА ЦОЛАКОВНА АЗИЗЯН
Кадр из фильма. Элизабет Тейлор в роли Света
Платье сшито из шелкового бельевого трикотажа - в советские времена с тканями была напряженка. Тейлор была сначала критично настроена к материалу, но Марина Азизян смогла ее убедить, что это дорогая ткань.
"Тогда у нас в магазинах купить приличную ткань было невозможно. Для платья Элизабет я раздобыла отрез бельевого шелкового трикотажа. "Сколько же это стоит?" - спросила звезда. Я ответила: "Если директор узнает об этом материале, головы мне не сносить". Спасло умение работать руками - шесть мастериц вручную расшивали этот наряд, и никто ничего крамольного не заметил, а платье Лизочке очень понравилось…"
МАРИНА ЦОЛАКОВНА АЗИЗЯН
У Света было несколько платьев, это второе платье, без воротника
Кадр из фильма. Элизабет Тейлор в роли Света
Шесть мастеров расшивали этот костюм стразами из чешского стекла, пайетками и бисером в течение 2 месяцев.
Понравилась звезде и работа закройщицы Вероники Владимировны Рысьевой, которой она предложила стать ее личной швеей. Но Вероника Владимировна отказалась.
Платье Света в музее Ленфильма
Платье Света в музее Ленфильма
Платье Света в музее Ленфильма
Юрий Хрусталев, мастер-бутафор, изготовил для Света-Тейлор звенящий хрустальный головной убор.
“Элизабет Тейлор не смогла с ним расстаться и увезла это украшение с собой в Америку”, - рассказывает Азизян.
В нём она сфотографировалось для Милтона Грина в Эрмитаже.
Элизабет Тейлор перед троном Петра Первого в Эрмитаже.
Вообще, фильм снимался долго и с приключениями.
Менялись советские артисты,
Элизабет Тейлор и Ава Гарднер напивались прямо во время съемок, причем графики их "попоек" не совпадали.
Лиз Тейлор и Ава Гарднер. На Тейлор второе платье Света
Лиз Тейлор и Ава Гарднер. На Тейлор второе платье Света
Кьюкору навязали Сисели Тайсон, в то время как режиссер хотел Ширли Маклейн на роль Кошки. И он считал, что Тайсон проводит над ним обряды вуду.
Советские актеры не говорили на английском и просто не понимали, что он им говорит, а английский текст учили написанным русскими буквами.
Сисели Тайсон и Джейн Фонда
Роль Воды, первоначально должна была играть Майя Плисецкая, но эта роль не состоялась
Приехала Плисецкая. Увидела костюмы Тейлор, спросила:
- А где это делали?
Дело в том, что сначала Тейлор хотела шить костюмы у себя. Тогда Плисецкая сказала, что будет шить костюмы в Италии, у каких-то очень известных модельеров. А потом, когда она увидела костюмы Тейлор, сшитые на "Ленфильме", сказала:
- Как на "Ленфильме" сшили? Я тоже хочу на "Ленфильме"!
В общем, это была "Тысяча и одна ночь".
ЕВГЕНИЙ ТАТАРСКИЙ "ЗАПИСКИ КИНОРЕЖИССЕРА О МНОГИХ И НЕМНОГО О СЕБЕ"
Элизабет Тейлор
Отсюда В качестве бонуса от меня:
Эскиз костюма Удовольствия для Авы Гарднер. Эскиз из интернета, без фамилии художника, скорей всего это Эдит Хэд
Костюм Матери для Элизабет Тейлор тоже сделала Марина Азизян, этот сине-белый костюм заменил забракованый Тейлор пурпурный с плащом и передником, на эскизе выше
Это неиспользованный в фильме костюм Воды, сделанный для Майи Плисецкой Пьером Карденом. Сейчас хранится в Театральном музее Спб.
Судя по всему Плисецкая в конце концов передумала, хотя всерьез рассматривала Ленфильм после того, как увидела костюмы Тейлор.