В 1967 году на экраны вышла экранизация романа Л.Н. Толстого "Война и мир" - киноэпопея в четырёх частях, одна из самых масштабных работ в творчестве Сергея Бондарчука, занявшая 6 лет его жизни, и одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа.
Киноэпопея получила массу наград: премия "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке (1969). Премия "Золотой глобус" за лучший фильм на иностранном языке (1969). Главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года и множество других
Все началось с того, что в 1956 г. великий русский роман был экранизирован американским режиссёром Кингом Видором, и после того, как этот фильм вызвал неподдельный интерес у советской публики, советские кинематографисты всерьёз задумались о необходимости отечественной постановки "Войны и мира", которая раскрыла бы замысел Л. Н. Толстого с русской точки зрения, показала бы не просто любовные драмы российского высшего света и европейские военные разборки начала XIX века, но и показала бы, что такое была Война 1812 года для русского общества и почему она называлась Отечественная
Проект был поистине грандиозным. Киноэпопея создавалась в течение долгих шести лет (с 1961 по 1967 годы), а сложность поставленных задач потребовала привлечения к постановке консультантов, музееведов, литературоведов, историков, а также других специалистов самых различных отраслей. Размах и серьёзность картины привели к необходимости согласования организационных вопросов с представителями государственной власти. Поэтому контроль над созданием всех четырех фильмов осуществлялся непосредственно Министерством культуры СССР, а съёмки военных сцен регулировались Министерством обороны СССР.
Первой вариант сценария 1961 года сразу совмещал в себе постановку с эскизами художника Е. А. Куманькова и другими изобразительными материалами, наглядно представлявшими эту эпоху
Фрагменты сценария "Война и мир" 1961 г. Художник-постановщик Е. А. Куманьков
Но первоначальный сценарий не утвердили, долго решали, будет в фильме 3 или 4 серии, в результате в окончательном проекте было задействовано еще три художника по костюмам: М. Г. Чиковани, Н. В. Бузина и В. М. Вавра.
Если учесть число персонажей, задействованных в эпопее, трудно представить, с каким объёмом работ пришлось столкнуться создателям костюмов. Для разных сцен главным героям требовалось несколько нарядов. Так, например, Андрею Болконскому полагалось 7 костюмов, Пьеру Безухову - 8, Наташе Ростовой - 4. И это только главные герои.
Слева костюм Андрея Бoлконского для фильма "Война и мир". Музей Мосфильма. Справа сцена из фильма
Слева мундир императора Александра I в фильме "Война и мир". Музей Мосфильма. Справа артист В.А. Мурганов в роли императора Александра. Пленка делает мундир темнее чем реальный цвет
Слева народный артист СССР В.И. Стржельчик в роли императора Наполеона в фильме "Война и мир". Справа надетый им в сцене слева жилет императора Наполеона из фильма. Музей Мосфильма.
Слева двухуголка и мундир императора Наполеона из фильма "Война и мир". Музей Мосфильма Справа сцена из фильма
Вверху костюм из кинофильма "Война и мир" Художник по костюмам Н.В. Бузина Музей Мосфильма. Внизу сцена из фильма с этим костюмом
Слева сцена из фильма. Справа костюм из кинофильма "Война и мир" Художник по костюмам Н.В. Бузина Музей Мосфильма.
А там еще была многотысячная массовка в батальных сценах.
Самой сложной и значимой была работа по реконструкции военной формы, как персонажей, так и участников многотысячной армии. Над этими костюмами работал в основном историк военного костюма и художник Вячеслав Михайлович Вавра (1920−1964), который с невероятной скрупулёзностью - мундир за мундиром изучал и воссоздавал на бумаге солдатские и офицерские униформы различных полков разных армий.
Слева ментик офицера Павлоградского полка со съёмок худ. фильма "Война и мир" Музей "Бородинская битва" (в этом полку служил Николай Ростов). Справа Николай Рыбников в роли Василия Денисова (Дениса Давыдова)
Слева мундир, в котором будущий народный артист РСФСР С.П. Никоненко снимался в роли русского офицера в фильме "Война и мир". Музей Мосфильма. Справа сцена из фильма, где молодой артиллерист в исполнении Никоненко прогоняет с батареи Раевского, из самого пекла Бородинской битвы, Пьера Безухова в штатском платье
У меня нет никаких сомнений, что если Мосфильм говорит, что это мундир Никоненко, значит так и есть. Но как же пленка цвет могла поменять!
Сохранилось письмо В.М. Вавры директору картины Н.А. Иванову, в котором, поручая "ввиду болезни" решить все вопросы, связанные с цветом и покроем костюмов Е.И. Куманькову и М.Г. Чиковани, художник уверяет, что можно смело придерживаться его эскизов, так как они "выполнены на основании самых авторитетных источников".
Письмо В. М. Вавры и эскиз В. М. Вавры
В Информационном центре "Мосфильма" хранится несколько альбомов эскизов с подробной прорисовкой костюмов М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, Наполеона, Александра I, персонажей, задействованных в военных действиях, формы одежды в различных войсковых частях, как русской, так и французской армий.
Целых 5 папок:
1. Эскизы военных костюмов французской армии 1805-1812 гг.
2. Эскизы военных костюмов французской армии 1805-1812 гг. (Персонажи)
3. Эскизы военных костюмов русской армии 1812 г.
4. Эскизы военных костюмов русской армии 1805 г.
5. Эскизы военных костюмов русской армии 1805 - 1812 гг. (Персонажи)
Эскизы В. М. Вавры из фондов "Мосфильма"
Некоторые эскизы В. М. Вавры можно также увидеть в экспозиции Московского музея-панорамы "Бородинская битва"
Эскизы костюмов для кинофильма "Война и мир"В.М. Вавры. Слева рядовой 23-го драгунского полка. 1812, справа рядовой Саксонского легко-конного полка. 1812. Корпус Эммануэля Груши. Из музея "Бородинская битва"
Эскизы костюмов для кинофильма "Война и мир" В.М. Вавры. Слева рядовой Малороссийского кирасирского полка. В центре рядовой 1-го пехотного Вюртембергского полка. Справа знаки отличия армейских и гвардейских полков. 1812. Из музея "Бородинская битва"
Для того, чтобы заготовить все постановочные средства для картины: костюмы, амуницию, реквизит, невозможно было обойтись только силами цехов киностудии и театральных мастерских - требовалась организация размещения заказов на предприятиях страны. Только для русской пехоты предполагалось пошить примерно 3000 "полных костюмов" и сверх этого - 1000 "киверов II-го плана", столько же - для французской армии, более 2000 костюмов - для кавалерии и т. д.
В такой ситуации коллектив съёмочной группы "Война и мир" обратился за помощью к представителям государственной власти. В результате переговоров решение этих задач было взято под контроль Госплана РСФСР, Государственного комитета местной промышленности, ВСНХ РСФСР, Главснабсбыта Министерства культуры СССР и Министерства обороны СССР.
Слева костюм гренадера из фильма "Война и мир" Ейский историко-краеведческий музей имени В.В. Самсонова
В центре эскиз костюма гренадера армейской пехоты. 1812 для кинофильма "Война и мир" В.М. Вавры. Музей "Бородинская битва"
Справа сцена из фильма. Гренадеров узнаешь по киверу на головном уборе
С помощью Госплана РСФСР и Госкомитета местной промышленности к обеспечению костюмами, реквизитом и другими постановочными средствами были привлечены свыше сорока предприятий, в том числе часть предприятий массового производства, что практически и дало возможность в пятимесячный срок подготовить съёмки массовых сцен.
Для примера, кто что изготавливал:
7-я Швейная фабрика им. Тельман - 6500 мундиров
20-я швейная фабрика - 2500 чакчир (военных брюк)
3-я швейная фабрика - 2000 гетр, 900 вольтрапов и чапраков
19-я трикотажная фабрика - 4600 лосин;
13-я кожгалантерейная фаврика - 6200 киверов
Кроме размещения заказов на изготовление необходимого реквизита, часть вещей закупалась в комиссионных магазинах и у антикваров, часть - брали напрокат. Но этого было недостаточно.
Сцена из фильма
Фрагмент платья со съёмок "Войны и мира" из Музея Мосфильма. Платье целиком ниже
Платья со съёмок "Войны и мира" из Музея Мосфильма.
Костюм и платье со съёмок "Войны и мира" из Музея Мосфильма.
Поэтому директор фильма В.С. Циргиладзе обратился к Генеральному директору Киностудии "Мосфильм" с предложением поставить вопрос "о предоставлении, в порядке исключения, права пользоваться предметами из фондов, а в отдельных случаях - из экспозиций музеев и зданий, находящихся под наблюдением управления по охране памятников старины"
Разрешение на предоставление в качестве реквизита для съёмок подлинных вещей, хранящиеся в музеях страны, а также многочисленные съёмки на территориях и в помещениях памятников культуры - было получено. Около 40 организаций предоставили предметы из своих фондов, в основном, конечно это были предметы типа мебели или оружия, одежду музеи не предоставляли
Объявление на съемочной площадке
Иногда уже во время съемок возникали достаточно большие проблемы, например, в сентябре 1963 года лошади, которые принимали участие в массовых батальных сценах, заразились стригущим лишаем. В конце сентября - начале октябре эпидемия стала настолько серьезной, что лошадей приходилось оставлять на карантине в конюшнях.
Сцена из фильма
В связи с чем пришлось дезинфизировать все имущество Мосфильма, находящееся на складе и соприкасавшееся с кожным покровом конского состава (чепраки, вальтрапы и т. д.,)
A костюмы, используемые кавалеристами для съемок, должны были быть подвергнуты дезинфекции в пароформалиновых камерах, силами и средствами медсанроты
Сцена из фильма
Отсюдa