Как мы обычно представляем себе сапоги XVI века?
Как в сказках - что-то очень яркое, с высоко загнутыми носками, иногда красиво вышитое, с аппликациями или расшитое жемчугом. Сказочное. Как на картине Репина, как Иван Грозный убивает своего сына
Как в такой красоте можно было ходить по раскисшим дорогам в российском климате, сколько такие сапоги стоили и кто себе их мог позволить, мы не задумываемся.
Поэтому крайне интересно взглянуть на настоящие сапоги того времени, найденные археологами, из музея. Не царские, а обычные
Cначала немного истории.
Общераспространенной обувью в Древней и Средневековой Руси были мягкие сапоги и "полусапожки" с укороченными голенищами на мягкой однослойной или двух-трехслойной подошве, при этом никакой прокладки внутри задников не делали.
Высокие кожаные сапоги стали популярны в Москве со второй половины XIV века, после того, как с востока вместе с импортными сафьяновыми сапогами проникли технологии обработки кожаного сырья и появились новые возможности раскроя и сборки обуви из нескольких частей. Сапожники теперь кроили отдельно голенище, задник, переднюю часть (головку) и подошву.
Благодаря этому с середины XIV века наряду с мягкой кожаной обувью стали носить сапоги "жесткой" конструкции.
На Руси XV века сапоги "жесткой" конструкции носили повсеместно. Заготовки для них, детали новых и изношенных изделий того времени обнаружены археологами в Москве, Твери, Новгороде, Пскове, Переяславле Рязанском
Кроилась обувь на одну ногу, так как колодки, с помощью которых шилась обувь, не давали различий правого и левого сапога. Так и говорили: "Два сапога - пара, и оба на левую ногу". Поэтому новые сапоги долго разнашивали.
Стоили сапоги довольно дорого. На одну пару сапог в ХV в. можно было сменять 7 пудов ржаной муки или 16 кг сливочного масла. Поэтому чаще всего богатые люди изготавливали обувь дома, для чего держали опытных холопов - сапожников.
Перейдем теперь, наконец, к XVI веку
В 2017 году на территории парка "Зарядье" в Москве проводили археологические раскопки в связи с обустройством территории и нашли колодец, а в нем модные кожаные сапоги середины XVI века (время Ивана Грозного)
Археологи предположили, что владельца сапог кто-то в колодец бросил, времена то были... не совсем цивилизованные. И он, чтобы выбраться наружу по мокрым и скользким деревянным стенкам, вынужден был разуться и бросить дорогие и модные сапоги в колодце - жизнь то дороже! Но эта неприятность обернулась археологической удачей - вода без доступа кислорода обеспечила сапогам великолепную сохранность.
И эти сапоги являются прекрасно сохранившимся примером жесткой конструкции сапога, не уровня царя и его приближенных, а для более широкого круга владельцев обуви того времени
Кожаные сапоги середины XVI века из колодца в Зарядье. Музей Москвы. B круглые отверстия на высоких голенищах сапог могли вставлять небольшие лоскуты дорогих тканей (например, шелка) - так, чтобы они проглядывали наружу и создавали впечатление, будто владелец сапог носит дорогие штаны. Верх настоящих штанов при этом скрывался под традиционной длиннополой одеждой.
Особенностью сапог "жесткой" конструкции, изготовлявшихся в России XVI века, был твердый, загнутый вверх и подшитый к вырезу головки носок. Чтобы на подъеме такого сапога не образовывались глубокие складки и кожа со стягивающими ее швами не перетиралась и не рвалась, на головке делали поперечное тиснение (линование). Вследствие этой операции на вогнутой стороне носка появлялась гофрировка
Экземпляры такой обуви, датируемые концом XV - первой половиной XVI столетия, обнаружены в Пскове и Ивангороде. Некоторые из них украшены вырезами по голенищу: в верхней его части - парными круглыми, по низу - зубчатыми. Этими вырезами не только любовались; продев в них пальцы рук, сапог натягивали на ногу.
Кожаные сапоги середины XVI века из колодца в Зарядье. Музей Москвы
До середины XVI века "жесткую" обувь украшали редко, скупо расшивая ее цветной нитью, а самыми распространенными расцветками для сапог были черный и красный - заграничные гости и послы в своих записках упоминают чаще всего эти два цвета.
Для получения кожи черного цвета русские мастера использовали соли и окислы железа или деготь, которым начиная с XIV века обычно смазывали изделие. Реже ими применялся красный сандал, окрашивающий кожу в соответствующий цвет.
Кожаные сапоги середины XVI века из колодца в Зарядье. Музей Москвы
Kрасные сапоги, возможно, были изготовлены из юфти - краснодубной кожи самого высокого качества. Юфть упоминается в исторических источниках с XVI века, тогда же в отечественном кожевенном производстве стали широко применять крашение материала Последнее обусловило появление во второй половине XVI века колористически разнообразной обувной продукции.
Надо, наверное, упомянуть, что до 1666 года на Руси сафьян (от перс. seχt "крепкий, жёсткий" - это тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет) не производился. Он был весь привозным. Только в 1666 году появился первый сафьянный завод в хозяйстве царя Алексея Михайловича на Москве-реке. Местные сапоги были из юфти - толстой кожи или опойки - телячьей кожи.
Кожаные сапоги середины XVI века из колодца в Зарядье. Музей Москвы
Модные тенденции в производстве обуви касались прежде всего формы передней части сапога и его носа.
Например, в конце XV - начале XVI века по всей Европе из Франции и Бургундии распространились длинные узкие носы. Их называют "клювовидные". В Московскую Русь мода на клювовидные сапоги пришла с большим опозданием, и только в отдельные города, тесно связанные с крупными европейскими торговыми центрами. Мода на них продержалась совсем не долго, неудобные они слишком и не прижились.
В начале XVI века пришла мода на обувь с загнутым вверх по-восточному носком. Та самая, которую мы привыкли видеть в сказках
Кожаные сапоги на выставке "Находки моей улицы" Музея Москвы. Один сапог показан целиком, а другой - в деталях кроя
Во второй половине XVI века в Московской Руси появились технологии окраса кожи и появилась очень разнообразная по цвету обувь - желтая, красная, белая, зеленая, телесного цвета и т.д. Кроме того с середины XVI века богатая московская знать начала носить пышно декорированные сапоги - вышитые золотом и шелком и "убранные жемчугом"
Способствовали этому и изменения в материалaх, из который изготовляли обувь.
Со второй половины XVI века обувь начали изготавливать не только из кожи, но и тканей, например, бархата и атласа, кроме того научились комбинировать кожу с другими материалами. Скорняки научились окрашивать кожу в разные цвета, чеботники - комбинировать шелка.
Изменилась техника раскроя и пошива обуви: все больше производилось сапог и башмаков на среднем и высоком каблуке. В то время каблуки делали из многих слоев кожи, которые скрепляли металлическими скобами, и подковывали .
Поскольку фотографий нормальных нигде нет даже на музейных сайтах, показать это лучше всего я смогу, наверное, на художественном эскизе Репина, который он сделал для картины, как Иван Грозный убивает своего сына.
И. Репин. Сапожки царевича. 1883.
Хоть сапоги на эскизе Репина и художественный вымысел, но он этот эскиз делал на основе реальной обуви из палат Романовых в Москве.
Красиво и богато украшенная обувь XVI века сохранилась только в описаниях, реальных экземпляров обуви нет. Но в музеях есть некоторые экземпляры обуви XVII века, о них отдельный пост