Чаплинские образы фильма "Здравствуйте, я ваша тётя!" (1975)

Dec 03, 2021 01:30



Искрометная и эксцентрическая комедия "Здравствуйте, я ваша тётя!" вышла на экран в 1975 годy и, сразу же разойдясь на цитаты, стала хитом. Телефильм был снят по мотивам пьесы Брэндона Томаса "Тётка Чарлея” режиссёром Виктором Титовым.

Художником по костюмам в фильме была Наталья Викторовна Катаева, в девичестве Мордюкова, родная сестра актрисы Нонны Мордюковой

Советский фильм гораздо остроумнее и глубже, чем первоисточник "Тётка Чарлея”, ибо наши кинематографисты сделали из легкомысленной забавной штучки социальную драму об отверженном человеке, но, вместе с тем юмор, присущий тексту, никуда не делся.

В пьесе никаких безработных вовсе нет!

Главный герой пьесы, которого зовут Фрэнкерт Баберлей по прозвищу Бабс - лорд. Причём, склонный к авантюрам - что-то, вроде Берти Вустера. Ещё и выпить любит... Не просто дворянин, а именно - аристократ, что не одно и то же. Это - представитель высшей знати, тогда как полковник Френсис Чеснэй - всего лишь баронет, что гораздо ниже. Его сын - Джекки Чеснэй, равно как племянник миллионерши Чарли Уэйкам - друзья Бабса. Они все учатся в Оксфорде. Есть и другие несоответствия - вместо судьи Кригса в пьесе действует адвокат Стефан Спетлайг, а тётку зовут не Роза, а Лючия (а если учесть, что изначально она стопроцентная англичанка, то - Люси).

В советском же фильме вместо скучающего аристократа появился чаплинский образ "маленького человека"

Но сначала поговорим о внешней атрибутике фильма, точнее о том, как выглядят герои фильма.

Как должны были одеваться герои пьесы, действие которой происходит в 1890-е годы?

Дамский силуэт 1892 года, когда впервые была поставлена пьеса "Тётка Чарлея",  - это очень жёсткий корсет, делавший фигуру похожей на перевёрнутую рюмочку, а в Англии стягивание талии считалось ещё и признаком благовоспитанности леди - чем тоньше стан, тем строже дисциплина!

В нашем же фильме нет и намёка на эту линию - перед нами бескорсетные платья 1910-х в духе Поля Пуаре.

Далее - юбка должна была обрисовывать, но не обтягивать бёдра и расширяться к низу - этот фасон иногда именовали цветком вьюнка "volubilis". А рукава  представляли из себя  фонарики или расширялись у плеча и сужались внизу руки



Модная картинка визитных платьев 1892 года. Кадр из фильма "Здравствуйте, я ваша тётя!" (1975).Тамара Носова - донна Роза д’Альвадорец, тётя Чарли, вдова дона Педро, бразильская миллионерша

Как бы не устала дама-миллионерша 1890-х, она никогда не заявилась бы в гости в том же дорожном платье, в котором прибыла в Англию! Ибо на всё были свои приличия - донна Роза д`Альвадорес непременно переоделась бы в так называемое визитное платье. Журналы мод писали, что для визитов не годятся яркие и светлые тона, однако, следует избегать полностью чёрного (в сочетании с другими цветами - вполне). Наша Роза является в тёмно-зелёном, что очень верно, однако же мы её видим в том же платье, когда она садится в авто по приезде.



Кадр из фильма "Здравствуйте, я ваша тётя!" (1975). Татьяна Веденеева - Элла Делей, воспитанница донны Розы Модная картинка 1892 года.

Далее - причёска. B 1890-е годы это непременно высоко поднятые, подвитые волосы, с чёлочкой. Сама конструкция - довольно простая, если речь не шла о балах и раутах. Шляпка этого периода - небольшая, но обильно украшенная цветами, лентами и пёрышками. Маленькая головка идеально сочеталась с широченными плечами, которые год от года расширялись за счёт рукавов с буфами.

На героинях фильма шляпы или громадные, как у донны Розы, или - скромных размеров, как у Эллы Дэлей, но это уже фасон 1910-х. Не говоря уже об отсутствии могучих плечиков.



Кадр из фильма 'Здравствуйте, я ваша тётя!" (1975). Татьяна Васильева - Энни, невеста Чарли, Галина Орлова - Бетти, невеста Джеки Модная картинка начала 1890-х гг.

В 1890-e годы регламентировались не только приличествующие каждому возрасту оттенки, но и - цветы на шляпках. Так, юным девушкам были положены ромашки, незабудки, белые хризантемы, белые розы. Стричь волосы, как это сделали Энни и Бетти? О, это ужасно. Во-первых, это - девичья краса и женихи оценивали не столько тонкость талии, сколько шик причёски. Волосы и зубы - показатель здоровья будущей матери. Во-вторых, нарочно стриглись так называемые передовые женщины - суфражистки, боровшиеся за право распоряжаться собой.



Картинка из русского журнала мод 1892 г .

Вот в этой системе координат 1890-х весьма органично выглядит страх девочек Энни (в тексте она - племянница адвоката) и Бетти (по пьесе она Китти и - воспитанница его же). Стянутые корсетами с самого раннего возраста, приученные к послушанию и реверансам, зависимые от родственника мужского пола эти существа поздне-викторианской эры действительно выглядят бунтарками против диктата своего дядьки (1892 и 1910-е - это целая пропасть в восприятии мира).



Кадр из фильма 'Здравствуйте, я ваша тётя!" (1975). Татьяна Васильева - Энни, невеста Чарли, Галина Орлова - Бетти, невеста Джеки

А в фильме это стриженые эмансипе, которым всё нипочём.

В общем, наша экранизация - вообще не о том, о чём была вещь Брэндона Томаса, и оно и к лучшему.



Александр Калягин - Бабс Баберлей. Исторический прототип костюма - платье дома Уорт. Mодная картинка 1910-х гг.

Мужской силуэт 1890-х и 1910-х оставался приблизительно одинаковым, даже кепи, которые носит в кадре мистер Уэйкам уже были в ходу. Мужская мода более консервативна с 1800-х годов и меняется намного медленнее. Поэтому сравнивать особо нечего



Визитные костюмы конца XIX века и - 1910-х годов. Изменения коснулись лишь длины



Кадр из фильма 'Здравствуйте, я ваша тётя!" (1975). Армен Джигарханян - судья Кригс, опекун Энни и Бетти. У него благодаря очень крупной, почти матрасной полоске самый странный костюм, а перевернутые усы добавляют образу несуразности

Почему же Виктор Титов решил поменять эпоху - с 1892 года на "расплывчатую" первую половину ХХ века?

Кинофильм “Здравствуйте, я ваша тётя!” был снят на волне всеобщего увлечения ретро-стилем и ретро-эстетикой. Именно тогда, в 1970-е, и возникло это понятие, отделявшее “старые добрые времена” от суетливой современности. Поэтому в фильме нет точного указания на эпоху - в быстро меняющихся кадрах хроники мы видим и съёмки Макса Линдера 1910-х, и фрагмент конкурса на пропорции Венеры 1930-х годов.



Герой Олега Шкловского Джеки Чесней срисован с Макса Линдера.



Герой Михаила Любезнова (Чарли Уэйкем, друг Джеки) срисован с Гарольда Ллойда.

И даже Марлен Дитрих, которая выступает из темноты кадра в каких-то запредельных нарядах - это 1936 год. Tак уж были устроены ретро-фильмы постмодернистских 1970-х, что перед нами некое абсолютное эпическое время, когда деревья были не просто большими, но и волшебными. А росли на них не только роскошные цветы и райские апельсины, но и дамские шляпки.

Cмещены все временные рамки и нам показывают некую обобщённую ретро-тему, где платья и шляпы 1910-х соседствуют со стрижками 1920-х (у блондинки Бетти), а Чеснэй и Уэйкам похожи на звёзд немого кино. Не говоря уже о том, что герой Александра Калягина напоминает персонажей Чарли Чаплина.

Когда перед режиссёром стал вопрос стилистики фильма, он остановил свой выбор именно на немом кино, которое позволит актёрам импровизировать и таким образом избегать возможных штампов постановки. Актёрский ансамбль фильма - люди с большим чувством юмора - уловили пародийно-гротесковую манеру игры и буквально купались в происходящем.



Глаза... А ты - от Мэйбеллин. Реклама 1919 года и кадр из фильма

Под выбранную стилистику органично ложились и несколько нарочито выглядящие элементы костюмов и грима, такие, как кисточкой нарисованные ресницы у Носовой, чрезмерно крупные нарисованные веснушки Васильевой, приклеенные "вверх ногами" усы Джигарханяна, или платье Калягина, обшитое бахромой от обычных занавесок.


Платье у Калягина должно было выглядет странно, поэтому Наталья Катаева придумала обшить его бахромой от обычной занавески, и с бахромой оно странным и получилось. Бахрому она сама тонировала и подкрашивала. В настоящее время это платье хранится в музее Останкино

B центре повествования  "Здравствуйте, я ваша тётя!" - никакая не тётушка Чарли в шляпе, которую в 1910-х годах называли "бельевой корзиной" из-за величины. Не условные копии Макса Линдера и Гарольда Ллойда, и даже не красавица Элла Делей в исполнении прекрасной Татьяны Веденеевой. А калягинский персонаж по имени Бабс Баберлей.

В советской (возьмём шире - русской) интерпретации, персонаж превращается в ...бедняка и трогательного жулика. И вовсе не потому что этого требовала пресловутый классовый подход - показать ужасающий мир чистогана и унижения человека в капиталистическом обществе. Надо было создать грустную историю, не имевшую ничего общего с буффонадой пьесы.



Кадр из фильма  "Здравствуйте, я ваша тётя!" (1975)

У советского Бабса нет никаких шансов - его место на лавочке, он некрасив, нелеп и беден, а мисс Элла, скорее всего, состарится в девах. Несмотря на красоту. Серебряный Век, осень цивилизации, прелесть всех этих эдвардианских шляпок, - всё это навевало грустные мысли.

Часто говорилось о том, что Александр Калягин при создании образа обращался за вдохновением к Бродяге - маске Чарли Чаплина. Не просто же так режиссёр (и он же автор сценария) Виктор Титов перенёс действие из 1890-х в 1910-е.

Вот как сам Калягин вспоминал о съемках в своей книге "Александр Калягин":
"Моя тетка Чарлея родилась из воспоминаний о воспитавших меня женщинах матери, тетках. В нее вошли черты девочек и женщин, в которых я был влюблен, которых просто мельком видел на улице или в транспорте. С режиссером Виктором Титовым мы ни разу не обсуждали: какой тип женщины надо сыграть? Боже упаси. Никогда не было в мыслях. Память выдавала "на-гора" то позу, то жест, то манеру держать веер, стрелять глазками, кокетничать, приподнимать ножку, хлопать ресничками... мы только отбрасывали, что не нужно. Еще важнейшим в работе было воспоминание об опыте Чарли Чаплина, как-то снявшего коротенький фильм "Женщина". Мне тоже хотелось испытать: каково это? Что чувствуют и переживают эти существа в юбках, чулках и прочих деталях туалета?
Женский костюм я обживал старательно, практически не снимая даже в обеденный перерыв. Дело в том, что эти перерывы были короткие, а в буфете - очереди. Если полностью переодеваться: снимать чулки, накидку, юбку и прочее, можно остаться голодным. Этого я себе не позволял никогда! Поэтому я снимал... только парик. Смотрели на тетеньку с лысой головой, мягко скажем, удивленно..."

Чарли Чаплин снялся в комедии "Женщина", где его персонаж вынужден переодеться в дамское платье, в 1915 году

Кадры из фильмов "Женщина" (1915) и "Здравствуйте, я ваша тётя!" (1975).

[Про фильм ]

Итак, фильм "Женщина" (1915).

Эта типичная для того времени лента по духу и по эстетике очень похожа на то, что Титов сделал с первоисточником Томаса. Здесь имеется даже скамейка в парке, на которую акцентировал внимание наш режиссёр.



Кадр из фильма "Женщина" (1915)

По сюжету Бродяга флиртует в парке с некоей дамой, однако, выясняется, что она занята и Чарли толкает своего усатого соперника в воду. Потом неунывающий парень с тросточкой знакомится с хорошенькой девушкой и её маман. Они приводят нового приятеля к себе домой и тут выясняется, что отец семейства - тот усатый ловелас из парка. Поняв, что убежать не получится, Чарли спешно переодевается в комнате девушки.


Кадр из фильма "Женщина" (1915).

Та заставляет его сбрить усы и представиться подругой по имени Нора. Из Чаплина вышла шикарная дамочка - типичная вамп, да ещё какого-то французского типажа. Конечно, в такую Нору сразу влюбляется папаша, который, как все уже поняли, не прочь завести интрижку. Более того, за "вамп" начинает ухаживать друг семьи и между мужчинами возникает соперничество. В конечном итоге обман раскрывается, и опозоренный хозяин просит Бродягу не рассказывать его домочадцам, что произошло в парке.



Кадр из фильма "Женщина" (1915).

Чарли в ответ просит позволения встречаться с дочкой усатого, обнимает её. Тот для вида соглашается, жмёт руку, а потом выкидывает "афериста" из дома. По сути, это мы видим и в нашем фильме - калягинского Бабса изгоняют из благородного особняка.

Есть много общего и в деталях - в одной из сцен у Чарли падает юбка, являя малоэстетичные полосатые штаны. В общем, Титов очень много взял отсюда. Но это не делает историю тётушки Чарли хуже.



Кадр из фильма  "Здравствуйте, я ваша тётя!" (1975)


Все костюмы для фильма  "Здравствуйте, я ваша тётя!" шились в единственном экземпляре. Но не потому, что они такие уникальные. Просто у съемочной группы был настолько ограниченный бюджет, что картину пришлось снимать не на Мосфильме, а в маленьком павильоне "Останкино". И для трюков в целях экономии позвали не профессиональных каскадеров, а артистов цирка. Тканей для костюмов тоже закупили по минимуму.

Наталья Катаева сама рисовала эскизы, подбирала и покупала ткань, покупала на рынках и барахолках недостающие элементы костюмов
И она в прямом смысле этого слова рыдала, когда снимали сцену с битвой тортами.



Кадр из фильма

Актеров тогда попросили сделать один дубль, потому что на дополнительные торты и стиральный порошок для их нарядов денег не было. Калягин, Джигарханян и Козаков пообещали. Но обещания не сдержали.

"И вот швыряю тортом в Джигарханяна, - рассказывает Александр Калягин, - вижу его лицо в креме... и не могу удержаться, плачу от смеха. Понимаю, что нельзя, но удержаться никакой возможности..."



Кадр из фильма

И сцену пришлось неоднократно переснимать... А Наталья Катаева потом должна была одежду чистить и отстирывать... и сушилок тогда не было, сушить иногда приходилось горячим утюгом



Слева сцена из фильма, справа костюм в экспозиции музея Останкино

Сохранившиеся зеленое платье Бабса Баберлея (Александра Калягина) с бахромой от занавески , великолепно скроенный костюм воспитанницы донны Розы Эллы Делей (Татьяны Веденеевой) и две роскошные шляпы сестер- воспитаниц судьи Крица Энни (Татьяны Васильевой) и Бетти (Галины Орловой)  после съемок фильма переехали в телевизионный музей Останкино и вот уже больше 40 лет украшают экспозицию музея


Сцена из фильма, обе шляпки выставлены сейчас в экспозиции музея Останкино

Отсюда   Отсюда Отсюда Отсюда Отсюда

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up