Сеньора Espírito Santo и герцог и герцогиня Кадаваль
Один из самых запомнившихся костюмированных балов ХХ века был организован в декабре 1972 года семейством Ротшильдов.
Вечеринку фотографировал Алексис фон Розенберг-Ред, с которым впоследствии влиятельная семья разругалась на почве, разумеется, денег. После этого фон Розенберг опубликовал снимки бала, не предназначавшиеся для распространения.
Вокруг фотографий сразу же поднялась волна слухов о принадлежности Ротшильдов к масонской ложе. А мероприятие окрестили "Сатанинским балом" и "Вечеринкой иллюминатов" Официальной темой вечеринки был сюрреализм - (от фр. surréalisme, букв. - "сверхреализм", "надреализм") - направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах в художественной культуре западного авангардизма. Сюрреализм отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Слева Рене Магритт "Сын человеческий", cправа Сальвадор Дали "Геополитический младенец наблюдает за рождением нового человека" как примеры сюрреализма
За помощью с организацией вечеринки Мари-Элен де Ротшильд обратилась к Сальвадору Дали. И самый известный сюрреалист на свете мгновенно бросился помогать. Идеи обсуждались вместе, но в основном они принадлежали, конечно же, именно Дали
На мероприятие Ротшильдов позвали высший свет, аристократов, художников и артистов. Текст именных приглашений читался с помощью зеркального отражения, а в качестве дресс-кода требовались: "чёрный галстук, длинные платья и сюрреалистические головы".
Приглашение на Бал Сюрреалистов Ротшильдов. Слева - как оно выглядело, справа - как оно читалось в зеркале
Хозяйкой бала была Мари-Хелен де Ротшильд, пригласившая гостей в один из крупнейших и богатейших замков XIX века Шато-де-Феррье
Фасад французского шато, принадлежавшего династии банкиров, сиял в красной подсветке, производившей иллюзию, будто здание охвачено пламенем. Интерьеры этого замка впоследствии фигурировали в мистическом триллере Романа Полански "Девятые врата" (1999), когда разыгрывалась сцена сатанинского обряда.
Оформление пространства напоминало сцены из самых странных снов. Поднимаясь по лестнице, на которой в разных позах "спали" слуги в костюмах кошек, гости пробирались через черные шелковые ленты, изображающие паутину и лабиринт, чтобы попасть в бальный зал
В зале их встречали хозяин и хозяйка. И если на голове у Ги де Ротшильда была меховая татарская шапка, украшенная блюдом из фазана, то лицо Мари-Элен скрывала оленья голова, "плачущая" самыми настоящими алмазными слезами по 5 каратов каждая.
Слева: Мари-Элен де Ротшильд и Ги де Ротшильд. Справа: Мари-Элен де Ротшильд и барон Алексис де Реде. Ги де Ротшильд - глава французской ветви легендарного семейства. Скончавшийся в 2007 году в возрасте 98 лет, барон был человеком крайне влиятельным и серьезным.
Позже Мари-Элен де Ротшильд оставила на голове только золоченые рога.
Олени или их рога в культуре часто символизируют сверхъественное и оккультное: вспомнить хотя бы их значение в сериале "Настоящий детектив" или многочисленные столкновения киногероев с животными на дороге, после чего сюжет разворачивается в сторону потустороннего. Возможно, что именно эта маска спровоцировала слухи о сатанизме и прочих очень странных делах, которые якобы происходили на той вечеринке.
Мари-Элен де Ротшильд, в девичестве Мари-Хелен ван Зюйлен де Ниевельт де Хаар - вторая жена барона Ги де Ротшильда. И его дальняя родственница: бабушкой Мари-Элен по отцовской линии была баронесса Элен де Ротшильд - двоюродная бабушка барона Ги де Ротшильда.
Справа Сальвадор Дали и итальянская принцесса Мария Габриела де Савойя. Работы Сальвадора Дали были в числе других работ художников-авагардистов, которые Ротшильды помещали на этикетки вина своего производства "Шато Мутон Ротшильд"
Актриса Одри Хепберн и барон Алексис де Реде (оба в головных уборах авторства Дали). Одри Хепберн была близкой подругой барона и баронессы де Ротшильд. На балу актриса появилась в шляпе, имитирующей золотую клетку, чему после обнародования снимков многие придавали оккультный смысл.
Юг Галль, директор Парижской Оперы и мадам Рольф Либерман
Элен Роша, глава модного дома дома Rochas и писатель Франсуа-Мари Банье. Элен Роша, генеральный директор модного дома и марки Rochas, водрузила на голову граммофон
Слева: Клод Лебон и Шарлот Эйо. Справа: актриса Жаклин Дюлабак. Создателя наряда справа вдохновила картина "Сын человеческий" бельгийского сюрреалиста Рене Магритта.
На столах лежали расчленённые куклы и расколотые черепа, очевидно, символизировавшие человеческие жертвоприношения.
Сервировка стола и блюда, сделанные по наброскам Дали, производили неизгладимое впечатление. Как не вести светских бесед, среди, скажем, мертвых черепах на черной икре?
Меню включало такие непонятные блюда, как "Путаница с изысканным мертвецом" и "Карманы и козы, воющие в печали", что бы это ни значило.
А на десерт подали марципановую девушку в полный рост на лепестках засахаренных роз.
Хотя событие может показаться лишь эксцентричной забавой, многие усмотрели в образах оккультный смысл. На балу сюрреалистов было множество цитат главного масонского символа - "лучезарной дельты" (того самого всевидящего ока, заключенного в треугольник).
Ну и, конечно же, нашлись желающие принять эстафету и продолжить традицию. И даже вывести ее на слегка другой уровень участия. Так в США появился Бал иллюминатов, который обычно проводится в поместье фон Бюлеров в Коннектикуте, США.