Кинокомедия "Весёлые ребята" (1934) отличается не только от прочих шедевров Григория Александрова, но и вообще от остальных советских фильмов. Главным образом тем, что она ...не советская, не русская и не европейская. Она - американская.
Общеизвестно, что Александров бывал в США и, в частности, в Голливуде и на Бродвее, но "Весёлые ребята" - это не просто вещь, созданная по голливудским и бродвеевским лекалам, она - глубинно, по духу - американская. Авторы придали её героям повадки и привычки жителей Нового Света.
Но всё по порядку.
Я вскоре опубликую еще один пост про образы домработниц в советском кино, так вот, хотя это самое советское кино 20-х годов за исключением особо избранных фильмов типа "Броненосец "Потемкин" нам почти незнакомо, я от всей души рекомендую посмотреть некоторые сохранившиеся фильмы ("Закройщик из Торжка" 1925 год, "Девушка с коробкой" 1927 год, "Дом на Трубной" 1928 год, чтобы понять, что из себя представляла российская/советская комедия начала века и чем же фильм "Веселые ребята" от них визуально отличается, чтобы не только по этому посту судить. Фильмы очень интересные и по-настоящему смешные, жалко, что современные художники по костюмам их не пересматривают вместо рытья в западных модных журналах, ляпов с тканями и фасонами того времени было бы намного меньше
Американцы, как известно, возвели поп-культуру в разряд цивилизационных достижений, а потому весёлое show с музыкой - must go on.
Click to view
И именно вот эта часть совершенно нехарактерной ни для России, ни для вообще СССР культуры и была перенесена на экран, хотя и в специфическом местном исполнении. В Америке, например, в рванье в комедийных шоу обычно выступали актеры, намазанные ваксой и изображавшие негров, это считалось смешно, а белые на сцене обычно были одеты с неким театральным шиком (традиция пошла еще с салунов Дикого запада). В СССР же рваная одежда была таким же элементом послевоенной комедийной культуры, как, например, у Чарли Чаплина
Кадр из фильма "Веселые ребята"
B кадре Большой Театр - в нём джаз-банд в драных портках играет какую-то новаторскую композицию - причём, в какой-то момент не на саксофонах (инструменты промокли), а на губах. Трам-пам-пам.
Кадр из фильма "Веселые ребята"
Анюта выплясывает в такт частушкам. Типичное made in USA, перенесенное на русскую почву - замена джаз и кантри музыки на частушки.
Кадр из фильма "Веселые ребята"
В реальном Большом этого не могло быть в 1930-х уж точно. Александров и его коллеги создали беспрецедентный кино-образец: не проамериканский, а - штатовский фильм, где Мюзик-Холл по статусу даже выше, чем Большой Театр - именно он является центром изначального притяжения главгероя. В кадре - типично бродвейская картинка, с огнями реклам. Электрическая Америка, о которой писали Ильф и Петров. Страна равных и разных возможностей...
Мюзик-холл из фильма "Веселые ребята" (1934) и мюзик-холл Radio City в Нью Йорке
Давайте теперь взглянем на костюмы и образы трех главных героев фильма: пастуха - музыканта Костю Потехина (Леонид Утёсов), дитя Торгсина Елену (Мария Стрелкова) и домработницу Анюту (Любовь Орлова)Советский ковбой
Как выглядели ковбойские выступления, музыка и шоу в США? Они делились на несколько направлений.
Визитной карточкой американского кино, начиная с 1898 года, вообще-то были ковбойские фильмы или вестерны. Другие жанры, безусловно, существовали, невестерны снимались тоже, но вот визитной карточкой были именно ковбойские фильмы, это была фишка чисто американской культуры, которой американцы очень гордились.
Существовали гастролирующие родео на темы Дикого Запада, где наряду с собственно родео (киданием лассо и скаканием на диком коне или быке) исполнялись еще и театральные сценки, песни и танцы, причем не только ковбойские, но и индейские
Click to view
Существовала ковбойско-бродвейская культура, очень "лубково-пряничная", если такие слова вообще применимы к США, но выступление ниже - это крайне театрализованный и приукрашенный вариант ковбойской жизни.
Click to view
Существовал целый жанр народной / ковбойской музыки под названием кантри ( в "Веселых ребятах" в качестве "народной" музыки были продемонстриpoваны марши Дунаевского и игра на таких привычных инструментах как рожок и даже скрипка - у цыган, молдаван, тех же евреев - абсолютно народный инструмент)
С отголосками Голливуда в "Веселых ребятах" всё сложнее, чем кажется. На поверхности - история двух простачков - деревенских выходцев из народа, которые благодаря талантам становятся звёздами столичного шоу.
Фоном - шумит джаз-банд. Блондинка бродвейского типа демонстрирует ножки. Ho aмериканизмы - в другом.
Костя Потехин - советский ковбой.
Герой Леонида Утёсова не просто "обычный парень" из народа (например, слесарь, токарь или дворник), он - пастух. И не просто пастух с рожком, он именно cowboy, хотя в его "стаде" не только лишь коровы. Ковбои уже в 1910-1920-х сделались культовой темой в USA-синема. Как написано выше, тема в качестве "визитной карточки" разрабатывалась с 1898 года
Кадр из фильма "Веселые ребята"
Российское и советское кино начала ХХ века очень любило использовать в комедиях животных, в фильмах часто можно увидеть комедийные сцены с разнообразными животными. Но это животные типа свиньи, козы, курицы, гуся. "Ковбойские" трюки с коровами и быками не ставили и не умели этого делать. Фильм "Веселые ребята" в этом отношении был новаторским.
Вот, например, Анюта верхом на быке демонстрирует нам чудеса и ужасы классического родео.
Кадр из фильма "Веселые ребята"
Далее Костя Потехин, переодевшись в сюртук и цилиндр своего учителя-немца, становится похож на плакатного Дядю Сэма - вплоть до обшлагов, стоячего воротничка и красного банта. Не говоря уже о светлом цилиндре.
Далее Костя Потехин, переодевшись в сюртук и цилиндр своего учителя-немца, становится похож на плакатного Дядю Сэма...
Кадр из фильма "Веселые ребята"
Кадр из фильма "Веселые ребята"
Последняя картинка - это вообще чистая Америка и Голливуд.
Леночка - Дитя Торгсина
Девушка Лена - интереснейший персонаж. Как все отрицательные герои, она гораздо ярче положительной домработницы Анюты. Карикатурная щеголиха, Лена ни в коем случае не нэпманша, ибо НЭП уже давно свёрнут. Она - "дитя Торгсина", именно так её величают в титрах
Кадр из фильма "Веселые ребята" (1934)
Торгсин (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами) - это государственная организация в СССР, занимавшаяся обслуживанием гостей из-за рубежа и советских граждан, имеющих "валютные ценности" (золото, серебро, драгоценные камни, предметы старины, иностранную валюту), которые они могли обменять на пищевые продукты и другие потребительские товары.
Здание Торгсина в Москве. 1931 год. Некий аналог валютной "Березки" позднего СССР
Торгсин был создан в июле 1930 года, ликвидирован в январе 1936 года, а печальную известность пполучил в голод 1932-1933 годов, когда он использовался советскими властями для пополнения бюджета за счёт продажи продуктов питания советским гражданам исключительно за валюту и драгоценности по завышенным ценам.
Что прекрасно объясняет поведение Лены - ее желание познакомиться на пляже именно с иностранцем Фраскини и ее поход в Мюзик Холл на концерт c этим же Фраскини в качестве дирижера.
Отсюда же бюст молодого Николая I работы Кристиана Рауха (его чистит Анюта) и - бюст работы Ивана Шубина. Его бездарная и малограмотная красотка Лена использует по сомнительному назначению - разбивает о нос бюста яйца, заодно залив желтком.
Скупили у населения "старинy" по дешевке ...
Отношение к сокровищам ровно такое, какое было у американских нуворишей к европейским ценностям, скупаемым в 1890-1930-х у обедневшей аристократии Старого Света.
Отношение к сокровищам ровно такое, какое было у американских нуворишей к европейским ценностям, скупаемым в 1890-1930-х у обедневшей аристократии Старого Света. Именно американка, дочь миллионера "из простых", поднявшегося после Первой Мировой войны, могла бы уродовать старинный шедевр, не понимая его сути.
Впрочем, хабалка из семейства продвинувшихся Шариковых со служанками, приживалками и тунеядством могла и в Брокгауза с Эфроном селёдку заворачивать.
Показан cоциум, где есть богатые и бедные. Причем богатые не уровня интеллигентного инженера, врача или академика, а вот именно нахрапистые торговки. И это даже не НЭП (в советских комедиях 20-х нэпманы совсем другие, они чистые лавочники без культурных претензий). Это некий скриншот с Америки. Cемья работника Торгсина очень сильно тянет на оборзевших мисс и миссис из семьи какого-нибудь мистера Твистера.
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934) и картинка пляжной моды начала 1930-х годов.
Не меньше, чем она сама, любопытно выглядит презанятный гардероб Лены, который тоже являет собой грубоватую и точную карикатуру на тогдашние западные моды. Сейчас нам это не видно, а в 1934 году крутые изыски воспринимались, как "чересчур", но "очень в теме". Девочка одета, как заграничная куколка, но переборщила с шик-блеском, и потому - нелепа.
Начнём с её пляжного ансамбля. В те годы царил культ загара или, как его называли - гелиотерапии. Фицджеральдовский тип сибаритствующей красавицы - загорелая ("апельсиновый" загар, воспетый в романе "Ночь нежна"!), статная, расслабленная дива. По сути, Лена больше похожа на какую-нибудь начинающую Вандербильдиху...
Звезда кино Клара Боу, игравшая красивых девочек-оторв (обратите внимание на сочетание пляжного костюма с туфельками). Костюмы от Жана Пату.
То есть, будь она в Америке, все бы поняли, что первым богачом в их семье был папа, "новые деньги" и она - некомильфо. Но "Весёлые ребята" - штука странная, в ней маловато Мосфильма и СССР, но много сияющего Голливуда, куда ездил режиссёр Gregory Alexandroff на стажировку.
...Но мы отвлеклись. В 1920-1930-х годах роскошные дамы перестали быть обморочно-бледными, хотя апельсиновый загар не предполагал красной физиономии - отсюда широкие шляпы и обязательный парасоль. Был освоен трикотаж (в СССР, впрочем, не производившийся и практически недоступный, если только ты не дитя Торгсина), и парижский модельер Жан Пату создавал купальные костюмы для богатых да румяных. Коко Шанель не отставала (см. костюмы для спорт-балета 'Le Train bleu').
Балет Жана Кокто (1924) с костюмами Коко Шанель 'Le Train bleu'/ Труппа Сергея Дягилева. Фото 1929 года.
Что за фирма у Лены, не понятно - какой-то логотип в виде буквы F (Fendi уже существовал, но у них был другой опознавательный знак - с белочкой ). Хочется сказать: Фицджеральд и это будет сарказм. Типаж - правильный: длинные, стройные ноги и широкие плечи, хотя, фицджеральдовские девушки сильно худее.
Кадры из фильма "Весёлые ребята" (1934) и костюмы для летнего отдыха из Европы и США
Пляжно-купальное облачение представляло собой обтягивающий комбинезончик с пояском на талии (хотя смотрится это, как майка с шортиками). Дамы по песку ходили в специальной обуви, но Лена щеголяет в туфельках на каблуке, что смешно. Опять же, никто не носил такие перчатки. Видите - всё в трендах, но ещё и сверх того.
"До такой степени дошла тонкость вкуса", - как когда-то сказал Николай Гоголь, правда, по иному поводу. Опять же пляжное фланирование подразумевало широченные брюки, в которых не жарко. Так-то женщины штаны ещё не освоили (в массовом порядке), однако, на отдыхе - дозволялось правилами хорошего тона. Хотя, и тут не все осмеливались.
Ещё модные пляжные ансамбли из Европы и США...
Курортная мода из Европы и США. Здесь мы видим и летящее платье с воланами, и пляжные штаны у широкоплечих девушек.
Далее идут платья. В первой половине 1930-х был актуален очень длинный подол - как некая антитеза коротким юбкам прошлого десятилетия, и, если в 1920-х талия вовсе не подчёркивалась, то в 1930-х она сделалась центром композиции, правда, фиксировалась она чуть выше естественной линии - так ноги казались ещё длиннее.
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934) / Курортная открытка и нарядные летние платья 1932-1933 гг. из Европы и США
В 1920-х был геометрический силуэт - прямоугольник, в 1930-х - сказочный, "русалка", то есть обрисовывались бёдра. Вся эта спортивно-зазывная (!) прелесть обильно подчёркивалась рюшами - у летних нарядных платьев чаще всего были рукава-крылышки, как у Лены и её матери. Это создавало "летящий" силуэт, волну и - волнение (мужских сердец!).
Вечерние платья с тем самым фасоном крылышек.
Похожее платье мы видим в сцене великосветского раута, где ковбой-джазмен Костя Потехин развлекает публику, принявшую его за итальянца Фраскини (Fraschini - автомобиль-мечта, в 1930-х эта шутка сценариста была понятна). Читаем у современников: "Какую вы хотите, Адам Казимирович? "Студебеккер"? "Линкольн"? "Ройс"? "Испано-Сюизу"? - "Изотта-Фраскини", - сказал Козлевич, зарумянившись".
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934) и платья для раутов.
Тут у Лены уже рукава-буфы, также вернувшиеся в моду после долгого забвения - столь мощные "шары" до этого были в моде только аж в 1890-х годах. У мамы - снова "крылышки", причём рукавчики оформлены интересно - плечи обнажены, а "крыло" расположено чуть ниже, тогда как всё держится на бретелях. Этот фасон делал плечи шире, как того требовала мода.
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934)
Силуэт - то самый русалочий, а у мамы линия талии (которой нет!) ещё выше, чем предписано стилем.
Потом мы встречаем Леночку в театральной ложе - на ней вечерняя шляпка, отдалённо напоминающая треуголку XVIII столетия. Тогда в моду вошёл историзм - отсюда, кстати, и вышеуказанные рукава-буфы, и эти забавные шляпочки. Мадемуазель, увидев Костю на сцене, сказала: "Мама! Мы выгнали настоящего!" В смысле, Лена опять приняла Потехина за Фраскини.
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
На ней восхитительное бархатное облачение - с буфами, конечно же, а лацканы напоминают нечто из эпохи Ренессанса. Да, макияж! У девушки тонко-тонко выщипаны брови, которые ещё и драматически-изогнуты; крошечный ротик (верхняя губа - классический "лук купидона", ах!) и сильно подведённые, громадные глаза. Гротеск высшей пробы. Вообще, то, что в этом образе делает Мария Стрелкова, близко к эпатажу.
Ближайший аналог - характерная актриса Мэй Уэст, муза Эльзы Скиапарелли и Сальвадора Дали.
Её ближайший аналог - Мэй Уэст. Подобно Мэй, наша Стрелкова могла бы стать музой Эльзы Скиапарелли, которая предпочитала одевать острохарактерных женщин, выходящих за рамки хорошего тона. Вот эта Лена - прямо-таки готовая модель, чтобы носить "платье с лобстером", шляпку-туфельку и прочий сюрреалистический вздор, столь популярный в эпоху, именуемую красивым словом "интербеллум".
Актриса Мария Стрелкова и треуголка от Эльзы Скиапарелли в журнале Vogue.
Бродвейская Золушка Анюта
Образ Анюты тоже очень американизированный.
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
Анюта у нас домработница, то есть человек, пожалуй, самого низкого социального статуса, в смысле образования, скорей всего и неграмотная.
В то время был просто громадный пласт неграмотного и малограмотного деревенского населения, переезжавшего в города, который в силу каких-то обстоятельств не мог пойти учиться (возраст, семья, дети, финансовая ситуация -работать надо и не до вечерней школы). Огромное количество деревенских женщин нанималось в прислугу, для которой еще во время НЭПА был создан специальный профсоюз, чтобы обеспечить хоть какие-то минимальные права этим людям (как я уже написала, у меня будет пост про образ домработницы в советском кино, фильмы времени НЭПа 1921-1928 гг ну очень интересны)
Скриншот. Российская государственная библиотека
В будущем Орлова снимется еще в одном фильме Александрова - "Светлый путь", и там у нее тоже будет роль домработницы. Но свою жизнь героиня "Светлого пути" будет налаживать по советским лекалам - она пойдет на фабрику, сначала будет работать уборщицей, потом ткачихой, выучится, станет передовиком производства, будет награждена орденом Ленина и завоюет любовь симпатичного инженера.
А вот в "Веселых ребятах" лекала американские. В США положение женщины было таким, что бедная необразованная женщина могла сделать карьеру в основном в сфере развлечений - при наличии таланта и умения петь и плясать (ну еще и секс-услуги в допoлнение к сценическим во многих случаях). И вот обладающая шикарным голосом Анюта по этим лекалам и делает карьеру, познакомившись с джазовым коллективом, в котором согласно намекам в финале в будущем она будет выступать. Ну и любовь встретив тоже в музыкальных кругах - Костю - пастуха/ советского ковбоя, тоже очень талантливого музыканта с непонятным образовательным уровнем
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
Согласно профсоюзным правилам / инструкциям советский наниматель был обязан выдать советской домработнице одежду - 2 ситцевых платья, 2 фартука, 2 полотняных платка и одну пару ботинок сроком на год. Если же прислуга увольнялась ранее пяти с половиной месяцев, всю одежду было необходимо вернуть.
Собственно, именно это мы и видим в фильме - у Анюты 2 комплекта одежды, которые она друг с другом чередует
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
А уж башмаки то - особая гордость, в деревнях тогда все еще в лаптях и валенках ходили. В фильме есть сцена, где Анюта с любовью протирает свои башмаки тряпочкой, чтоб сияли. И башмаки эти ей, кстати, слегка великоваты, ну или даже сильно велики, но протирает она их тряпочкой все-равно с любовью
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
В силу скудости гардероба oсновной акцент в ее внешнем виде делается на прическу - прибранная она в косички с бантиками или дико растрепанная, а также на головные уборы из разряда "подсобный материал" - корзина, занавескa, цилиндр, позаимствованный у гробовщика
И даже ее последний золотой наряд, в котором она выступает на сцене, - это позаимствованные в театре материалы: занавеска, какая-то сетка и цилиндр гробовщика, поскольку "советская вандербильдиха / мистерша Твистерша " выгнала ее на улицу в дождь с дырявым зонтом.
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
Ну и последнее, а кому же мы обязаны этими образами?
Профессии художник по костюмам в советском кино тогда еще не было. Александров заключил договор с Кукрыниксами на разработку ими эскизов костюмов и грима "Весёлым ребятам". Но работа с карикатуристами не заладилась и "заказ" выполнил Сергей Эйзенштейн. И хоть его сюрреалистические картинки (с музыкантами полулюдьми - полуинструментами) могли служить лишь слабенькой отправной точкой для создания полноценных костюмов, работа была оплачена в полном объёме.
Эскизы Сергея Эйзенштейна к фильму "Весёлые ребята"
Так что за создание костюмов и образов фильма помимо самого режиссера и творческий актерский коллектив нам скорее всего надо благодарить художника Алексея Уткина. Он стоял у истоков создания еще российского дореволюционного кино. Закончив в 1912 году Строгановское училище по классу декоративных искусств, он по приглашению Е. Ф. Бауэра начал работать как художник кино на фабрике "Пате" (французская киностудия сотделениями в Российской империи), а затем у одного из пионеров российского кино А. А. Ханжонкова. Участвовал в оформлении первых российских фильмов. С 1920 года работал в "Пролеткино", в 1923 году - в ВУФКУ, с 1924 года - на Ленинградской фабрике "Севзапкино", с 1926 года - на Московской фабрике "Совкино". Уткин являлся знатоком тонким исторических стилей и прекрасно воссоздавал атмосферу эпохи как в архитектуре, так и в обстановке, костюмах и отдельных деталях.
Не знаю, насколько случайно или специально первую советскую музыкальную комедию сделали именно такой, но она явно должна была послужить культурным мостиком между СССР и США. США признали СССР в 1933 году - сразу после того, как Рузвельт стал президентом. "Веселых ребят" начали снимать, видимо, как раз в расчете на победу Рузвельта. В США фильм появился под названием "Москва смеется", и о нем очень тепло отозвался даже Чарли Чаплин, который встречался с режиссером в США:
"Александров открыл для Америки новую Россию. До этого фильма американцы знали Россию Достоевского, теперь они увидели большие сдвиги в психологии людей. Люди бодро и весело смеются. Это большая победа. Это агитирует больше, чем доказательство стрельбой и речами".
Отсюда,
Отсюда и моё личное