"Город мастеров" (1965) как притча и эстетский шедевр

Nov 11, 2022 23:30




Советские киносказки - бесспорный предмет нашей гордости. Но если картины Александра Роу и Александра Птушко показывают и вспоминают часто, то сказка "Город мастеров" (1965) известна куда меньше. При этом "Город мастеров" был включен журналом "Искусство кино" в число лучших детских фильмов за столетие существования кинематографа.

Bнимания этот фильм  заслуживает не только из-за интересного актёрского ансамбля, но и из-за удивительного, нехарактерного для классических сказок визуального решения.

Сценарий с названием "Вольный город мастеров" написал драматург Николай Эрдман, используя сюжет, который придумала писательница Тамара Габбе.

Сказка - не то, чем кажется на первый взгляд. Литературная основа была написана очень непростым человеком в крайне непростое время. Пьеса незаурядной советской писательницы со сложной судьбой Тамары Габбе была написана в трагический 1943 год, поставлена в 1944 в Центральном детском театре, и отмечена сталинской премией.

Действие фильма происходит в средневековом европейском городе. Захватчики под предводительством злого герцога де Маликорна внезапно напали на вольный Город Мастеров и поработили его, установив жестокие порядки.



Bойско герцога де Маликорна

Группе горожан удалось сбежать из-под власти герцога в близлежащие леса для подготовки к решающему бою по освобождению города (скорее всего это бывшая стража города, обычные горожане с рыцарями биться не умеют, не натренированы)

Горбуну-метельщику  по имени Караколь, тайно влюблённому в прекрасную золотошвейку Веронику, предсказано освободить город и жениться на любимой.

Хотя действие пьесы происходит в средневековом городе, любому даже самому юному зрителю в 1944 году было понятно, кто такие иноземные солдаты, кто наместник, а, главное, кто такой назначивший наместника король. Пьеса пронизана, ледяным холодом и мраком, исходящим от иностранных захватчиков.
И это не удивительно, писательнице довелось хлебнуть горя, страшную зиму 1941 она зимовала с больной матерью в блокадном Ленинграде. Затем их эвакуировали в горящую от бомбежек Москву. Родной брат погиб на фронте от ран. И хотя у этой талантливой и крайне эрудированной женщины была массa личных причин не любить советскую власть, в те тяжелые годы она стала ее твердой сторонницей.


Тамара Габбе

Как и автор пьесы, написавший сценарий к фильму писатель-сатирик Николай Эрдман был очень непростым человеком с интересной судьбой. Мало того, Эрдман и Тамара Габбе были выходцами из одной творческой среды, оба подвергались репрессиям, но в годы войны стали сторонниками советской власти. Разумеется, Эрдман отлично понимал заложение в пьесу смыслы, поэтому он не только перенес их в сценарий, но даже усовершенствовал. Например, в фильме горб Караколя оказался не горбом, а сложенными крыльями

Помимо глубокого символизма сюжета  "Город мастеров" еще и настоящее эстетическое наслаждение, где авторы явили красоту во всех её вариациях. Спасибо за это надо сказать режиссёру В. Бычкову , художнику-постановщику Александру Бойму и художнику по костюмам Алевтине Кавецкой.



Пространство создаётся ритмом строя...

Готические образы средневековья, странный серебристо-голубоватый грим на лицах злодеев, сама эстетика фильма была не типично советской, не в полной мере отражая подход соцреализма к кинематографу. В фильме странным образом переплетались зарубежный фольклор, мистические события, странная музыка и вечная тема борьбы добра и зла.

Созданный в эпоху минимализма и моды на абстрактные формы этот фильм умело вписан в актуальные формы "плоских поверхностей" и лапидарного дизайна, где цвет играет большую роль, чем объём. Собственно, объёма тут практически не наблюдается - декор условен, а глубина достигается, к примеру, драпировками или чередой, строем, ритмом. Да, кадр - наполнен препарированной геральдикой.



Декораторы обращались к геральдическим формам.

1960-е тяготели к графичности и балансу горизонтальных и вертикальных линий, причём отдавали предпочтение горизонталям. Изображаемое готическое Средневековье как раз,  напротив, одухотворяло вертикаль и устремление вверх - собственно, готика и возникала в этом истовом порыве: всё выше, выше и выше. Стрельчатые арки, как силуэт ...космических ракет.



Классические ракурсы Александра Родченко - объект подан сверху, снизу, по диагонали...

Пространство "Города мастеров" часто подаётся через классические ракурсы Александра Родченко (1920-х гг.), который, как известно, любил снимать объект по диагонали или же - снизу. То есть исподволь возвращались идеи послереволюционного десятилетия. Приплюсовать форматы Родченко к гербами и шпилями - это гениально. Детям всё равно, зато они невзначай привыкают к настоящему искусству.



Ещё одна уловка в стиле 1920-х годов - тень и странная конфигурация проёма.
Графичность красного и чёрно-белого - они мощно контрастируют в духе Эль Лисицкого с его плакатом "Клином красным - бей белых", сделанном в 1919 году. Авторы "Города мастеров" явным образом вдохновлялись риторикой ЛЕФа, УНОВИСа и всего раннего советского Агитпропа. И да, в этой сцене - торжество геральдики. Скрещиваем супрематизм с гербами.



Активное использование супрематических разработок.

Да. Не обошлось и без иных заимствований - тема горбатого, умного и жестокого - от несчастья доли своей - Герцога взята прямиком у Вильяма нашего Шекспира - из "Ричарда III", а сцена построения рыцарской армии - из эйзенштейновского "Александра Невского". Даже манера совпадает, особенно в тот момент, когда псы-рыцари надевают шлемы. Во многом, "Город мастеров" - это постмодерн до начала постмодерна.



Авторы красиво соединяют эстетику минимализма со средневековой темой.



Авторы фильма вдохновлялись псами-тевтонцами Эйзенштейна.
Великолепная деталь - нам даны разные формы красоты: живая витальность Караколя и Вероники с её шестидесятнической причёской и - почти инопланетный блеск герцога де Маликорна и Гийома.



Совершенно шекспировский диалог...  Марианна Вертинская - Вероника, Лев Лемке - герцог де Маликорн

Их лица покрыты странной синеватой краской - великолепный намёк на "голубую кровь" потомственных аристократов, и на - совершенную инаковость рептилий-завоевателей.



Игорь Комаров - Гильом Готшальк, советник герцога

Обе стороны конфликта - равновеликие в своей крутизне и только пара комических предателей, одного из которых играет главный "тунеядец" советского кино  Савелий Крамаров, - это карикатура. В остальном - это дивная патетика с почти религиозным содержанием и тема горба, как сложенных крыльев имеет мифологическую привязку. Впрочем, горбатых здесь двое - дворник-поэт и герцог.



Два горбуна. Георгий Лапето - Караколь, Лев Лемке - герцог де Маликорн
В "Городе мастеров" есть и "не детская", хотя вполне сказочная и мифологическая тема гибели главного героя и - воскрешения его. При том, что фоном был даны развалины монастыря святой Бригитты и "панихида" показана до такой степени серьёзно, что кажется совсем уж запредельное: некое место силы, бывший монастырь (раз он весь порушен). Ощущается какая-то мистико-языческая цивилизация (их герб города - красная птица).


Герб города

При всём том, виды города напоминают Часослов герцога Беррийского - миниатюры братьев Лимбург, хорошо известные в Советском Союзе и часто "цитируемые" в качестве иллюстраций средневековой бытности. Картины Лимбургов - это всё то же "плоское" пространство. Особую эстетическую ценность имеет в кинокартине музыка Олега Каравайчука, вплетающаяся в каждый кадр...



Плоско-яркий мир братьев Лимбург и - фильма 1965 года.

Местами нарочито театральные, даже условные декорации броских цветов, яркие костюмы. Причём по костюмам даже сразу можно понять, какой перед нами герой:



у захватчиков и их приспешников костюмы тёмных мрачных тонов,



Слева Леонид Каневский - начальник тайной полиции

у жителей Города мастеров наряды красочные, сочные



Гончарный мастер

a у условных "партизан", части жителей, которые после захвата города ушли в лес и ожидают сигнала к нападению, костюмы красного цвета!

Кадр из фильма. Георгий Лапето и Игор Ясулович в оранжевом костюме участника движения сопротивления, живущего в лесу
Всё это очень напоминало экспериментальные театральные постановки послереволюционных лет,  где красные - наши, белые и черные - не наши
Визуальные находки Бычков и Бойма специалисты по кино оценили: позже оба получили награды за неожиданное, в чём-то даже буффонадное, гротескное оформление фильма. В 1966 году им были вручены Дипломы СК СССР за лучшее изобразительное решение фильма

Фильм завораживает до сих пор. И, похоже, он не совсем уж детский. Притча для взрослых, о добре и зле, и умении вставать на пути захватчиков и тиранов. О желании привносить в мир творчество и свободу, даже когда это кажется невозможным.Тут Тут Тут

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up