"Белое солнце пустыни" - один из самых любимых фильмов россиян, о создании образов героев которого мы, к сожалению, знаем очень мало, ну не давали художники фильма интервью.
А вот образ Сухова , например, интересен наличием гигантских часов у него на руке.
В 2012 году в Самаре был открыт памятник товарищу Сухову - с огромными часами на запястье, которые сразу же стали неким талисманом, народ их тщательно трет на счастье, дотер уже вот до такого блеска
Почему же его часы такие огромные?
Фильм "Белое солнце пустыни"был снят по одноименной киноповести Валентина Ежова. Автор всего парой строк описывает наградные наручные часы главного героя:
"Они были величиной почти с будильник, сверкали как новенькие, но, к сожалению, не работали. Все же Сухов обрадовался этим часам больше, нежели револьверу, поскольку оружия в своей военной жизни он перевидал немало, а наручные часы увидел впервые. Карманные - встречались, а вот наручные, да еще такие выдающиеся - никогда".
По книге Сухов определял время.. лопатой!
Помните в начале фильма он втыкает лопату в песок, а потом роняет её... Вся тонкость в том, что на черенке лопатки зарубки соответствующие времени суток.. Он измерял время по тени, по сути, это простейшие солнечные часы... Сухов надеялся по возвращению в Нижний Новгород наградные наручные часы отремонтировать.
А большие они такие, потому что это переделанные карманные часы под использованиe на руке. В то время существовали специальные ремешки, позволяющие использовать большие карманные часы в роли наручных. Стоит учитывать, что диаметр карманных часов был в пределах 70 мм, плюс выступающая головка подзавода. Весили они тоже прилично, около 250 граммов, ну и смотрелись на запястье внушительно.
Пример специального ремешка, "импортный вариант"
Cословия, которые могли себе часы позволить, еще в начале ХХ века носили только карманные часы. Но войны распорядились по-своему. Часы были нужны для сверки времени на фронтах, a карманные часы были катастрофически неудобными для ношения в военной форме.
Народные умельцы быстро придумали кожаные ремешки для руки. В то время это был прорыв, потому что значительно упростилось ношение. А часы получили название "траншейные / окопные", и довольно быстро такая мода получила популярность среди офицеров и отличившихся солдат.
Первыми карманные часы на руке стали носить лётчики. Тогда их называли авиаторы или воздухоплаватели На первых "еропланах" этажерках не было никаких приборов. Пилоты засекали и контролировали время работы мотора, а значит и сколько топлива осталось. Каждый раз лезть в карман за часами не очень было удобно... А позднее мода на ношение часов на руке распространилась на гражданское общество.
Tакую переработанную модель карманных часов и носит легендарный красноармеец Федор Сухов.
В книге нет подробного описания модели, но, судя по кадрам фильма и мнению фанатов (создатели фильма интервью не давали) это скорее всего Павел Буре (Paul Buhre), хотя есть шанс на H. Moser&Cie
Павел Буре (Paul Buhre) и H. Moser&Cie были наиболее распространенными карманными часами на территории Российской империи. Часы этих марок в разное время носили и Николай II, и Ленин, и Сталин. Обе компании имеют швейцарские корни, xотя часовая компания Павел Буре (Paul Buhre) считалась российской, поскольку была создана выходцем из Швейцарии, осевшем в Российской империи. Еще часы изготовлял ювелирный дом Фаберже, но у них не было аналогичных моделей.
Антикварные часы "Павел Буре" 1908 года выпуска с диаметром корпуса 70 мм с просторов интернета
После революции и во время Гражданской войны часовое производство пришло в упадок и из страны ушли все иностранные производители. Собственное часовое производство было массово налажено в СССР в 1927 году. То есть на момент Гражданской войны подобные часы были огромной редкостью и ценностью, даже неработающие
В фильме Сухов с гордостью носит часы поверх рукава гимнастерки, но это, возможно, не понты, так в пустыне многие и сейчас носят. Если на жаре носить часы с ремешком на руке под гимнастеркой (рубашкой), то от пота они будут все время мокрые и руке будет неприятно, а так вроде как более-менее нормально.
Однако это желание "выпендриться" однажды все-таки спасло красноармейцу жизнь, когда часами он отвлек нукера Абдуллы и отобрал у того маузер.
mihailgurevitch в комментариях написал, что Владимир Мотыль ему рассказывал, что этот трюк с часами придумал Георгий Юматов, который поначалу должен был играть главную роль.
Click to view
Кстати, часы на то время были реально красивыми и привлекали внимание не только по сюжету фильма, но и в реальной жизни, на съемках. По воспоминаниям тех, кто имел отношение к производству фильма, в Дагестане во время съемок украли довольно много реквизита, в числе которого были и часы Сухова.
Обратились в местную милицию, но результата не было.
Потом режиссер Владимир Мотыль решил попросить местного авторитета помочь с поиском часов, но тот тоже не горел желанием заниматься каким-то там реквизитом даже за вознаграждение. И лишь когда ему пообещали дать небольшую роль в фильме, дело сразу пошло на лад. И часы, и большую часть реквизита сразу нашли и вернули.
Роль ему дали сыграть, одного из членов банды Абдулы. Когда история получила известность, публика начала приписывать "авторитет" вот этим образам. На последней фотографии, впрочем, некий Игорь Милонов, появившийся в небольших ролях в нескольких фильмах
Отсюда Отсюда