Столетию со дня рождения Леонида Гайдая посвящается
Героиня Натальи Кустинской из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" (1973) вызывает разнообразные чувства - от насмешки до восторга и жалости. По факту, несчастная женщина, даже имени которой мы не знаем. В сценарии она значится, как "актриса, пассия режиссёра Якина", а в пьесе Михаила Булгакова её вовсе нет - есть лишь упоминание вскользь.
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию".
Тем не менее, она сделалась узнаваемой и часто "цитируемой" во всех вариантах. От "Вава, ты щас упадёшь!" до использования кадра с тушью-"плевалкой" на разных тематических форумах о моде и косметике.
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию".
Почему бы не разобрать этот образ с точки зрения трендов? Эта блондинка, хотя, и карикатурное, но точное выражение стиля 1969-1974 годов.
Фотографии Брижит Бардо.
В фильме эта пассия не единственная модница.
Там есть и модная Зиночка
Платья Зиночки из "Иван Васильевич меняет профессию" (1973) и модная Ульяна Андреевна Бунша, что совсем уже феерия
Модница Ульяна Андреевна / "Иван Васильевич меняет профессию" (1973) Но героиня Кустинской интересна по-своему.
Во-первых, белокурые длинные волосы. Это сделалось актуальным на рубеже 1960-х и 1970-х годов, тон задавала Брижит Бардо, но и не только она - был популярен облик девушки-хиппи. Помните нашу Принцессу из "Бременских музыкантов" (1969)? Типичный вариант красавицы. Она там не только хвостики носит, но и свободно ниспадающие волосы.
У принцессы из "Бременских музыкантов" (1969) именно такая причёска, точнее её отсутствие.
Старшее поколение привычно ворчало, что девицы трясут патлами, ходят безо всякой укладки - с точки зрения тогдашних матерей, подобные волосы казались непричёсанными и даже грязными, что часто и соответствовало действительности.
Забавный момент - Кустинская носит …парик, и он в одном из кадров потом доставался Наталье Крачковской (там, где её Ульяна выясняла отношения с царём).
Ульяна Андреевна Бунша и пассия режиссера Якина в фильме делят/носят один и тот же парик
Ульяна Андреевна Бунша и пассия режиссера Якина в фильме делят/носят один и тот же парик
Далее - великолепный макияж. У "пассии Якина" - светло-голубые тени и помады разных оттенков розового - самый шик 1970-х. Особое значение приобретали не только ухоженные брови (о коих нам поведала Верочка из "Служебного романа" (1977)), но и пышные ресницы. Их следовало красить так интенсивно, чтобы взгляд был "раскрытым" максимально - отсюда бесконечное поплёвывание в тушь.
Странички из журналов мод 1972-1973 гг. Справа - фотомодель Вера фон Лендорф.
В те годы уже была в ходу тушь в тубе (выдуманная Еленой Рубинштейн аж в 1950-х) - более удобная в эксплуатации, но в СССР её не производили, да и на Западе не все женщины выбирали новинку, предпочитая коробочку с щёточкой, к которой привыкли с 1913-го года, когда Maybelline впервые выпустил ее на рынок. Так, фирмы Lancôme и Rimmel в 1970-х в том числе выпускали тушь по-старинке.
Первая тушь 1910-х и тушь начала 1970-х годов.
У тех, кто умел краситься такой тушью, ресницы были длиннющие, а чтобы не слипались, их разделяли при помощи иголки. В руках у Натальи Кустинской какая-то импортная штучка, ибо на ней логотип не наш - "Ленинградская" и "Рассвет" выглядели иначе. Но и не Rimmel, допустим. Интересно, что брови в самом начале 1970-х ещё не выщипывали так яро, как в середине десятилетия, что можно увидеть в журналах мод и - у самой актрисы.
Кадр из фильма "Служебный роман" (1977) и фото старой советской туши.
Далее, белый летний брючный костюм. С конца 1960-х брюки сделались нормой для женского гардероба. Конечно, их носили и до этого, например, Марлен Дитрих уже в 1930-х годах, а упоминавшаяся тут Брижит Бардо в 1950-х, но то было общемировой тенденцией. В наших пособиях по воспитанию вкуса писалось, что брюки возможны на производстве и нехороши на улице, в кино и ресторане. Не говоря уже о театре с музеем!
Страничка из журнала Burda Moden и кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" (обратите внимание на перья, о них ниже)
Приблизительно в 1967 году все подиумы и журналы мод заполонили девушки и дамы в штанах, что поначалу вызвало шок, впрочем, лёгкий, ибо социум был уже готов к новациям такого рода, а затем в брючные комплекты облачились даже пенсионерки, хотя дресс-код некоторых ведомств запрещал брючки до конца 1970-х. В 1970-1973 годах популярен был широченный клёш, что мы и видим на Кустинской.
Летние комплекты начала 1970-х годов.
Героиня Натальи Кустинской при этом заходит еще дальше и носит не просто белый брючный костюм, а белый брючный костюм с перьями. Подчеркивая тем самым свой богемный статус пассии именитого режиссера.
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию".
Далее - шузы с могучими каблуками и не менее серьёзной подошвой. Тогда их носили и дамы, и кавалеры - впервые после Галантного века мужчина встал на высокие каблуки. Правда, очень быстро с них ...слез, ибо это оказалось чудовищно неудобным. Обычно, говоря о модной обуви 1970-х, приводят в пример именно такие фасоны, хотя, они держались не так уж долго - лет пять, если не меньше. Зато каков эффект!
Модные туфли начала 1970-х годов и кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" (1973).
В кадре мы постоянно видим ноги, точнее - шузы Кустинской, исключительно актуальные и даже немного вызывающие. Но такая женщина должна иметь шикарную обувь. Я не могу сказать наверняка, но, по-моему, это вещи самой Натальи Николаевны, которая по жизни слыла модницей и красоткой. Так что по ней можно изучать историю костюма.
Отсюда