Столетию со дня рождения Леонида Гайдая посвящается
Фразу про студентку, спортсменку и просто красавицу из культового фильма Гайдая "Кавказская пленница" знают все. Давайте сегодня рассмотрим образ этой героини и ее наряды, за которые отвечал художник Н. Шимилис
Когда гражданин Саахов назвал Нину "студенткой, комсомолкой, спортсменкой и просто красавицей", он как бы нарисовал образ идеальной советской девушки 1960-х годов. Она должна была совмещать интеллект и стремление к знаниям с политической активностью и физической закалкой. Красота - желательная опция, и Саахову была важна и эта составляющая, как и многим другим кавалерам. При этом, красота по-советски подразумевала и ум, и другие личностные совершенства.
Кадр из фильма "Кавказская пленница"
Наталья Варлей (точнее - её Нина) прекрасно вписалась в этот типаж. У нее типичное для цирковой артистки телосложение - ладная, крепкая, мускулистая.
Наталья Варлей - артистка цирка
Типажи девушек 1960-х годов.
Интересно, что в СССР не был популярен образ Твигги, хотя, о ней вскользь писалось в журналах мод 1968-1969 годов. Её называли в публикациях - Лесли Хорбни, то есть настоящим именем, тогда как twiggy - это "хрупкая", худышка, веточка. Говорилось о ней, как и о Пегги Моффит, как о курьёзах западного стиля. Без фото.
Советский идеал красоты всегда подразумевал статность и то, что именовалось "складная".
Советские манекенщицы первой половины 1960-х годов. Третья слева - Регина Збарская. Третья справа - Елена Изергина.
Лучше всего об этом писал не фэшн-обозреватель, а фантаст Иван Ефремов, описывая девушку Симу в "Лезвии бритвы". Невысокий рост, не переразвитые, но явные формы, стройные ноги: "Физическая красота девушки сливалась с её душевной сущностью, растворялась в ней, странным образом теряя свой вызывающий оттенок. Плавные и в то же время быстрые движения Симы, её гордая осанка и открытый внимательный и веселый взгляд - казалось, девушка эта явилась из будущего".
Типажи советских манекенщиц 1960-х.
Идеал всегда формируется под нужды общества - в Советском Союзе девушка, женщина обязывалась не только стать женой и мамой, но, главным образом, хорошей работницей, а в 1960-х - непременной интеллектуалкой. Поэтому Нина - студентка, а не работница фабрики (как это могло быть ещё в 1950-х). Не только спортсменка, но походница-скалолазка. Тогда все крутые девчонки лазали по склонам и пели под гитару "Лучше гор могут быть только горы". Красавица - сильна и надёжна. И - вынослива.
"Журнал мод" - печатный орган ОДМО на Кузнецком мосту. 1968 год. Блондинка - Мила Романовская.
Танцует твист? Почему бы нет. В те годы спокойно относились к западным веяниям, а Василий Аксёнов - писатель-гуру, кумир тогдашней молодёжи внедрял откровенное западничество на страницах своих повестей и рассказов. Положительные герои фильмов тоже любили французские песенки и американские танцы. СССР тогда был сверхдержавой, лидером космической гонки, обществом, где высшее образование - норма, а не привилегия, а потому не надо бояться тамошних твистов - они вряд ли переманят девушку на сторону "потребительства и наживы".
Для сравнения: Пегги Моффит и Твигги VS Мила Романовская и Регина Збарская. Это не спор о красоте, ибо хороши все. Тут - вопрос общественных приоритетов.
Говорилось, что следовать моде - хорошо и непредосудительно. Без фанатизма. Нина одевается просто и - очаровательно. Когда она появляется на дороге, она похожа на мечту о будущем - лёгкая, но сильная. Никакого убогого кокетства и лишь - солнечное очарование.
Mодный образ Нины невероятно хорош как оптимальный вариант для правильной девушки, тем не менее, следящей за трендами. Итак, в первой сцене, где Шурик и его осёл воодушевляются Ниной, её летящей походкой и - летящей юбочкой. Романтическая грёза.
Кадр из фильма "Кавказская пленница"
Вообще, такой подол в 1960-х был "колоколом", на нижних юбках, но здесь качающийся колокол был бы грубоват - нужен ветер (нижние юбки убраны). С точки зрения киношной цветопередачи, костюм идеален - созвучие белого, синего и красного плюс - белый платок, добавляющий динамику. К середине 1960-х клёш, колокол стали выходить из моды, их потеснил прямой силуэт с минимальным количеством вытачек или вовсе без них.
Сосуществование прямого и колоколообразного силуэтов в пределах одного журнала!
В 1964-1966 годах эти два силуэта сосуществовали. Подол становился всё короче и наступала эра мини. В Лондоне и Париже сразу два модельера - Мэри Куант и Андре Курреж - выпустили на подиум манекенщиц в каких-то детских платьях. Мини - это игра в детско-подростковый стиль, в смешливую ребячливость, свойственную 1960-м годам. Плюс тема геометрического минимализма, когда всё должно быть ясным и прямым.
Кадр из фильма "Кавказская пленница"и модели из западной прессы.
Однако массово мини ещё мало кто носил - даже в западных журналах, вроде немецкой Burda Moden, показывались модели в миди.
У нашей героини есть такое простое, лаконичное платьице, в той сцене, где она открывает вместе с товарищем Сааховым новый ЗАГС. Это скромное мини, где видно лишь коленки, что было нормой. В самый раз. И тут всё прекрасно с точки зрения цвета - в приглушённый перванш резко врывается белый, праздничный.
Мы здесь видим интересную деталь - белую ленту, опоясывающую причёску, но допускался и пластмассовый обруч.
Кадр из фильма "Кавказская пленница". Варианты из журналов. Лента или обруч - популярный тренд 1960-х гг.
Лента в волосах.
В другом фильме Леонида Гайдая - в "Бриллиантовой руке" белую ленту носит уже Анна Сергеевна, да и вообще найти в тогдашних журналах этот аксессуар не составляет никакого труда. Писалось, что это заменяет …шляпку. И да - в 1960-х шляпа перестала быть обязательной для дамы, равно как и летние перчатки. Эпоха тотального упрощения!
Тут мы видим высоту каблука и - опять же сосуществование колокола и прямоугольника.
У Нины - очаровательные туфельки на низкой шпильке, такие носили с всё укорачивающейся юбочкой, а к концу десятилетия шпилька уступила место низкому и широкому каблуку. О, да! Бриджи со спортивной обувью, в которых красавица-комсомолка отплясывала "буржуйский" (шутка) твист! Гайдай совершил забавную диверсию - обычно в обтягивающих штанишках рисовали мажорок-тунеядок-прогульщиц. А тут - идеальная фемина.
Кадр из фильма "Кавказская пленница" и ...карикатура.
Впрочем, во Франции ту же Брижит Бардо осуждали за ношение брючек-капри в Сен-Тропе, так что советская мораль тут ни при чём.
И - хит времени! Цветные колготки. Вообще, колготки и на Западе были новинкой, их внедрение происходило сложно - большинство женщин привыкли к чулкам и неохотно пробовали вещь, где пояс и чулки зачем-то вместе. Развернулась массированная реклама новинки, чтобы дамы покупали странную штуку.
Наталья Варлей и Кэрол Лоуренс в фиолетовых колготках.
Реклама цветных колготок.
Вообще, колготки - это ответ на возникновение длины мини, ибо часто юбка ...начиналась примерно там, где заканчивались чулки. А если акцент идёт на стройные ноги, и вообще - на ноги (любые), то важно их выделить и явить. Отсюда - цветность и яркость. Не могу сказать, что в СССР и странах социализма женщины массово носили фиолетовые образцы, но у Натальи Варлей они были! В общем, замечательная девушка во всех отношениях.
Кадр из фильма "Кавказская пленница"
Отсюда Отсюда