В фильме "Сердца четырёх" (1941) показана не только предвоенная солнечная жизнь с её чётко ощущаемой тревогой (неслучайно действие переносится из Москвы куда-то в некие “Юрьевские лагеря”), но и домашний быт, одежда, учёба-труд-увлечения и - любовь, в конце-то концов. Сегодня мы посмотрим, что из себя представляла тогдашняя мода, а она весьма примечательна!
Кадр из фильма "Сердца четырёх" (1941).
Американская военная форма, задававшая тон в ...женской моде.
В 1939-1940-х гг. изменился силуэт - чуть завышенная талия, актуальная для первой половины 1930-х, оказалась на привычном месте, подол сделался намного короче и юбка теперь не обрисовывала бёдра, но была слегка расклешенной. Это достигалось, в частности, плиссировкой (у Шурочки в одной из сцен юбка с крупным плиссе). Плечики стали ещё шире и главное - жёстче. Фигура стала напоминать две трапеции, соединённые в области талии.
Причина? Война.
Мода 1941 года. Иллюстрация из коллекции историка моды Мэган Виртанен.
Для сравнения летняя мода 1937 года.
Это - стиль униформы, причём, американской - страны, которая в 1939 года сделалась центром моды, ибо в Европе шли бои, тогда как Голливуд и нью-йоркский Бродвей оказались далеко от эпицентров. Историки моды разделились во мнениях: одни полагают, что форма стала прототипом гражданского платья, тогда как их оппоненты убеждены, что армейский вариант - продолжение того, что было в относительно мирное время, когда США ещё не вступили в войну.
Клетчатое платье летнего сезона 1941 года. Справа - пояса, напоминающие солдатские ремни. Мода 1941 года. Иллюстрация из коллекции историка моды Мэган Виртанен. / Кадр из фильма “Сердца четырёх” (1941).
Но это уже спор профессионалов. В любом случае ощущение казармы присутствует и не так важно, что было в начале. В фильме - три модницы, две молодые-прекрасные, то есть сёстры Мурашовы, и одна - карикатурная - соседка-маникюрша. Все три одеваются в плечистые жакеты, платья, блузы и резко подчёркивают талии - до этого пояса были скромные, тонкие и часто того же цвета, что и наряд.
Короткие жакеты. Кадр из фильма “Сердца четырёх” (1941). / Мода 1941 года. Иллюстрация из коллекции историка моды Мэган Виртанен.
Кадры из фильма "Сердца четырёх" (1941)
С 1939 и - особенно 1940 года пояса широкие и броские. Этакая фантазия на тему …солдатского или офицерского ремня. Получился строгий и собранный силуэт, несмотря даже на бантики и буфы рукавов. Короткие жакетики, в которых появляются Шурочка и Галина, в принципе, характерны для этого десятилетия - чем короче “верх”, тем ноги кажутся длиннее. У маникюрши мы видим летний комплект, где жакетик сшит из той же ткани, что и платье.
Кадр из фильма “Сердца четырёх” (1941). / Мода 1941 года. Иллюстрация из коллекции историка моды Мэган Виртанен. Короткий жакет в комплекте с платьем, сшитым из двух материй.
Такую же красоту можно увидеть у Фаины Раневской в комедии “Подкидыш” (1939), разве что крупные дамы не носили укороченный вариант. Также мы наблюдаем у маникюрши стильную и - мало кому подходящую конусообразную шляпку. На картинках она выглядела эффектно, а в реальности никого особо не украшала. Впервые это чудо появилось в коллекциях Эльзы Скиапарелли, которая, в принципе, не создавала массовую моду, ибо считалась ...сюрреалисткой.
Обложка журнала мод и кадр из фильма “Подкидыш” (1939).
Большинство женщин в таком головном уборе казались клоунами. У Галины шляпа, напоминающая мужскую, но с кокетливой ленточкой - тоже один из трендов 1930-х, но уже не сюрреалистический, а - реалистический. На излёте 1930-х вышли из моды короткие волосы - этот “бич” эпохи. Общество, хоть и не без сопротивления, но за два десятка лет успело привыкнуть к “мальчишеским” стрижкам у молодых девиц и - …не юных леди.
Конусообразный верх шляпок. Иллюстрация из коллекции историка моды Мэган Виртанен.
Однако именно перед войной вдруг сделались популярны сложные укладки - всевозможные “улитки” и “виньетки”. В 1940-1941 гг. волосы отращивали ниже ключиц и активно завивали, а потом локоны становились всё длиннее, до самых плеч - как у голливудской дивы Риты Хейворт или у венгерки Марики Рёкк. Тут было нечто иррациональное - чем сложнее была жизнь, тем меньше хотелось иметь стриженый затылок.
Кадр из фильма “Сердца четырёх” (1941). / Рекламный плакат конца 1930-х годов. Фрагмент.
Жизнь в СССР 1939-1941 гг. сделалась, можно сказать, зажиточной. Все, хотя и готовились к оборонительным сражениям, но обустраивали своё жилище, посещали рестораны и закусочные, в магазинах (впервые после НЭПа) стали свободно лежать дорогие ткани, вроде панбархата на шифоне. Появлялось кино о “сытом обществе” - “Моя любовь” (1940), “Светлый путь” (1940), “Иван Антонович сердится” (1941). Потом, уже после великой Победы, все мечтали вернуть именно эту жизнь - ту, что была с 1938 по июнь 1941 года.
Две модные ленинградские девушки - как раз в тему. Май 1941 года. Что их ждёт? Они даже представить не могут...
Отсюда Бонус: Раскрашенные кадры из фильма "Сердца четырех"