Грузинская ССР. Батумский ботанический сад, 1952 год
В 1940-е легкая промышленность работала на фронт - было не до нарядов. Но война повлияла на формирование новых канонов женской красоты. О том, почему стали популярными широкие плечи и белые воротнички, как власть использовала моду в политических целях и зачем носили тюрбаны, - в этом посте.
Западное влияние
Кадр из фильма "Девушка моей мечты" (Die Frau meiner Träume) - цветной немецкий музыкальный кинофильм 1944 года режиссёра Георга Якоби. По окончании войны в числе трофейных фильмов оказался в СССР, вышел в прокат и пользовался огромным успехом
К СССР присоединились территории с развитой легкой промышленностью: Западная Белоруссия, Западная Украина, Выборг, Бессарабия, Прибалтика. Советские граждане познакомились с мировой модой. Ригу тогда называли "маленьким Парижем": оттуда привозили дефицитные чулки, белье, духи и меха.
Кадр из фильма "Девушка моей мечты"
"Можно сказать, что в первые послевоенные годы была такая еле заметная оттепель, - рассказывает доктор исторических наук, профессор ЕУСПб Константин Ерусалимский. - Западные страны воспринимались как союзники, хотя на дипломатическом уровне уже началась холодная война. Сталину важно было показать всему миру, что СССР - миролюбивое, открытое государство. Доктрина эта продвиглась в том числе за счет моды".
Отдел "Меха" в магазине ЦУМ (Центральный универсальный магазин). Москва ,1948 год.
В кинотеатрах показывали трофейные фильмы - "Индийская гробница", "Охотники за каучуком", "Тоска", "Чио-Чио-сан", "Девушка моей мечты". Это тоже влияло на бытовую культуру. Из освобожденной от нацистов Европы привозили и готовую одежду - ее продавали на барахолках
.
Дом моделей - начало новой эпохи
Продавец отдела мужской одежды демонстрирует покупателю товар в универсальном магазине на Новоподмосковной улице Москвы. 1957 год
В 1944-м в столице открылся Дом моделей на Кузнецком Мосту.
Советская мода сезона весна-лето 1954.
Предполагалось, что там лучшие художники будут создавать лекала для швейных фабрик, но предприятия не спешили выпускать сложные модели. В послевоенное время хорошо уходила с прилавков любая одежда - даже простых фасонов и из дешевых материалов.
Ансамбль для летнего отдыха.
С развертыванием холодной войны центр моды стал инструментом политического противостояния с Западом. Советская швейная промышленность должна была продемонстрировать эффективность социалистической системы.
Девушка-подружка
Война вытеснила образ гламурной дивы 30-х - субтильной и легкомысленной дамы с белым завитком на лбу, мушкой над губой, горжеткой на плече и мундштуком в руке. В моду вошла женщина земная, верная и надежная, которая дождется с фронта и справится с мужскими обязанностями, - олицетворение добродетели и силы.
Лидия Смирнова в роли Шурочки в фильме "Моя любовь" (1940)
Женщины танцуют на улицах Москвы в честь Дня Победы 9 мая 1945 года.
Освобожденные жители латышской деревни преподносят цветы члену Военного Совета II Прибалтийского фронта генерал-лейтенанту Владимиру Николаевичу Богаткину. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Уволенные в запас военнослужащие гуляют с девушками, 1956 год
"У каждого десятилетия - свой женский образ, - объясняет член высшего экспертного совета кафедры "Имидж и стиль" Академии социальных технологий Инесса Трубецкова. - На протяжении всех 40-х война витала в воздухе - и это отражалось на типажах и моделях, востребованных в обществе".
Поезд с комсомольцами-добровольцами отправляется на стройку в Норильск, лето 1956 года.
Это отразилось в силуэтах, прическах, макияже. В моду вошли девушки крепкие, статные, с подчеркнутыми формами.
Людмила Целиковская и Павел Кадочников в фильме "Повесть о настоящем человеке"
Акцент на плечи
Подплечники в 40-е вшивали как в женские вещи, так и в мужские.
"Это мужественность чистой воды! - говорит Трубецкова. - Все мужские обязанности легли на женские плечи, поэтому они стали шире. Пиджак - по определению атрибут мужского гардероба, а в таком гипертрофированном варианте - тем более. Женственная вещь - это скорее жакет с покатыми плечами, который войдет в моду в 50-е".
Передовики сельского хозяйства на ВСХВ в Москве, 1954 год
В моду вошли платья и блузки с рукавом-фонариком. Их часто надевали под сарафаны. Некоторые специалисты рассматривают тренд как еще одно проявление запроса на женскую силу. Другие объясняют его популярностью испано-латиноамериканского стиля и культуры.
Стиль милитари
Военная форма, телогрейки, кирзовые сапоги - все это в послевоенные годы надевали и женщины. Одежды не хватало, главной ценностью считалась износоустойчивость, а не красота, поэтому в ход шла и солдатская экипировка.
Фронтовая бригада артистов, 1943 год
Для мужчин же носить форму вне службы было модным - образ военного был на пике популярности в СССР вплоть до перестройки.
Стиль милитари проявлялся в таких элементах, как накладные карманы, погоны, штрипки.
Романтичный стиль
Чтобы хоть как-то подчеркнуть женственность при таком грубоватом силуэте, одежду часто украшали цветочными вышивками, рюшами, бантами, бусами, брошами.
Демонстрация платья из креп-жоржета, 1954 год
Звезды любили блистать в меховых накидках из норки и горжетках из чернобурой лисы.
Тюрбан
Тюрбан - еще один атрибут роскошной жизни и возможность подчеркнуть высокий социальный статус. Такой головной убор часто носили оперные дивы и представители творческой интеллигенции. Обычные женщины завязывали на восточный манер платки и шарфы.
"Это довоенная традиция, связанная со стилем ар-деко и дягилевскими сезонами, - рассказывает Константин Ерусалимский. - Если посмотреть на послевоенные портреты представителей творческой интеллигенции, создается впечатление, что они живут в другую эпоху - в стандартах Серебряного века".
Также были в моде тирольские шляпы, "менингитки" - головные уборы, напоминающие таблетку, "арбузные корки" - в виде полумесяца. Загадочности женщине 40-х придавала вуаль.
Слева народная артистка СССР, оперная певица Надежда Андреевна Обухова на избирательном участке. 1950 год. Справа кадр из фильма "В шесть часов вечера после войны" (1944) В роли Вари - Марина Ладынина.
"Шляпы завершали образы с широкими плечами, придавали женственности и визуально увеличивали голову", - отмечает Трубецкова.
Этим же стилист объясняет и появление новой формы прически. Столь модные в предыдущее десятилетие стрижки не уравновешивали грузный силуэт, поэтому волосы стали длиннее.
Слева Любовь Петровна Орлова - народная артистка СССР, актриса Государственного академического театра имени Моссовета. Справа Любовь Орлова после вечерней прогулки на лыжах на своей подмосковной даче во Внуково. 1955 г.
Красная помада и кудри
Московский парикмахер делает прическу клиентке, 1956 год
Их подкручивали и укладывали, создавая валик в области макушки или затылка.
Топ-стилист и эксперт моды Иван Субота полагает, что главная прическа 40-х была заимствована из фильмов. Символом эпохи по-прежнему оставалась Любовь Орлова, которая, в свою очередь, вдохновлялась голливудским кинематографом.
Актриса Любовь Орлова
"Были актуальны воздушные кудри без начеса, волосы практически всегда собранные, - уточняет он. - Очень любили использовать валики различной формы и объема. Также были в моде собранные низкие пучки и косы".
"Тренд на красную помаду можно объяснить послевоенным дефицитом, - считает Субота. - Сделать профессиональный мейк было в те годы достаточно сложно, даже пудра стала более доступной только в 50-е. Куда проще накрасить губы красной помадой - и уже "прибрана".
Белые воротнички
"Столь популярные в 40-е белые воротнички, которые надевали на платья, давали эмоцию правильности, честности, порядочности - как раз то, что было особенно востребованным. Ведь первая ассоциация с этим предметом одежды - школьная форма", - говорит Инесса Трубецкова.
Слева советская мода сезона весна-лето 1954. Справа в новосибирской библиотеке 1953 г.
То же можно сказать и о белых носках и гольфах, которые часто надевали с туфлями и босоножками. Хотя некоторые историки моды связывают тренд с дефицитом женских чулок.
Платформа
Санаторий "Курпаты". Ялта, Крым, 1950 год
Чтобы уравновесить тяжеловесный силуэт, женщины начали носить обувь на платформе. Правда, не на такой высокой, как у хиппи 70-х.
По словам Трубецковой, костюм милитари очень приземляет, широкие плечи, юбка по колено создают увесистый, тяжеловесный силуэт. А обувь на толстой подошве помогала визуально чуть вытянуть фигуру.
Отсюда