Цилиндры и фижмы в современном театрe

Mar 16, 2023 22:30



Художник Наталья Войнова о создании костюмов к историческим спектаклям


Сегодняшний театр в поиске новых решений и драматургии. Однако классический репертуар не канул в Лету. Интересно, меняется ли художественный подход к постановке пьесы о былых временах? О создании костюма к историческому спектаклю здесь и пойдет речь.

Как ни удивительно, традиция создания исторического костюма художником существует в русском театре не так давно. Она появилась вместе с режиссерским театром К.С.Станиславского. До этого же создатели сценического костюма воспринимались, скорее, как ремесленники, занимающиеся пошивом и украшением одежды по заказу артистов. И уж тем более они не могли указывать примам, что им надевать на очередной спектакль. Актеры чаще всего подбирали костюмы сами, руководствуясь своим вкусом, размерами и возможностями кошелька. До Станиславского не было человека, который подчинял бы все аспекты создания спектакля одной общей идее. Никто не заботился ни о сочетаемости костюмов персонажей на сцене, ни о совместимости одежды героев и времени действия пьесы.



Константин Станиславский в роли Отелло, Художественно-Общедоступный театр, 1896 г.

К.С.Станиславский - один из первых режиссеров в истории русского театра - задумался о создании исторического костюма для спектакля. Он рассказывает об этом в книге "Моя жизнь в искусстве", описывая работу над постановками "Царь Федор", "Юлий Цезарь", "Отелло" и другими. Режиссер называл свою работу над историческими спектаклями  историко-бытовой линией развития МХТ. Стремясь к художественной правде, Константин Сергеевич требовал и внешней достоверности: правды костюмов, наружной физической жизни актерского образа. Во время работы над "Отелло" Станиславский, путешествуя вместе с женой, специально подбирал орнаменты будущих костюмов и даже сделал выкройку с одежды одного встретившегося ему араба, которая, по мнению режиссера, была как нельзя более подходящей для его замысла. При постановке "Юлия Цезаря" театр и вовсе поделился на несколько отделов, каждый из которых отвечал за сбор необходимого исторического материала для восстановления костюмов и предметов быта античности. В их работу входило и посещение музеев, и общение с коллекционерами, и работа с древними изображениями.



Василий Качалов в роли Юлия Цезаря, Московский Художественный театр, 1903 г.

Станиславский утверждал, что внутреннее чувство можно возбудить через внешний образ. "Я понял необходимость, -  пишет он, -  посещать музеи, путешествовать, собирать книги, нужные для постановок, гравюры, картины и все то, что рисует внешнюю жизнь людей, тем самым характеризуя и внутреннюю их жизнь".
Безусловно, есть режиссеры, рассуждающие о том, нужны ли истинной игре актера такие вспомогательные элементы, как декорации или костюмы. Есть преданные поклонники условного театра, для которых историчность не значит достоверность. Но остаются среди постановщиков и сторонники подхода Станиславского.
Создание исторического костюма сопровождается целым рядом задач. Он должен обладать достоверностью, сочетаться с образом, быть совместимым с одеждой других действующих лиц, функциональным, соответствовать общей идее постановки.

Подробнее об этих задачах и путях их решения рассказывает художник по костюмам, выпускница Школы-студии МХАТ, автор костюмов к рамтовским спектаклям "Берег утопии. Кораблекрушение", "Ничья длится мгновенье", "Будденброки" Наталья Войнова.


Наталья Войнова

- Наталья, есть ли в современном театре такое понятие, как "исторический костюм"?
- Вопрос непростой. Кто-то считает, что есть. Одни специалисты учатся разбираться в историческом костюме и пытаются добиться его воплощения на сцене. Другие говорят, что в театре в принципе может быть только псевдоисторический костюм.
- А чем отличается исторический костюм от псевдоисторического?
- Есть очень много тонкостей в изготовлении: корсетах, кринолинах, специфическом крое.
- Для того чтобы сделать костюмы к спектаклю, какие Вы привлекаете материалы, что изучаете?
- Мой педагог Элеонора Петровна Маклакова учит своих студентов так, что каждый исторический период подробно разбирается. За время обучения студент обязан собрать огромную количество материалов, которые потом и использует. Поэтому я начинаю работу с того, что просто достаю свои студенческие папки. Там собран материал и по обуви, и по головным уборам, и по нижнему белью.


Сцена из спектакля "Ничья длится мгновенье", РАМТ. Художник по костюмам - Наталья Войнова

- А в каком виде этот материал?
- Когда я училась, много занятий проходило в РГБИ (Российской государственной библиотеки искусств). Нам делались подборки по каждому историческому периоду - огромное количество книг, которые мы обрабатывали. То есть делали зарисовки того, что нравилось, ксероксы важных предметов костюма, например, корсетов или элементов нижнего белья. Раз в неделю у нас были занятия в запасниках ГИМа (Государственного исторического музея). Там женщины-хранительницы доставали вещи, выкладывали на стол, и мы их разглядывали, обмеряли, зарисовывали, снимали крой на кальку, фотографировали. Эту кальку и зарисовки потом передавали из рук в руки, перерисовывали, ксерокопировали.
- Всем этим Вы сейчас и пользуетесь?
- Да. И не только этим. Сейчас у меня самой огромное количество книг, и в интернете многое можно найти. Благодаря этому, время подготовки к спектаклю очень сокращается.
- Какие специалисты вместе с художником привлекаются к созданию исторического костюма?
- Мастера, которые занимаются его изготовлением. В идеале, еще и шляпницы, мастера обуви, но не всегда.


Сцена из спектакля "Ничья длится мгновенье", РАМТ. Художник по костюмам - Наталья Войнова

- Из каких этапов состоит работа над костюмом?
- Первый этап - читаешь внимательно пьесу. Второй - еще раз читаешь, но уже делаешь выписки: все то, что автор написал по поводу героев и их костюмов. Иногда видение режиссера может этому не соответствовать. Для меня все равно важны все-все подробности. Необходимо понять, как существует персонаж. Я прошу режиссера пригласить меня на репетиции, посмотреть как двигается артист, как он разговаривает, как работает над ролью. Если я его не вижу, костюм невозможно придумать: он получится неорганичным и не будет помогать актеру.
- Нужно ли Вам посмотреть, какая фактура у актера?
- Да, чтобы понять, как сделать, чтобы костюм шел конкретно этому человеку. Например, если я еду работать в провинцию, заранее ищу фотографии актеров в интернете или прошу театр мне их прислать. Это очень важно. Особенно для женщин. Не дай бог, ей цвет не подойдет или фасон.
- Но Вы же при этом с актрисой не советуетесь?
- Иногда советуюсь. Перед тем, как начать работать, спрашиваю о том, что ей идет, что актриса любит или не любит, какой носит цвет.


Сцена из спектакля "Плоды просвещения", Театр им. В.Маяковского. Художник по костюмам - Наталья Войнова

- Что Вы делаете после этого?
- Следующий этап - если уже есть сценографическое решение - работа в цвете. Я думаю, как костюмы будут выглядеть на фоне декораций. У цвета есть своя драматургия, и я ее выстраиваю. Например, показываю с помощью цвета взаимоотношения: костюмы мужа и жены должны в чем-то гармонировать или, наоборот, контрастировать. Это называется композицией костюма. Затем я думаю над идеей: как выразить то, что хочет режиссер, и то, что написано в пьесе. Когда придумываю, собираю информацию в интернете, смотрю модные журналы, книги. Однажды, когда еще не было интернета, я ездила на автовокзал собирать материал - смотрела, как одеваются люди, которые приезжают из провинции. Стояла с блокнотиком и зарисовывала.
Когда идея появилась, я делаю фор-эскизы: на одном листе рисую все костюмы на фоне декораций и смотрю, как они выглядят и сочетаются между собой. На данном этапе много решений принимается. Только после этого показываю идею режиссеру, иногда актерам. И, наконец, рисую полноценные эскизы. Их показываю опять же режиссеру, сценографу, актерам - если это в традициях театра - и сдаю в работу вместе с технологическими рисунками, на которых изображен вид спереди, вид сзади со всеми швами и расположениями молний, с указаниями, какая ткань должна быть, какие застежки. А также передаю в мастерские фотографии и крой исторических аналогов.
- Как обычно закупается ткань?
- Материал я отбираю сама. Классический вариант, когда мы едем в магазин с завпошивкой и выбираем вместе. Бывает важно сначала купить только образцы, чтобы проверить, подойдет ли цвет актеру, как ткань будет вести себя в обработке, как она будет выглядеть на сцене при театральном освещении. Иногда бывают проблемы с синтетической тканью, когда покупаешь, например, черную ткань, а человек выходит на сцену и - оказывается в зеленом


Сцена из спектакля "Будденброки", РАМТ. Художник по костюмам - Наталья Войнова

- Фурнитуру тоже Вы подбираете?
- Да. Но бывают театры, в которых этим отдельные технологи занимаются.
- А дальше?
- Весь материал - ткань, эскизы, фурнитуру - я отдаю закройщикам и мастерам. Сажусь с ними, все подробно им объясняю, они задают вопросы и потом шьют. Если у театра есть свои мастерские, и они свободны - шьют в них. Если нет, художник по костюмам выбирает студию или швейную мастерскую - в зависимости от финансовых возможностей. Иногда театр приглашает "своих" - это, как правило, самые дешевые варианты. Дальше начинаются примерки.
- Вы на всех примерках присутствуете?
- Да. К первой примерке прошу делать костюм с большими припусками на швы, и уже прямо на актере рисую линию кроя. Много таких вещей, которые прямо на человеке делаются, выкроить на столе их невозможно.
- Если, например, два разных актера играют одну и ту же роль, делается каждый раз новый исторический костюм?
- Да, конечно. Иногда чуть-чуть меняется одно и то же платье. А иногда даже шьется новое.


Сцена из спектакля "Берег утопии. Кораблекрушение", РАМТ. Художник по костюмам - Наталья Войнова

- Когда костюмы выходят из производства, Вы за ними присматриваете?
- Да. Бывает даже, хожу по несколько раз на спектакль и проверяю, не перепутали ли что костюмеры. Если перепутали, говорю им об этом.
- Какие критерии важны при создании исторического костюма?
- В первую очередь, творческая задача, которую ставит режиссер. Ведь театральный  костюм - это не реконструкция, это идея, эмоции, которые нужно донести до зрителя. И если исторические подробности этому мешают, их не делают. Например, бывает подход, в котором понятие "давно" - это прошлое вообще, и не важен конкретный век. А кому-то нужно показать развитие времени: сначала действие происходит в сороковых, потом - в семидесятых и так далее. Тогда необходимо делать костюм по фотографиям, по журналам того времени.
- Что еще, помимо развития времени, может побудить режиссера настаивать именно на историческом костюме?
- По-разному. Например, режиссер хочет привлечь зрителей. Им, как правило, больше нравится исторический костюм.


Сцена из спектакля "Берег утопии. Кораблекрушение", РАМТ. Художник по костюмам - Наталья Войнова

- Учитываются ли декорации в разработке костюма?
- Конечно, это очень важно. Если действие происходит на фоне ржавого железа, это одно решение, а если на фоне некрашеного дерева - другое. Когда я покупаю ткань, всегда ношу с собой образцы цвета декорации.
- Получается, сценографическое решение должно быть готово раньше, чем начинается работа над костюмом?
- Да. Чем профессиональнее художник-сценограф, тем раньше у него готово решение. Это идеально, когда я, приступая к работе, уже знаю, во что вписываюсь. Но не всегда так бывает. Иногда мы думаем параллельно, и я не знаю, какой будет цвет или фактура декорации. Это очень сложно.
- А художник-постановщик участвует в принятии решений относительно костюмов?
- У них бывает разный подход. Это зависит от характера, от школы, от опыта, от степени доверия тебе. Кто-то практически не участвует. А кто-то, наоборот, очень много и активно общается, что-то важное для себя предлагает.
- Меняется ли подход к созданию исторического костюма с течением времени?
- Да. Например, в МХТ со К.С.Стансиславским работала Н.П.Ламанова, которая создавала шедевры - замечательные костюмы, еще не была утрачена культура и технология индивидуального пошива. В Советские Союзе бытовой костюм очень упростился, информации об историческом костюме было мало, поэтому своеобразным прорывом стала книжка К.В.Градовой, написанная в помощь театральным мастерским.  Не было такой возможности, как теперь, заказать ткани по каталогам из Европы. В театрах были свои "красилки", куда приносили ткань, и ее красили в нужный цвет. Сейчас осталось два или три мастера на Москву, которые и в нужный не всегда попадают. Да и ткани становятся другими по природе, в принципе. Например, лен, который использовали в XV веке на белье, сейчас просто исчез - утратили культуру выращивания.


Сцена из спектакля "Берег утопии. Кораблекрушение", РАМТ. Художник по костюмам - Наталья Войнова

- А бывает так, что для исторического костюма Вы одежду покупаете, а не шьете?
- Бывает. Для спектакля "Будденброки" в РАМТе мы заказывали старые цилиндры из Брюсселя, которым по 100 лет. Правда, не для всех. Потому что с цилиндрами такая проблема - они усыхают со времени изготовления, и сейчас реально купить только 57, 58 размер. А у некоторых актеров - 60 или 61. Поэтому часть цилиндров мы купили, а часть - удачно сшили по историческому образцу, но из наших тканей. Для другого спектакля я покупала вещи советских времен.
- А где?
- Есть несколько магазинчиков, но там продаются вещи, которые и сейчас можно надеть. А когда мне нужны были советские тренировочные костюмы и белье, я спрашивала у обычных людей, объезжала бабулек. Они мне показывали, что у них висит в гардеробе. Кроме того, есть специальные люди, которые этим занимаются - собирают вещи у тех же бабушек, коллекционируют, продают.


Сцена из спектакля "На дне", "Театр на Покровке". Художник по костюмам - Наталья Войнова

- Используется ли покупная обувь для исторического костюма?
- Да. Иногда бывает так, что она даже лучше подходит.
- С какими проблемами Вам приходится сталкиваться в работе над историческим спектаклем?
- Мастера не всегда понимают, что именно мне нужно. Например, современным закройщикам бывают совсем не понятны специфические вещи, скажем, XV века. Приходится приносить огромный подбор материалов и объяснять. Кто-то готов слушать, а кто-то - нет. Для них это лишние нервы и время. Они предпочитают работать по книжке К.В.Градовой. Удивительная книжка! Ее автор придумала, как простыми средствами, не особо углубляясь в подробности, сделать так, чтобы можно было добиться эффекта исторического костюма, чтобы готовая работа была похожа на одежду XVIII или XIX века. Мастерам действительно удобнее с ней работать. Но если говорить именно об историческом костюме, аутентичный крой очень важен.  Бывают и такие ситуации, где про исторические подробности я даже не говорю: мастер не может сделать выкройку, чтобы она села на фигуру актера. Чем хуже мастер - тем больше нужно примерок. Иногда бывают такие ошибки в крое, которые уже нельзя исправить, чтобы переделать, нужно дополнительно покупать ткань. Приходишь в магазин - она закончилась. Со шляпницами сложно сотрудничать, потому что они получают задание и приносят уже готовую работу, трудно уследить за деталями, а это очень важно. Поэтому предпочитаю работать со знакомыми шляпницами, которым я доверяю. Бывают проблемы с актерами. Кто-то не может дышать в корсете. Кто-то не согласен с элементами в историческом костюме или считает, что он ему не идет.


Сцена из спектакля "Таланты и поклонники", Театр им. В.Маяковского. Художник по костюмам - Наталья Войнова

- Неужели это действительно важно - до сантиметра выверять расположение пуговиц или петель?
- Конечно, для меня важны пропорции, размеры, ритм и цвет костюма. Ведь дело даже не в достоверности, а просто во внешнем виде. Необходимо, чтобы вся композиция была гармоничной.
- Застежки на историческом костюме делаются бутафорские?
- По-разному. Если пуговицы надо расстегнуть, то их делают настоящими. Но, как правило, этого в театре не любят. Так что если не надо будет расстегивать, то делают молнию на спинке и ложные пуговицы.


Сцена из спектакля "Плоды просвещения", Театр им. В.Маяковского. Художник по костюмам - Наталья Войнова

- Как сочетается функциональность исторического костюма с его достоверностью? У актрисы же нет штаба горничных, чтобы снять ей платье, если у него сложный крой.
- Тут, конечно, костюмеры помогают. И все равно что-то упрощается. К некоторым костюмам придумываем ткань, которую не нужно крахмалить и очень часто стирать. Или вот еще пример. В старинных платьях были такие фижмы, которые придавали юбке объем. Один из вариантов - складная сварная конструкция из металла, обтянутая тканью. А мы ее вырезали из поролона - удобнее и дешевле, форма такая же, в использовании практичнее. Это немного другого плана вранье, чем плохой исторический костюм. Оно не от незнания, а от задачи и функциональности.
Отсюда

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up