Если пересмотреть сейчас советские сказки сталинского времени, ощущение от них будет неоднознaчным, а некоторые вещи так и вообще будут казаться дикостью.
Потому что киносказка - это точный слепок эпохи. И еще инструмент обучения и воспитания детей на тему "что такое хорошо и что такое плохо", какие модели поведения правильны, а какие нет. В общем, именнo детское кино даёт возможность изучить общественные нравы и вкусы, понять, чем жили не только (и не столько!) дети, сколько взрослые люди.
В СССР после двух войн и двух революций не только полностью сменились элиты, но и возник некий запрос на примирение общества и перестраивание его на новые принципы "общежития" c новым классом -гегемоном. Где главные граждане - трудящиеся, а "кто не работает, тот не ест".
Ради этого были переписаны кино-сценарии, а русские народные сказки получили специфический вид, часто мало коррелирующий с реальностью. Ну, например, истории всяких царевен, сбегавших из дворца с Иваном, а уже намного позже принцесс, сбегавших с Трубадуром.
Удивительно, что этой туфтой - сбежать в никуда и в неизвестность непонятно с кем и зачем, только потому что тебе скучно и заняться нечем, то бишь ты дурью маешься, современных детей начали учить уже по очередному кругу - сейчас переснимают "Бременских музыкантов"
Но в сталинские времена судьба тех, кто в фильмах маялся дурью, все-таки несла в себе какое-то рациональное зерно. И вот на это рациональное зерно мы сейчас и посмотрим.
Кадр из колоризированного фильма "Василиса Прекрасная" (1939).
Начнем мы сталинский кинообзор с фильма " Василиса Прекрасная" (1939).
На экране явно творится нечто странное - - классическая Царевна-Лягушка (из сборника сказок Афанасьева) лишилась не только своей волшебной силы, но и титула - её превратили в Василису - крестьянскую дочь. Красивая и статная дева, точно сошедшая с полотен Венецианова, сама, по-стахановски, управляется с целым полем. Это даже похоже на кино-подвиг ткачихи Морозовой, у которой в подчинении было несметное количество станков, а она ещё и распевала "Марш энтузиастов". Дальше - больше.
Венецианов А.Г. "На пашне.Весна" 1820е
Иван-Царевич тоже превратился в крестьянского сына, причём в беднейшего (условия жизни бывшего Ивана-Царевича можно охарактеризовать исключительно, как "бытовой триллер").
Кадр из колоризированного фильма "Василиса Прекрасная" (1939).
И всем сразу ясно - раскулачивать тут уже некого и нечего. Ну ладно бы только это, но самым большим потрясением были невесты старших братьев - Дворянка (одетая, кстати, в стилизованный готический костюм с характерным hennin-ом) и Купчиха (девушка приятная во всех отношениях и одновременно Мечта Поэта). Обе девушки не только согласны сделаться жёнами непрезентабельных крестьян, но и спешат поскорее прибыть из своих теремов в полуразвалившуюся избушку, откуда их, впрочем, вскоре выпроваживают за лень, дурной характeр и неумение ничего делать
Кадр из колоризированного фильма "Василиса Прекрасная" (1939).
Некоторые (некоторые - именно так) современные дети, воспитанные на карамельном гламуре, сказали бы, что невесты - попросту страшные, вот и готовы хоть за кого. Но с их анимэшными мозжечками и Василиса показалась бы толстой и простоватой. Тут же всё гораздо тоньше и вкуснее, на самом деле.
Кадр из колоризированного фильма "По щучьему велению" (1938) Царевна Несмеяна мается дурью во дворце, грустит, ипохондрит, и свет ей белый не мил
Примерно та же ситуация происходит с Царевной-Несмеяной из кинофильма "По щучьему велению" (1938). Девушка царского рода буквально умоляет Емелю забрать её из дворца, а когда мужик сомневается в её деловых и человеческих качествах, царевна горячо обещает быть весёлой и - работящей. Да и сам Емеля из хрестоматийного лентяя превращается в сельского труженика, вся беда которого заключается в неправильном общественном устройстве.
Кадр из колоризированного фильма "По щучьему велению" (1938) Сбежав из дворца, Царевна Несмеяна радуется и веселится. А мама Емели, увидев невестку, задает вопрос, где же они жить то будут...
В "Золушке" (1947) всё немного сложнее - есть и Принц (вполне интеллигентный молодой человек), и Король (хотя и придурковатый, но всё же обаятельный), и даже Фея. Как-то даже странно, что Золушка не сама шьёт себе наряд и не сама выдалбливает туфельки из хрусталя.
Кадр из колоризированного фильма "Золушка" (1947)
А вместо "ожидаемого" и уже логичного Фанфанa - крестьянского сына мы видим, повторяю, Принца, проживающего во дворце, похожем, правда, на какой-нибудь Дом Культуры и Быта имени Пролеткульта (но такой уж был бурбонский вкус у "кровавого сталинизма"). Однако и юноша королевских кровей, носящий вовсе не обноски, а пурпуэн, о-де-шосс и прочие атрибуты барочного костюма, ...но даже и он спешит признаться, что был бы рад бедной и незнатной, но работящей девушке.
Кадр из колоризированного фильма "Золушка" (1947)
Кадр из колоризированного фильма "Золушка" (1947)
Что это такое? А это - классовая суть советского искусства. Тот самый рационализм. Крестьянин или "гегемон" по любому лучше баронета, и баронет завсегда это ощущает.
Кстати, почему Фанфан-тюльпан? Просто согласно морали советских киносказок, Анриетта Французская, дочь Луи XV, просто обязана полюбить Фанфанa и уйти с ним в необозримое пространство. Но этого во французском фильме не происходит
Кадр из фильма "Фанфан-тюльпан" (1952)
Вообще, перекраивание "исходника" было в сталинское время в большой моде, причём исправлению поддавались не только сказки, созданные "до эпохи исторического материализма", но и, собственно, советские творения.
Кадр из фильма "Золотой ключик" (1939)
Так, киношедевр "Золотой ключик" (1939), снятый по книге Красного Графа с типичной для русского писателя фамилией - Толстой, завершается помпезной феерией с участием полярного лётчика. Этот герой дня, сталинский сокол, вторгается в затхлый итальянский мирок и увозит Буратино с сотоварищами в Страну Счастья, то есть в сталинский СССР. Что характерно, перед нами вовсе не муссолиниевская Италия, что было бы куда логичнее, а некий обобщённо-старинный город в духе тех, в которые приезжал писать господин Брюллов.
Кадр из фильма "Золотой ключик" (1939)
Вообще, по киносказкам гораздо проще изучать эпоху, чем даже по взрослому кино. Потому что в сказочных сюжетах всегда присутствует чистая идея, дидактика направленного действия.
Так, детский кинематограф, откликается на идею о Мировой Революции сказкой "Новый Гулливер" (1935). Пионер Петя Константинов, юный осводовец (Общество спасения на водах) попадает в сказочную Лилипутию, где собраны все ужасы и язвы старинного феодализма и модернового капитализма - люди в пудреных париках катаются на бронемашинах, а девушки в фижмах участвуют в джаз-кордебалете. Мелькают телефоны, радио-тарелки, штаны-кюлоты и туфли с пряжками, противогазы, пушки на крепости и гигантские подземные машины. Пионер-Гулливер должен всё это порушить. Как Годзилла. Но для пользы дела.
Кадр из колоризированной части фильма "Новый Гулливер" (1935), видимо, остальное в процессе
Что ещё интересно? Идея 'Метрополиса' - урбанистической фантасмагории, снятой Ф.Лангом в конце 1920-х годов и совершенно покорившей кинематографистов всего мира. Мир Лилипутии - это Метрополис-2 с ужасающим подземным заводом-чудовищем и райской жизнью аристократов... Что характерно, официальной орфографией Лилипутии является...дореволюционная орфография (с ятями). Тогда как рабочие пишут свои воззвания на советском-русском языке...
Кадр из фильма "Новый Гулливер" (1935).
Эстетика той или иной эпохи тоже находит своё отражение в сказках. Заметьте - среди сказочных красавиц сталинской эпохи нет ни одной худышки. Сплошные девушки-с-веслом. Даже Золушка, и та вполне крепенькая, безо всякой обморочности и осиного стана.
В сказке "Конёк-Горбунок" (1941) говорится, что Девица Заря-Заряница (а не Царь-Девица, как в исходнике!) - дородная да румяная, косая сажень в плечах, грудь - колесом, а руки (простите) - лопатами. Всё почему? Потому что детям показывали тип работящей красавицы, а худой или жирный человек не способен ворочать тяжпром или даже легпром.
Заря - Заряница. Кадр из колоризированного фильма "Конек-Горбунок" (1941)
Вообще, героини тех киносказок могут практически всё. Так, Золушка шьёт три платья за одну ночь. Она же способна надеть крохотную туфельку сестрице Анне, у которой нога, как у полярного лётчика (наверное). Напомню, что Василиса одна убирает всё поле, а в конце фильма она кидает Бабу-Ягу в кипящий котёл, и сверху накрывает могучей крышечкой.
Так что киносказка сталинских времен - это точный слепок эпохи.
Именно детское кино даёт возможность изучить общественные нравы и вкусы, понять, чем жили не только (и не столько!) дети, сколько взрослые люди.
Как только идея Мировой Революции полностью изжила себя и была заменена идеей патриотизма, тут же в сказках зазвучало слово Русь, а в финальной песне сказки "Кащей Бессмертный" (1944) поются слова: "Слава русской старине!", потому что без старины (без Пушкина и Суворова, без вальсов-с и эполетов-с) невозможно побеждать и созидать. А сказка - не ложь и не намёк (как ошибочно считал всё тот же дворянский поэт Пушкин), а орудие воспитания масс.
Oтсюда В связи с этим встает вопрос, чему учат детей современные киносказки?
И не надо мне говорить, что в современных киносказках нет идеологии. Есть, да еще какая!
Как образы "Страны хороших деточек" (2013) вместо тоталитарного Мордора показали тоталитарный ЕС - в качестве крайне заидеологизированного примера. Создатели фильма с крупными "гулагными" тараканами в голове решили на примере сказочного СССР научить детишек, как плох тоталитарный режЫм. Вот только вместо сказочного СССР у них почему-то получился сказочный благословенный Запад.
Альтернативная тайга в фильме "Чук и Гек. Большое приключение" (2022) - в качестве крайне коммерциализированного примера. Выросшие на Гарри Поттере и Хрониках Нарнии создатели фильма решили показать детям, каково это жить в сказке, когда ничего делать вообще не надо, кроме как достать игрушку из чемодана или запеть хором. И магия сама за тебя все сделает, даже без щуки и золотой рыбки. Получилось крайне инфантильное кино, про главных героев которого и сказать нечего кроме как "три дебила - это сила".
И еще скажите, вас не напрягает, что в кинопродукции о Белогорье все больше и больше звучат мысли о никчемности Последнего богатыря (и вообще всяких мужичков) и абсолютной необходимости уже для его дочек спасать мир вместо того, чтобы думать о замужестве и детях?
И неужели такие мысли, внушаемые девочкам, это не идеология?