Рождество в фильме "Соловей-Соловушко"/ "Груня Корнакова" (1936)

Dec 12, 2023 23:30



Так как Рождество в СССР не праздновали и праздник как церковный даже немного избегали, его нечасто  можно увидеть на экране даже в фильмах про дореволюционное время.
Тем не менее, картины, где можно увидеть праздник, были даже в сталинское время. Например, в сейчас уже почти забытом  самом первом советском цветном фильме, созданном в 1935-1936 годах двухцветным виражным способом (окрашиванием кинопленки как фотографии)


Называется фильм "Груня Корнакова" (рабочее название - "Соловей-Соловушко") и снял его режиссер Николай  Экк из "бывших", то есть имевший очень хорошее представление о том, как праздновали Рождество в обеспеченных городских семьях

Действие фильма происходит до революции и с места в карьер начинается показом елки в семье героини. Сейчас-то мы не видим в этом факте ничего особенного, но стоит помнить, что в 30-е елка была несколько лет запрещена вообще, затем разрешена, но уже как символ новогоднего праздника, аккурат перед наступлением 1936 года. Судя по всему, тогда не успели ни приготовить елки, ни поставить их, поэтому фактически возвращение праздника состоялось в канун 1937 года.
В фильме появляются две елки. Одна - скромная - в семье Груни. Вторая - пышная - в семье  владельца фарфорового завода.

Посмотрим сначала на скромную елочку.


Кадр из фильма

Из украшений присутствуют: рыбка красная, рыбка серебристая, шары, роскошный дед Мороз и еще один - внизу, его видно не полностью. Также мы видим мишуру и стеклянные бусы.


Кадр из фильма

Елка с другой точки, но видно хуже. Можно различить стеклянную грушу (внизу) и еще несколько украшений (красный шар вверху, например).



Кадр из фильма

Один из шаров на крупном плане.


Кадр из фильма

Тут видно свечки и довольно любопытные штуки: настоящую шишку, которую повесили на нитку и сделали украшением, имитацию пары вишенок и какого-то странного зверя.



Кадр из фильма

Уже знакомый дед Мороз, свечки, шары и стеклянная шишка. А вот что за красная фигурка на ветке, непонятно (птица?)



Кадр из фильма

Рождественская елка у буржуя, судя по всему, упиралась в потолок, но увы! В кадре в основном оказался рождественский бал-маскарад и танцующие фигуры. В тех эпизодах, где камера статична и хоть как-то показывает елку, виден только ее бок.



Кадр из фильма

Тут видна мишура, шары, голубая шишечка (?), за ней фигурка девочки (кажется), но самый интересный шар в виде головы оказался рядом с лицом актера.



Кадр из фильма

Здесь видно конфеты на ветках и колокольчик - очень красивый. Ниже над мишурой, по-моему, хлопушка, которую срывает герой и хлопает ею.



Кадр из фильма

Тут видно разве что мишуру и некоторое количество украшений. Вообще при просмотре возникает масса любопытных вопросов. Поскольку показано дореволюционное время, может ли быть так, что часть елочных украшений в кадре тоже дореволюционная? Или это уже советские украшения? Или частично те, частично эти?
Отсюда

Вот в этом видео первая часть фильма, где показаны и елка Груни, и  елка фабриканта Лузнецова с совершенно шикарным рождественским маскарадом.

image Click to view



Поскольку бал-маскарад снят режиссером, который имел личный опыт и был участником или наблюдал такие праздники до революции, можно не сомневаться в культурной аутентичности. В связи с этим очень интересно сравнить этот маскарад с современными.
Первое, что сразу бросается в глаза - это что на маскарад действительно приходят в масках, и вообще очень сильно заметны итальянские/ венецианские традиции, даже если и с более российской тематикой.






И грим театральный.





Второе - это что на балу есть мастер-распорядитель, руководящий танцами. Он одет в какой-то странный не совсем понятный костюм и с мешком, что позволяет мне предположить, что это некий прообраз Деда Мороза.
Помните, как все эти рождественские традиции начали в 19 веке проникать в городскую культуру России из Германии и начался период поисков русской идентичности того персонажа, который за елку будет отвечать?

Как шуба Деда Мороза стала красной и правильно ли это
В ходе создания этой елочной мифологии на роль главного героя, предоставлявшего детям елку. пробовался Младенец Иисус, старый Рупрехт, Св. Николай или Дедушка Николай, бабушка Зима, Санта Клаус, старички-кулачки, заготавливающие в лесу елки, Святочный Старик, просто старик, живущий зимой в лесу, Ёлкич, елочный дед, рождественский дед и "властитель русских лесов" Мороз.
                     

Ну вот это, видимо, одна из таких попыток создать некий образ "заведующего ёлкой", ну и заодно "заведующего балом-маскарадом" и танцами.



Отдельно хочу высказать удивление по поводу вот такого короткого платья.

костюм, Россия, праздник, #такаязима, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up