Продолжаю рассказ про наши праздничные развлечения, на этот раз очередной балет "Щелкунчик", но немного с другой стороны - именно про костюмы, благо местная пресса напечатала интересную статью про посещение костюмерного цеха, который делает костюмы к балету "Щелкунчик". К другим балетам тоже, но этот балет - главное событие года.
И я очень рада, что ранее смогла написать серию постов про русского Щелкунчика и постановку Шемякина в Мариинском театре, потому что вот это именно то, что роднит наш местный балет и шемякинский - он сделан не вокруг балета как танца, а вокруг балета как костюмированного шоу, где и танцевать то не особо надо уметь. Hикаких сложных па-де-де там не может быть в принципе, кроме как во второй части - дивертисменте, где главная балетная партия у Феи Драже. Зато костюмы - ого-го.
Настоящий канавальный праздник в кондитерской.
Сандра Фокс на фоне костюмов балета "Щелкунчик"
Отвечает за костюмы балета Сандра Фокс, которую пригласили в Houston Ballet в 2019 году из Цирка дю Солей, где она проработала примерно два десятилетия и, среди прочего, помогала запустить вдохновленное группой Битлз шоу LOVE в Лас-Вегасе. По собственным словам Сандры Фокс ее цирковые знания очень пригодились в "Щелкунчике", "потому что это очень цирковая постановка".
Сандра Фокс отвечает не только за костюмы, а вообще а весь костюмерный цех, включая грим, парики и маски. И она, придя на работу, сразу же наняла на работу с париками и масками выпускницу Cirque's KÀ, чтобы онa привнесла во все это цирковой ум. В балете сейчас 230 шиньонов и их количество продолжает расти. Все эти парики и маски надо с одной стороны делать танцорам балета, вращающимся и прыгающим. Но, с другой стороны, многие персонажи "Щелкунчика" больше предназначены для показухи, в их хореографии меньше действия. Поэтому цирковой опыт очень полезенГлавную по парикам и маскам зовут Меган Мейсон и свое "царство" она называет "Wigland" (земля париков)
Слева: Станция прически и макияжа за кулисами. Справа: Маски персонажей "Щелкунчика" и эскизы к костюмам в Театре Балета
Один из самых самых навороченных костюмов, которые она показала журналистам, - серебряное пышное платье со скульптурной "шляпой", с которой поконкуривала бы и королева шоколада Шапокляк из недавнего российского "Чебурашки"
Опасно наклоненная вершина шляпы представляла собой реалистичный трехслойный "трюфельный торт" на серебряном подносе с "полями", украшенный съедобными на вид печенюшками, вишней, клубникой и взбитыми сливками.
Еще Мейсон продемонстрировала важную конструкцию - как комбинация парика и шляпы стала регулируемым шлемом. Эта комбинация настолько удобна и безопасна, насколько это возможно с почти метровой штуковиной на голове.
Меган Мейсон объяснила, что Фокс и она ввели в балет "подготовку к парикам", и показала слегка жутко выглядящие формы с прорисованными измерениями линии волос каждого танцора, которые заполнили целую стойку в углу. Эта работа проделывается каждый год для нового состава балета. Например, девушки, исполняющие партии "Цветов", имеют тенденцию часто менятся, у кого-то короткие волосы, у кого-то длинные, у кого-то волнистые, густые или вообще афро-американские. Поэтому всегда очень важно убедиться, что парики подходят к головам и пучкам/хвостам завязанных участницами балета волос.
Под парики для этого строятся специальные проволочные клетки, чтобы парики внутри были полыми и туда помещались собственные волосы исполнителей балета
Придворный персонаж Конфетной страны из окружения Феи Драже и один из его костюмов в мастерской (костюмов может быть несколько, так как актеры-статисты с разными размерами могут меняться)
Сейчас в "Щелкунчике" используется 1750 роскошных и часто очень аппетитных костюмов, и это более чем в два раза превышает количество костюмов для "Золушки", "Лебединого озера" или любого другого большоего балета труппы, где принимает участи большая массовка
Это вообще-то новшество. Раньше эти костюмы не всегда были на вид такими аппетитными. Когда нынешняя постановка дебютировала (в 2016 году), украшения костюмов были меньшего размера и сделаны из окрашенного пластика. Меган Фокс уже несколько лет занимается тем, что ходит по местным магазинам, где продают праздничные украшения, и скупает там все сладкое и съедобное на вид.
Соответственно не только сами костюмы улучшются, но еще и их количетво становится больше.
У артистов цирка нет одинаковых костюмов, но у артистов балета они почти всегда одинаковы. При этом балет часто танцуется разными составами, особенно, если проходит два представления в день.
"Когда постановка дебютировала, костюмов было достаточно, чтобы их можно было носить", - сказал Фокс. "Между каждым шоу команде требуется четыре часа, чтобы прийти и переместить костюмы для нового состава. Мы обнаружили очень много таких записок про участников: "Элизабет носит платье номер один полностью, но Мэри носит лиф номер один и юбку номер двенадцать, а Кэтрин носит юбку номер три и лиф номер пять" . . И это было типа: почему бы нам просто не попробовать увеличить количество костюмов, а не перебирать и перетасовывать их по частям?"
Слева: Кукла Фея Драже (может быть не балерина) завершает прическу и макияж.. Справа Балерина исполняет партию Феи Драже. Платья вроде похожие, но для разных целей, левое - не особо балетное
На своем компьютере Фокс показала тридцатистраничную таблицу - ежедневный список актеров шоу, представленный за неделю до выступления. Она даже не удосужилась его распечатать. "К пятнице ситуация гарантированно изменится", - сказала многоопытная начальница по костюмам.
В забеге под названием "Щелкунчик на Рождество" чередуются 58 танцоров труппы, 62 других профессионала и члена HBII (младшая труппа), а также 221 ребенок (из балетных школ округи). Неделя - вечность в балетном мире для артистов, которые могут получить травму, заболеть или столкнуться с семейными проблемами, или для артистического состава/директор/продюсера, который передумает, кто, какие партии и в какие дни должен танцевать. Дело в том, что "Щелкунчик" - это еще и коммерческий проект, на котором танцы балетных шагом по сцене часто танцуют споснсоры и их дети (балетом в США заниматься очень дорого, заплатить за уроки могут не только лишь все)
В список актеров этого года вошли 8 разных Фей Драже (а это одна из самых профессиональных балетных партий) 6 Клар и 9 Принцев-Щелкунчиков. Чтобы никого в труппе не обидеть, одна и та же балерина могла в одну ночь танцевать партию Феи Драже, а в другую арабский танец.. То же самое и с остальными главными героями.
За кулисами генеральной репетиции спектакля "Щелкунчик" Хьюстонского балета.
И чем дальше идешь по списку, тем более загруженным он становится: почти все танцоры исполняют несколько ролей.
За высоким импровизированным столом, почти спрятанным среди вешалок, супервайзер мужского гардероба Фредди Рейнальдо подготовил таблицу размеров танцоров и костюмов, которую он всегда держит при себе за кулисами. «"се подробности здесь. У меня даже есть мерки для студентов академии (детей балетной школы)", - сказал он. Другие руководители не заходят так далеко, но каждая часть костюма маркируется, чтобы костюмеры, которые помогают танцорам переодеваться, могли быстро выбрать то, что им нужно во время каждого выступления.
За кулисами на генеральной репетиции спектакля "Щелкунчик" в Хьюстонском балете.
Некоторая часть инвентаря "Щелкунчика" всегда находится в большой гардеробной студии для ремонта или обновления. В то время как костюмы для других основных сюжетных балетов труппы обычно появляются всего на шести спектаклях каждые четыре-шесть лет, наряды "Щелкунчика" проходят через ежегодный марафон, так что износ намного больше. В некоторых костюмах приходится больше репетировать и танцевать. Некоторые костюмы носят маленькие дети, которые не могут удержаться от того, чтобы в них поковыряться. Например, кавалерийские костюмы:к ним прикреплены скульптурные тканевые лошадки - "а у лошади есть уши, и с ушами весело играть", - посмеялась Фокс
Костюмы для сцены вечеринки в первом акте, - практически от кутюр. Но их эффектно многослойный шелк легко рвется, а ремонт сложен.
"Есть разница между изготовлением одежды и изготовлением костюмов", - рассказала Фокс.
"Что касается костюма, вы оставляете припуски на швы там, где вы можете до них добраться и построить его определенным образом, поэтому, если вам когда-нибудь понадобится добавить ткань или вставить эластичную вставку, вы можете это сделать. Эти костюмы имеют красивую подкладку. Вы не увидите ни одного шва. А припуски на швы очень малы, поэтому, если вам нужно их распустить, вам придется распустить около семи швов, чтобы получить дюйм (2.5 см)".
За кулисами на генеральной репетиции спектакля "Щелкунчик" в Хьюстонском балете.
Мне после ознакомления с интервью костюмеров было очень интересно взглянуть на балет под другим углом.
По большому счету, это действительно не классический балет, это игра в балет, очень красивое костюмированное представление самодеятельных артистов, называющих себя балетом. Hе говоря уже про массу чуть ли не 5-летних детей на сцене, которые танцевать не умеют, но бегали очень мило, ковыляли так по-детски, мышей изображая.
Могу еще добавить, что в этом году балетная программа включала в себя некоторые статьи про балетную группу, в частности, интервью с балериной, исполняющей арабский танец. И она рассказала, что, оказывается , у них не танцоров подбирают под партии, а хореографию партий делают специально под танцоров, что они умеют исполнять и как. В частности, у данной балерины очень сильные ноги и она "уникально" долго умеет стоять на одной ноге и держать другую ногу высоко в воздухе, ну типа целую минуту может. Поэтому ей сделали медленный танец с движениями, где надо вытягивать ноги и долго стоять в одной позе.
Даже не знала, смеяться мне или плакать, когда я это все читала.
В общем, в следующем году куплю билеты на "Городского Щелкунчика", ну где в том числе чечетку танцуют и танцы чиерлидерш.
Интересно будет сравнить.