Сказочные образы Малороссии в фильме "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1961)

Jan 01, 2024 22:30



В советском кино почти нет фильмов про Рождество, в СССР даже "Щелкунчика" делали только мультипликационного. Поэтому замечательный фильм- сказка Роу стоит совершенно особняком. Это не только рождественская сказка, это сказка еще и народная - о традициях Рождества в Малороссии. Колядки, игра в снежки, катание на санках, даже рождественская служба в церкви  - фильм оставляет удивительное и незабываемое ощущение праздника.




Оксана на утренней рождественской службе. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Малороссию снимали в Мурманской области. Референсами послужили известные произведения живописи, например, "Колядки в Малороссии"

"Колядки в Малороссии". Трутовский Константин Александрович, около 1864, Государственный Русский музей

В мaленьком посёлке под Кировском, отмеченным как 16-тый километр, за считанные дни возвели "малороссийскую деревушку".


Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Несмотря на то, что с отрывного календаря вовсю уже срывались "мартовские" листы, малороссийские хатки, как и положено по сюжету, утопали в настоящем снегу. Весёлых парубков и колядующих девчат выбрали из студентов- медиков и рабочих-горняков Кировска.
По городу были расклеены объявления о том, что проводится набор девушек и юношей для съемки в массовых сценах в фильме "Вечера на хуторе близ Диканьки"



Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Молодёжи, желающей сниматься в кино, собралось много. Гримировали их в медицинском училище, тщательно следили, чтобы ни колец, ни накрашенных ногтей у девушек не было.

Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Переодетых в костюмы увозили на нескольких автобусах на 16-тый километр, где из больших тяжелых картонных стен были выстроены хутор и церковь. Вы видели в фильме, что на дворе зима, а из печных труб дыма-то нет?
Массовка каталась с горок на санях, играла в снежки.
Причем, кататься их просили постоянно, чтобы не замерзли. Когда снимали сцену колядования, рядом стояли машины, откуда доносилась запись хорового пения, и массовка старательно открывала рты.За съемки платили то 2 рубля 50 копеек, то 3 рубля в день - всё от времени зависело.


Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

image Click to view



image Click to view



Ну и уж если массовка получилась такой красочной, то что говорить о главных персонажах? Там все просто сказочное.

Сорокалетнюю Солоху сыграла стройная красавица Людмила Хитяева, которой был всего 31 год. Конечно, Солоха - ведьма, почти не стареет, но хотя бы украинскую дородность изобразить надо. Проблему крутых бёдер решили просто - с помощью нескольких пышных юбок, надетых одна на другую. Но не помешал бы еще и второй подбородок...
Разумеется, гримёров вроде тех, которые с помощью силиконовых накладок сделали из поджарого Гэри Олдмена тучного Уинстона Черчилля, в распоряжении Александра Роу не было, а те, что были, и так были заняты, - гримом чёрта: Милляра гримировали по 6 часов в день.
Решили, что Хитяева просто будет наклонять голову так, чтобы в определённых ракурсах у неё появлялась складка в районе подбородка. И иногда это срабатывало!



Людмила Хитяева в роли Солохи. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Но стоило Солохе принять другую позу - и становилось ясно, что никакая она не сорокалетняя толстушка, а самая настоящая красавица с идеальной линией подбородка:
Хорошо хоть одежда не подводила - пышные юбки стабильно изображали пышный зад

В качестве ведьмы Солоха предстает перед зрителем с распушенными по плечам длинными волосами, которые венчает четырехугольный платок, традиционный для замужних женщин. В повести нет указания на социальный статус Солохи. Она женщина свободная, но очевидно, что она была замужем когда-то и скорее всего является вдовой. Верхняя одежда героини напоминает шушпан.
Шушпан - вид верхней одежды. Его шили из холста и чаще всего использовали в качестве рабочей одежды.



Солоха собирает звезды на небе. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

"Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то, что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу."
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством."
Спустившись по трубе и выбравшись из печи Солоха приводит себя в порядок: скинула верхнюю одежду и убрала волосы под платок.
Стоит отметить, что художник по костюмам Лилия Душина с большим вниманием отнеслась к воссозданию элементов традиционного костюма. Большое значение играет цвет. В фильме много красного цвета и его оттенков. Это относится и к наряду Солохи. На ней традиционная длинная белая рубашка кошуля с активной черно-красной вышивкой по подолу и особенно по рукавам. Поверх рубашки надета красная безрукавка, которую обычно называли керсетка, с достаточно явной баской и клечатая юбка - плахта с вышитым передником, запаской, в тон безрукавки. На ногах Солохи высокие сапожки - чоботи. Они обычно были без каблучков, но в фильме этим правилом принебрегли.



Солоха и козак Чуб. Кушак Чуба перекликается по оттенку с нарядом Солохи. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

В качестве декоративной составляющей женского костюма используется не только вышивка, но и разнообразные шейные украшения - монисто. По этому поводу можно вспомнить кокетливый диалог Солохи и дьяка Осипа Никифоровича:
" -А что это у вас, великолепная Солоха? - И, сказавши это, отскочил он ( т.е. дьяк ) несколько назад.
- Как что? Рука, Осип Никифорович! Отвечала Солоха.
-Гм! рука! хе!хе!хе! - произнес сердечно довольный своим началом дьяк и прошелся по комнате. - А это что у вас, дражайшая Солоха? - произнес он с таким же видом, приступив к ней снова и схватив ее слегка рукою за шею и таким же порядком отскочив назад.
- Будто не видите, Осип Никифорович! - отвечала Солоха. - Шея, а на шее монисто".
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством".



Монисто на шее Солохи. Кадр из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".

Николай Васильевич Гоголь описывает Солоху как женщину средних лет, достаточно расчетливую ( ее привлекало слаженное и крепкое хозяйство Чуба) и привлекательную. Она умела построить отношения с многочисленными поклонниками так, чтобы каждый из них думал, что он единственный. Ее нарядам могли завидовать женщины деревни:
"Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собой. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных Козаков..., что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович...и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник...
А пойдет ли бывало, Солоха в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уж верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза; голова гладил усы, заматывал за ухо оселедец и говорил стоявшему близ него соседу: "Эх, добрая баба! Черт-баба!""


Солоха и дьяк Осип Никифорович ( актер Сергей Мартинсон). Кадр из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".

Для актрисы Людмилы Мызниковой роль Оксаны стала фактически дебютной в большом кино. Актриса вспоминала, что ее выбрали из огромного числа претенденток, но с партнером Юрием Тавровым, также дебютантом, играть ей было сложно, так как дружбы между ними не сложилось. Наряд ее героини, избалованной и эгоистичной Оксаны, состоит из тех же элементов, что и у Солохи, отличается лишь цветовая гамма. У девушки наряд выдержан в синем оттенке с красной вышивкой, красной и желтой каймой. Это полтавская версия народного костюма в синем цвете.



Слева полтавский народный костюм, в центре и справа кадры из фильма

Полтавские женские вышиванки часто вышивались белым по белому, хотя и нередки были красно-черные узоры и мережка. Рукава собирались в сборку и сверху, и снизу. Корсетки разной длины имели снизу мягкие фалды и украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами. Юбки шили из полушерстяной фабричной или домотканой ткани, украшали лентами, шерстяными полосками или интересным видом аппликации - "перцами". Нарядный белый фартук декорировали вышивкой и мережками. На голову девушки надевали венки с красочными лентами, женщины - "намитку" или платок поверх очипка. Украшения яркие - бусы, ожерелья, дукаты. На ногах - кожаные ботиночки или сапожки.

Очевиден контраст цветов: огненно-красный Солохи и холодный синий Оксаны.



Актриса Людмила Мызникова в роли Оксаны. Кадр из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".

Внимание в первую очередь привлекают головные уборы девушки. Сидя перед зеркалом, Оксана примеряет традиционный девичий головной убор - венок с многочисленными разноцветными лентами.



Венок -традиционный головной убор для девушек . Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Также Оксана примеряет рассшитую светло-голубую хомёвку, сначала надевая ее поверх лент, а потом убрала ленты и накинула поверх хомёвки красный платок.



Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Платок девушки надевали редко, только чтобы защититься от холода или жары.
Хомёвка - головной убор в форме дуги, которая обращена назад, или обруча.



На Оксане хомёвка и поверх нее платок. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Пожалуй, стоит немного остановиться на путешествии Вакулы в столицу. Как известно, по приезду в Петербург кузнец отправился к запорожцам, которым чинил по осени колесо на кибитке. Запорожцы, не без содействия черта, согласились взять его на запланированную аудиенцию к царице.
Внешний вид Вакулы в фильме немного отличается от того, что описывает писатель в повести. Из текста следует, что Вакула надел такую же одежду, как у запорожцев и "натянул на себя зеленый жупан"( цитата из повести "Ночь перед Рождеством"). В фильме можно увидеть одежду, которая напоминает охабень (кроме воротника) из золотой парчи с воротником из дорогого меха. Так как и жупан, и охабень родственны, большой нестыковки в данном случае нет.



Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Жупан на указанной территории - это один из видов верхней одежды. Он является разновидностью охабня. Может использоваться местный термин "зипун".
Охабень в свою очередь - это длинный и широкий кафтан с большим воротником и длинными рукавами, в которых делали специальные прорези. Руки продевали в прорези, а рукава свисали по бокам. С охабнем сходен опашень, к которому пристегивался воротник. Разница между охабнем и опашнем прежде всего заключалась в длине рукава, т.к. у последнего они были короче.



Вакула в доме козака Чуба после путешествия в столицу. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Кроме того, на примере кадра, показанного выше, можно рассмотреть костюм козака. Основой мужского костюма служила рубаха, которую украшали вышивкой и тесьмой. Рубаха Чуба украшена красной тесьмой. Рубаху обычно заправляли в широкие штаны, напоминающие шаровары. Обязательными аксессуарами был пояс или как в случае с козаком Чубом кушаком и сапоги, которые мазали для блеска смальцем или дегтем.
Иногда дополнением к мужскому костюму могла служить вышитая жилетка, похожая на ту, что мы видим на Чубе в последних кадрах фильма (серая жилетка на фото выше)

Верхней одеждой козаков часто служил тулуп.



Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Одним из самых запомнившихся героев фильма стал черт в исполнении гениального Георгия Милляра.
Николай Васильевич Гоголь описывает черта с юмором и свойственной ему иронией:
"...узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхающая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яросковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды."
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством"



Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Милляру для съёмок сшили меховой костюм, но в нём неудобно было сниматься. Тогда он попросил заменить ему костюм лёгким и обтягивающим трико, обшитым паклей. А ведь съемки проходили в Мурманской области и было очень холодно.И в этом трико Георгию Францевичу при 30-градусном морозе несколько раз пришлось нырять в самую настоящую прорубь, стоять под ветродуями, закапываться в снег.



Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Съёмочная группа обожала Милляра, души в нём не чаяла, в том числе и ещё и за байки и анекдоты. "Доктор сквернословия и противоестественных наук"- так называли его в шутку.
А между тем, Милляр крестился, когда выходил играть чёрта и приговаривал: "Господи, прости меня за это хулиганство!". Но, когда однажды над ним посмеялись, что он осеняет себя крестным знамением, Милляр сказал: "Очеловеченные черти лучше, чем очертенелые люди!".



Для исполнения трюков Милляру пригласили дублёра - циркового акробата, но тот в самом начале съёмок получил травму, а времени вызывать нового не было, поэтому артисту ришлось все делать самому.
Полёты чёрта по небу - это по сути и есть цирковая воздушная гимнастика, только вместо сложных, опасных, грациозных трюков - смешные движения, больше напоминающие плавание в воздухе, а вместо суперспособностей - страховочный трос. Трос выкрасили в чёрный цвет - под цвет бархата, который в съёмочном павильоне исполнял роль неба.



Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Кстати, летала в ночном небе и Солоха. Звёзды, которые она воровала с неба и складывала себе в сумку, - ёлочные игрушки. Тоже на чёрных нитках висят: в фильме видно, как актриса с усилием нитки обрывает.
Ранее был пост про черевички, поэтому эту тему опускаю  Царские черевички в фильме "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1961)

Отсюда   Отсюда Отсюда

костюм, Россия, праздник, #такаязима, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up