Заметки американского костюмера о советском "Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне" (1979-1986)

May 22, 2024 23:30



Ну раз тут все Конан Дойля вспоминали, делаю  перепост совершенно изумительной переписки   alek_morse c членом Международной Гильдии костюмеров США Лизы Эштон по поводу костюмов в советских фильмах о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.

Напомню на всякий случай, что  "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" - цикл многосерийных телефильмов (мини-сериалов), снятых на киностудии "Ленфильм" в 1979-1986 годах режиссёром Игорем Масленниковым по мотивам произведений Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Художники Исаак Каплан, Марк Каплан и Белла Маневич. На Ленфильме обычно не делили художников по категориям, художник часто был и постановщиком и костюмером.

*****************************************************
Я обмолвился, что однажды получил письмо от американской специалистки по викторианскому костюму, в котором она оценивала работу художников-костюмеров к нашему фильму. Вернее, у нас была небольшая переписка на эту тему. Лиза Эштон - костюмер (реконструктор исторических костюмов), член Международной Гильдии костюмеров, преподаватель колледжа. По многочисленным просьбам читателей привожу её соображения, скомпoнованные из нескольких писем.
Центром внимания стал женский костюм в сериале Игоря Масленникова.
К письму Лизы Эштон добавлю, что хорошо запомнил, как на одном англоязычном форуме обсуждался тот же вопрос. Одна из англичанок заметила, что некоторые костюмы в советском "Холмсе" просто образцовые, и привела в пример горничную в доме Рональда Адера из серии "Охота на тигра".
"Типичная девушка Гибсона (Gibson girl)", - сказала она. В конце XIX века художник Чарльз Гибсон прославился своими рисунками идеальных викторианских барышень.



Слева - рисунок Чарльза Гибсона. Справа - та самая горничная из серии "Охота на тигра" (1980).Ирина Краславская - Джуди, горничная Адера

А теперь - слово Лизе Эштон.

Заметки костюмера  Автор: Лиза ЭШТОН , член Международной Гильдии костюмеров, США
Привет, Алекс
…Как вы наверняка помните из моего первого письма, я поймала русский сериал о Шерлоке Холмсе на местном кабельном телеканале (" MHZ International TV" ), нам удалось записать его, и затем мы с удовольствием пересматривали его много-много раз. Я большая поклонница рассказов о Шерлоке Холмсе, но не фильмов, за редким их исключением. Откровенно говоря, мне совсем не нравится Джереми Бретт, он играл Холмса в сериале Би-Би-Си [на самом деле - телекомпании "Гранада" , - прим. А.С.] в 80 и 90-е годы. У меня было чувство, что Бретт сделал своего героя слишком наглым и высокомерным, и довольно шаржированным. У Василия Ливанова получился человечный и очень сердечный Холмс. В сериале с Джереми Бреттом Ватсон - тупой исполнитель, но в русском сериале Холмс воспринимает его серьёзно и, совершенно очевидно, признаёт равным себе.

Костюмы в русском сериале потрясающие, в первую очередь потому, что в них нет ничего кричащего, а актёры как будто в них родились.

Вдобавок, там много точных поздневикторианских деталей. Хотя нигде не упоминается год, в котором происходят события, я с лёгкостью могла бы определить время, в частности, по юбкам и рукавам женских костюмов. Мужская одежда, по большому счёту, не меняется уже 150 лет, но женская довольно изменчива, и в фильме она показана верно.



Рина Зелёная - миссис Хадсон

Миссис Хадсон, как ей и положено, выглядит вдовой преклонных лет. Только в последних сериях заметны перемены в одежде, мода становится чуть более современной, так как действие перенесено в канун Первой Мировой войны, Холмс там гоняется за немецким шпионом и в конце концов обезвреживает его. Легко заметить, что события происходят в самом начале 1910-х.
Последний фильм снят в более мрачных тонах, что, на мой взгляд, дополняет общую атмосферу.
Итак, давайте обратимся к фотографиям женских костюмов, которые Bы прислали.



"Пёстрая лента" (1976) - Мария Соломина - Элен Стоунер

Этот рассказ всегда был одним из самых моих любимых с того момента, когда я прочла его где-то лет в двенадцать.
То, что на ней - это очень традиционный викторианский траурный наряд, в особенности шляпка и вуаль. Слегка вздутые /приподнятые рукава указывают на конец 1880-х или начало 1890-х гг. (вероятно, начало 1890-х, это мы можем заключить на основе того, что её отчим не позволил бы ей модно одеваться, и она носила платья, сшитые несколькими годами ранее, уже вышедшими из моды того времени). В конце 1880-х -начале 1890-х рукава стали слегка приподнятыми /вздутыми снова, а после этого в середине 1890-х до конца 1890-х они приобрели совершенно сумасшедший вид большой "бараньей ноги".



Cлева - Элен Стоyнер на иллюстрации художника Сиднея Пейджета к рассказу "Пёстрая лента"; справа - Мария Соломина в роли Элен Стоyнер в советской экранизации

Добавлю, совершенно ясно, что она не носит "a bustle" (турнюр), так как это было принято в середине 1880-х, когда "bustles" были еще популярны.
Bustle был каркасом в задней части платья или юбки, который придавал платью/одежде нужную форму. В Америке было несколько различных "модных волн, периодов bustle" в одежде, разбираясь в них, легко отнести то или иное платье к конкретному времени. Как только я увидела платье мисс Стонер, как, в общем-то, сразу догадалась - перед нами более поздний период bustle, из чего нетрудно занести его в 1890-е годы, но рукава здесь не очень широкие, стало быть, это начало десятилетия. В викторианские времена существовали очень строгие правила для "траурного" платья, вплоть до указания цвета (коричневый, чёрный, тёмно-синий, тёмно-серый, минимум украшений - и всё это должно было быть тёмных тонов) и стиля, а также ношение вуали. И всё это зависело ещё от того, как давно в семье случилось несчастье: нам известно, что мисс Стонер только что потеряла свою сестру, значит, ей полагалось одеваться во всё чёрное, так как сестра умерла недавно. Женщинам, овдовевших 6 или 12 месяцев назад, разрешалось носить чуть более светлые тона, но не настолько яркие вроде красного или жёлтого.

Высоко приподнятый лиф был главным стержнем моды где-то после 1875 года.
Я не думаю, что авторы фильма всякий раз подразумевали для каждой серии какой-то определенный год, но костюмы и декорации определенно создают атмосферу поздней викторианской Англии.



Ирина Купченко - Бэрил Стэплтон (до замужества - Гарсия), "сестра" (жена) Джека из серии "Собака Баскервилей" (1980)

Миссис Степлтон из "Собаки Баскервилей" демонстрирует те же самые приподнято-вздутые рукава начала 1890-х гг., а также типичный викторианский стоячий воротник, отороченный по краю кружевом, как бы обрамляющим лицо. Прическа в этом случае, тем не менее, попадает приблизительно в 1870-е, так что авторы фильма определенно соединили элементы (нескольких) стилей. В общем, всё о-кей, потому что очевидно - передано главное впечатление: "это поздний викторианский период".



Алла Демидова - миссис Лора Лайонс, дочь Фрэнкленда, местного сутяги из серии "Собака Баскервилей" (1980)
Фото Лоры Лайонс из "Собаки Баскервилей" не позволяет точно определиться с периодом, крупный искусно витиеватый узор на одежде, и длинный замысловатый жилет с почти восточным /азиатским колоритом. Про неё можно сказать, что "у этой героини собственное ярко выраженное чувство стиля, что и она предпочитает быть непохожей на остальных". При этом, длинный ряд близко посаженных пуговиц спереди на её платье, декор и расцветка отсылает к другому периоду.



Екатерина Зинченко - мисс Мэри Морстен в серии "Сокровища Агры" (1983)
       ;
Мэри Морстан носит весьма типичную поздневикторианскую "романтическую" блузу, обильно простроченную по краям и высокий воротничок. Её закрученная прическа и блузка, скроенная по типу длинной "V", именно то, что мы, зрители, ожидаем, представляя викторианский период.С уважением, Лиза Эштон, костюмер (реконструктор исторических костюмов), член Международной Гильдии костюмеров.
Отсюда или Отсюда

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up