Так что же такое душегрея?

May 28, 2024 23:30



Андрей Рябушкин. "Воскресный день". 1889

Пообещала я тут недавно написать про возрождение моды на душегрею, начала собирать картинки и поняла, что везде в фасонах невероятный разброд и шатание, а дизайнеры/ модельеры/ мастерицы, видимо, плохо понимают,  а что они вообще такое возрождают.
Поэтому начинать надо с истории - а что это вообще такое за душегрея и какую одежду так раньше называли. И если вы думаете, что это легкая тема, то вы глубоко заблуждаетесь. Потому что история душегреи - это тоже такие разброд и шатания....Даже точного определения нет.Толковый словарь Ожегова
ДУШЕГРЕЙКА (устар.). Женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по талии.
**********************************
Большой толковый словарь русского языка
ДУШЕГРЕЙКА
1. Старинная женская одежда в виде короткой тёплой кофты без рукавов. Плисовые, бархатные душегрейки со сборками по талии.
2. =Ватник. Стёганая, ватная душегрея.
**********************************
Толковый словарь Ефремовой
душегрейка
1. Теплая кофта без рукавов - обычно на вате, меху - как часть старинного женского русского костюма. || Теплый жилет.
2. Стеганая ватная куртка; телогрейка
**********************************
Толковый словарь Ушакова
душегрейка - ДУШЕГР’ЕЙКА, душегрейки, ·жен. (·устар. ). Женская теплая кофта без рукавов.
**********************************
Энциклопедия моды и одежды
Душегрейка - В 15-18 вв. на Руси короткая теплая женская распашная одежда, заложенная сзади в складки.
Прямой прототип современных жилетов. (устар.) - короткая верхняя распашная женская одежда.
**********************************
ВикипедияДушегрея (душегрейка, шугай, кацавейка, телогрейка, телогрея) - верхняя однобортная крестьянская женская одежда для праздников наподобие кофты. Широкое распространение получила на Руси в XVII веке.
В википедии дается музейная картинка - то что слева и похоже на какую-то вышитую пелерину. Чтобы было понятней, я привела картинку справа, вот так вот выглядит душегрея без рукавов.



Слева: Русская душегрея. Последняя четверть XIX в. Российский этнографический музей (Санкт-Петербург). Справа: Как такой вид одежды выглядит без рукавов (на лямках) в неразложенном виде.

И тут у нас начинаются явные проблемы. Мы не видим ничего со сборками по талии и ничего теплого. Более того, правый вариант одежды в интернете часто называется епанча.

Епанча (др.-русск. япанча, япончица, от тур. япунча, тюрк. япынджа) - широкий, тяжёлый, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин - короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока. В Архангельской губернии было также слово епанца́ - женская нарядная, вроде мантильи, одежда, завязываемая у шеи шелковыми лентами; шили её из штофа или иной узорчатой ярких цветов ткани, носили преимущественно при свадьбах

То есть как минимум один вариант душегрейки имеет устойчивый синоним "епанча" или "мини-сарафан", и в русский язык эти слова пришли в разное время. При этом вероятней всего они могли употребляться как-то регионально. Вот в Архангельской губернии четко отслежено, что такое епанца. Насчет других губерний не знаю.



Душегрейка без рукавов. Она же епанча или мини-сарафан

На всякий случай напомню, что исследованиями русского народного костюма в Российской империи озаботились только в XIX веке, а царские костюмы сохранились в основном со времени уже после Смуты - из-за большого пожара в Кремле и из-за этой самой Смуты, когда Москва была просто разграблена.
Поэтому уже в XIX веке, читая какие-то старинные документы с описанием одежды, исследователи могли в основном опираться на иностранные книги с иллюстрациями, которые были изданы дипломатами и путешественниками (ака шпионами), посещавшими Россию в основном начиная с XVI века (книги именно с иллюстрациями), а если инoстранцы ничего не зарисовали и не записали, то у русских исследователей могли быть только гипотезы.

Душегрейка без рукавов. Она же епанча или мини-сарафан

В связи с чем мы переходим к предмету одежды под названием "шугай", который в настоящее время абсолютное большинство россиян, не связанных с музейным бизнесом, душегреей, собственно, и называет.

Шугай, шугайка, шуга́ец, шугайчик, шугаёк, шуга́ишка - старинная русская национальная женская одежда. Короткая верхняя одежда, род суконной или ситцевой, шелковой, даже парчевой короткопо́лой кофты с рукавами, с отложным круглым воротником и с застежками, с перехватом и с ленточной оторочкой кругом. Единственная приталенная женская одежда в допетровской России.


Душегрея с золотной вышивкой. Конец XVIII - начало XIX вела Нижегородская губерния. Это так одежда описана. На самом деле по определению это не душегрея, а шугай - с рукавами и приталенный

И вот эти ниже вроде как шугаи на музейных сайтах называют "Душегрея. Конец XVIII - начало XIX в". При этом для шугая  где приталено, а где нет, где воротник круглый, а где стоячий. Ну а для душегреи по определению рукава лишние



Душегрея. Конец XVIII - начало XIX в


Душегрея. Конец XVIII - начало XIX в


Душегрея. Конец XVIII - начало XIX в

В принципе, подобные лингвистические казусы в истории вполне нормальны и случаются не просто периодически, а постоянно.

Вот, например, если кто-то спросит вас, перепутаете ли вы кофту с кафтаном, вы ведь не поймете, как это перепутать можно?
А вот энное количество веков назад перепутать ничего не стоило. Слово кофта пришло в русский язык из польского, а туда пришло из шведского kofta, где в "старые добрые времена" означало "короткое платье, плащ". Ну а в германские языки это слово пришло из турецкого - кафтан.
Кофты (кафтаны-плащи на застежках) в качестве утепляющего слоя в одежде носили в Европе начиная с XIII века.


Слева польский кафтан Петра I (мода все время менялась, в разное время кафтаны выглядят по-разному), справа вязаная кофта, сейчас часто называемая кардиганом

Напомню, что крестовые походы по защите "земель христовых" Европа осуществляла в XI-XV веках и как-раз в  XIII веке, конкретнее в  1204 году армия крестоносцев, испытывавшая недостаток денег на поход в Палестину, захватила и разграбила Константинополь, посадив на трон своего человека из крестоносцев. Византия распалась на несколько государств, в частности, крестоносец правил некой "Латинской империей". Там же рядышком еще с 1077 года существовал Румский султанат, а в 1299 году была основана Порта, ставшая позже Османской империей. Так что кафтан пришел в Европу и стал кофтой  через некий утепляющий плащ. В какое конкретно время этот плащ стал шертяным и вязаным, история умалчивает.

А вот еще вопрос на засыпку. В чем отличие телогреи от телогрейки?

Помните определение из википедии?
Душегрея (душегрейка, шугай, кацавейка, телогрейка, телогрея) - верхняя однобортная крестьянская женская одежда для праздников наподобие кофты [который в древности в Европе был кафтаном]


Из альбома Мейерберга "Виды и бытовые картины России XVII века: Рисунки Дрезденского альбома, воспроизведенные с подлинника в натуральную величину, с приложением карты пути цесарского посольства 1661-1662 гг."

Видите, как иностранные послы (шпионы) телогрею рисовали?
Не прошло и 400 лет... и вот, пожалуйста



Слева найденное археологами в китайгородской стене платье-телогрея второй половины XVII века,  традиционная для Средневековой Руси длиннополая одежда свободного покроя на пуговицах/застежках, обычно с откидными рукавами. Справа телогрейка, как мы ее привыкли видеть в веке ХХ.

Видите, как все запутано?
Модная культурная экспансия то с юга, то с востока, то с запада.
Названия одежды меняются, фасоны меняются.
В российском климате в могилах одежда сохраняется очень плохо, рисунков от иностранцев мало и в основном начиная с XVI века, этнографические исследования и изучение народной одежды начались только в XIX веке. Так же как, собственно, и лингвистические исследования типа создания словарей. При этом лингвисты-этнографы с этнографами-собирателями одежды совместно не работали.
Поэтому попытаться воссоздать нечто историческое по неким канонам сейчас вообще невозможно.
Потому что каноны X века будут отличаться от канонов XII, каноны XV от канонов XVII, ну а уж после реформ Петра в XVIII веке так и вообще.
Канонически одинаково все веками будет только на иконах, где именно моду нам совершенно не демонстрируют.

Поэтому разброд и шатание в современныx попытках возродить нечто похожее на душегрею абсолютно понятны и оправданы. Но о современной одежде в следующий раз.

Продолжение следует.    Как выглядит современная душегрея и почему?

история, Россия, этномода, одежда

Previous post Next post
Up