А вы заметили, что современные сказки все больше ставят в центр повествования неоднозначных героев? И однозначно положительных делают сложными и проблемными, проходящими, через "воспитательный процесс", a ранее однозначно отрицательных как-то пытаются обелить, объяснить их поведение, а иногда так и вообще сделать положительными.
Типа изучение таких персонажей позволяет лучше понимать не только традиции и историю, но и устройство жизни, как прежней, так и современной. Особенно много экспериментов ставит современное кино с Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным.
В связи с этим интересно посмотреть, а как это было раньше, в начале возникновеноя советской киносказки.
Первого советского сказочного кино-Кащея создали режиссер Александр Роу и актер Георгий Милляр. В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, была снята сказка "Кащей Бессмертный".
Это сейчас мы знаем, что до победы оставался год, а тогда, хотя войска и шли в уверенное наступление, но война длилась уже целых 3 года - 3 очень тяжёлых, мучительных года, и люди не знали, каким будет её исход.
Силы тех, кто сражался на передовой, и тех, кто держал оборону в тылу, были на исходе. Людей нужно было поддержать, укрепить их веру в победу и в свои силы! И многие люди работали над этим, включая деятелей кинематографа.
Фильм "Кащей Бессмертный" был одним из таких проектов.
В начале фильма нам показывают счастливую жизнь русской земли: щедрые ухоженные поля, большие расписные избы посада, люди после рабочего дня отдыхают - поют и танцуют, а добры молодцы сватаются к первой невесте посада. Но тут внезапно на посад налетает беда: солнце меркнет в дыму пожарищ, безликие рогатые чёрные воины вихрем проносятся по посаду, убивают всех его жителей, не жалея ни стариков, ни детей, хлеб в полях (самое дорогое для русского человека) сжигают дотла. И всё это по приказанию Кащея Бессмертного.
Визуально слуги Кащея безусловно воспринимаются как германцы - что-то от тевтонских рыцарей .
И здесь сразу же становилась понятна прямая параллель между образом Кащея Бессмертного и Адольфа Гитлера, по приказанию которого уничтожали миллионы, оставляли за собой пепелища и смерть.
В образе Кащея заложена тонкая грань между жизнью и смертью - сам он бессмертен, но легко несёт смерть другим.
Сегодня, в век цифровых технологий, зрителя невозможно удивить никакими чудесными спецэффектами. Но в те времена таких инструментов в руках у кинематографистов не было. Образы создавались с помощью простого грима и нескольких элементов костюма.
Нужно отдать должное гримёрам и костюмерам сказки "Кащей Бессмертный" - крючковатый нос, подведённые чёрным глаза и полупрозрачный накладной скелет грудной клетки, плюс непревзойдённый актёрский талант Георгия Милляра создали образ поистине страшный, вызывающий трепет даже у современных искушённых зрителей.
Прямой отсыл к "Нибелунгам", культовому идеологическому немецкому фильму 1924 года, очень любимому нацистами. Немцы так показали своего врага Аттилу, а русские - Кащея.
Такова была задача режиссёра - показать нам могущественную силу Зла, которая производит впечатление абсолютной, непобедимой. Но эта сила покусилась на самое дорогое - на жизнь, на мир, на хлеб, на справедливость. Мириться с этим невозможно. Нельзя.
И для героя этот вопрос в сказке вообще не стоит - он не решает, сражаться или нет с Кащеем, он ищет способы его победить.
Добрые поступки, смекалка, верный друг, пусть даже принадлежащий совсем другой культуре (Булат-Балагур был восточных кровей) помогли найти способ сокрушить то, что казалось несокрушимым.
Почему авторам фильма понадобился именно иностранный друг-помощник?
Потому что Зло своими деяниями претендовало на мировой масштаб. Значит, и бороться с ним нужно всем миром - идея дружбы народов была тогда в СССР одной из главных. Восточный герой Булат-Балагур увидел, что Иван борется за справедливость на своей земле, и за эту ценность Булат был готов отдать свою жизнь.
Александр Роу обратился к стародавним еще языческим временам (в самом начале фильма мы видим несколько небольших идолов у посадского дома), потому что хотел показать, насколькоже древнее это Зло - сколько раз приходилось нам защищать свои рубежи от внешнего врага, сколько раз мы побеждали, сражаясь за правое дело. Значит, станет сил победить и в этот раз. Да, враг очень силён. Но добро и сплочённость сильнее.
Визуально слуги Кащея безусловно воспринимаются как германцы - что-то от тевтонских рыцарей, а что-то от "Нибелунгов"
Примечательно, что Роу несколько отошел от канонической смерти Кащея как "матрёшки" мироздания (на дереве дуб, на дубе сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце смерть кащеева) В фильме-сказке мы слышим: "На чёрной горе растёт чёрное дерево. Когда подойдёт к дереву человек с бесстрашным сердцем, распустится на дереве лист, из него - цветок, из него - чёрное яблоко. И кто яблоко переломит, тот найдёт сердце Кащея Бессмертного. Но сам окаменеет".
По сюжету сказки мы видим, что отважный Булат-Балагур переламывает яблоко, из которого появляется белый голубь - символ мира и чистоты, добрый вестник. Под крылом его чёрная змея, поэтому он не мог улететь. Булат избавляет голубя от змеи и говорит ему: "Лети, чистый голубь, разнеси по всему свету, что я нашёл сердце Кащея Бессмертного!".
Почему у такого чёрного злодея сердце - это чистый белый голубь? Как такое может быть? Наверное, потому что никто не рождается злым. Все люди изначально чистые, добрые создания. Но, когда приходит время делать выбор между Добром и Злом, Добро выбирают не все - по своим причинам. И тогда к доброму чистому сердцу подбирается змея Зла и не даёт ему летать, т. е. лишает свободы. И тогда человек, выбравший Зло, сам оказывается обманутым им, сам становится его пленником. А чистое своё начало прячет как можно дальше, как можно надёжнее - чтобы никто не нашёл, никто ему не напомнил, как хорошо и свободно было ему прежде.
Фашистский лидер, как и все люди на земле, тоже был ребёнком, тоже радовался солнцу, ему тоже прививали добрые начала. Но однажды с каким-то испытанием он не справился и выбрал сторону Зла. И его сердце оказалось поражённым чёрной змеёй.
Отсыл к "Нибелунгам" как идеологическому произведению нацистов
Этот сложный и в то же время простой образ призывает зрителя задуматься о том, что, по сути, Зло мы творим сами, своим выбором, своей слабостью. И если мы будем чуть сильнее, если устоим перед обманчивыми соблазнами Зла, то останемся свободными, и счастливых людей на свете точно будет больше. Этот образ говорит нам, что Непобедимые Злодеи - не особенные, они когда-то были такими же, как мы; что у них есть шанс оставаться свободными с Добром, но в то же время и у каждого из нас есть шанс в любой момент слабости лишить себя свободы Добра и стать причиной страданий окружающих.
Таким образом образ Кащея Бессмертного в киносказке А. Роу 1944 года и прост, и сложен одновременно. В этом образе зритель разных возрастов, каждый на своем уровне образов и символов может увидеть послание авторов: единение и отвага помогут победить непобедимое.
*************************************************************************
В 1967 году Александр Роу снял ещё одну киносказку - "Огонь, вода и медные трубы", где образ Кощея Бессмертного, снова сыгранного гениальным Георгием Милляром, кардинально отличается от предыдущего.
Жанр этой сказки больше тяготеет к комедии. И именно в этом ключе перед зрителем предстаёт образ Кощея Бессмертного.
Предыдущего страшного Кащея, который вызывал ужас и трепет, теперь называют "Коша", он носит смешную чёлочку и забавную пижамку в черепушках, говорит стишками и на коленях просит простого нескладного крестьянина Ваську о пощаде, а похищенная им Алёнушка - девушка хрупкая и беззащитная - его совсем не боится, показывает ему язык и в его плену не томится, а просто ожидает момента, когда Вася её спасёт. Именно - не если, а когда.
Костюм Кoщея черного цвета и выглядит хоть и пижамкой, но очень стилизировано прусской что ли, особенно с шапкой на голове, напоминающей немецкого кайзера или кого-то еще в немецкой армии Первой мировой войны. И даже усы какие-то кайзеровские. Напомню, что после Второй Мировой Пруссии не стало.
Образ такой снова связан с временем создания сказки.
Это 1967 год, т. е. через 24 года после победы в Великой Отечественной Войне. В это время страна быстро поднялась из военных руин, окрепла и уверенно развивалась. Но быстро - не значит легко. За этим стоял самоотверженный труд всех граждан страны, снова дружный, снова объединённый одной благой целью возрождения родной земли.
В таком контексте у того же режиссёра с тем же персонажем были уже другие цели - показать, насколько жалок и смешон тот, кто прежде мнил себя могущественным властителем мира.
Более того режиссёр показывает, что положительные черты личности (отвага, смекалка, отзывчивое сердце) позволят абсолютно любому простому негерою раскрыть в себе большие способности к большим делам и победить эту самую злую силу.
Образ средоточия жизни/смерти Кащея ближе к каноническому (заветный ларец хранится в волшебном лесу под дубом). Но на этом сходство заканчивается: традиционной "матрёшки мироздания" нет, и яйцо лежит непосредственно в ларце. Нет и иглы.
Оригинальна кончина самого Кащея - после того, как Василий, не поддавшись на соблазны Кощея, преломил яйцо, Бессмертный превратился в языческого идола - для современного зрителя это символ чего-то давно изжившего себя, ушедшего в историю, никому ненужного.
Изменилась историческая ситуация, образ жизни страны и народа, соответственно изменились и цели кинематографического искусства. Сообразно с новыми целями режиссёр показывает Кащея анекдотичным, жалким, нелепым существом, отжившим своё как сила Зла, которого уже никто не боится, и справится с ним любой простой человек, которому требуется быть добрым и отважным. Акцент делается на идее о том, что героем может стать каждый, стоящий на стороне Добра.
*************************************************************************
Время не стоит на месте. Новые времена - новый Кoщей.
Фильм-сказка Михаила Юзовского "После дождичка, в четверг" был снят в 1985 году. Стремительные цели восстановить страну были достигнуты, и теперь люди просто жили естественным ритмом.
Именно на таком этапе существования общества обычно происходит переоценка ценностей, под пристальное внимание попадают сложные чувства, морально-нравственные тонкости, о которых было некогда думать в моменты борьбы.
Когда есть конкретный враг (внешний или внутренний), определение Добра и Зла в реальности происходит проще, всё очевидно делится на чёрное и белое. Когда же видимого врага нет, границы между Добром и Злом неизбежно размываются. Зло никуда не делось, оно просто растворилось в обыденности, в том же Добре, и потому его труднее отличить.
И поэтому мир не делится на чёрное и белое, а становится полем множества разнообразных оттенков серого.
Именно поэтому Кoщей Бессмертный Олега Табакова стал принципиально новым образом Зла.
Время действия - самое начало Перестройки. Идеология сгнила и в построение коммунизма уже никто и не верит, в обществе царит цинизм, кумовство, несунство и много другого всякого разного, о чем и вспоминать не хочется. Горбачев обещает новое "светлое будущее" - вместе с Западом и на западных "правильных" принципах. Ведь внешнего врага больше нет. Был, да сплыл, будем теперь дружить и встраиваться. И вообще, бывший враг - очень умный, он нас сейчас всему научит - и демократии, и капитализму.
Кощей больше не прячется от людей за облаками - его жилище располагается на земле. Сам он больше не выглядит измождённым стариком - он вполне упитан, свеж и румян, у него золотые волосы и зубы и весьма стильный, эпатажный для 80-х годов золотой костюм.
Когда два главных героя впервые увидели Кощея, удивлению их не было предела. А он им ответил: - "Что, не ожидали? Да, я упитан. А что, в подземелье не сидел, на цепях не висел, за триста лет поправился!"
"Золотой" Кощей режиссера Юзовского встречает "гостей" улыбкой, усаживает за стол, предлагает поиграть - подманивает жертву мнимым выигрышем. Эффект неожиданности такого приёма сбивает героев с толку, они теряют самообладание и не видят подвоха.
Можно сказать, что Кощей нового времени более не анекдотичен. Он широко улыбается, но зрителю улыбаться вместе с ним не хочется, потому что такой Кощей страшен. Он снова страшен.
Но уже не клыкастыми идолами на стенах дворца, не торчащими рёбрами. А своей циничностью: в его образе впервые смешиваются признаки Добра и Зла, и это соединение несоединимого пугает.
Прежний Кощей выжигал посады и лишал жизни людей, понимая, что это - Зло, и вёл себя соответственно.
Кощей Юзовского получает удовольствие от процесса лишения жизни и свободы людей. Новый Кощей не просто превращает людей в камни, как было прежде. Он превращает их в коряги, мёртвые деревья, но оставляет им человеческое сознание (чтобы мучились!). А само заклинание напевает как забавную, лёгкую песенку, слова в которой вызывают ужас: "Колечко, колечко, Возьми человечка - Сплети его ноги В корявые корни, Сплети его руки В упругие ветки: Дерево снаружи, дерево внутри! Раз, два, два с половиной… Три, три, три…"
И это наказание героям доставалось отнюдь не взамен на получение кощеевой смерти - таким способом Кощей избавлялся от своих недругов, не рискуя - не доводя до того, что заветное яйцо окажется в руках героя.
Такие живые коряги перекликаются с образом живой берёзки, которую Кощей Роу 1967 года превратил в серебряное дерево с золотыми листьями (для богатства). В сравнении с придумкой "золотого Кощея" это было лёгким баловством…
Сам образ средоточия жизни/смерти Кощея в этой сказке удивительно метко показывает разнообразие хитростей и мошенничества, начинающий свой разгул в спокойной стране.
Все привыкли, что канонически кощеева смерть спрятана далеко, "за тридевять земель". Но в сказке 1985 года героям демонстрируется ларец, в котором заветное яйцо. Кощей предлагает доверчивому герою выиграть яйцо, играет, естественно, жульничая, яйцо остаётся у Кощея, а герой отправляется в "сад" живых коряг.
Но и это не все хитрости. Оказывается, Кощей демонстрирует героям поддельное яйцо, т. е. шансов на выигрыш у героя нет изначально. Настоящее же спрятано опять же недалеко - прямо под ларцом фальшивым есть ларец с настоящим яйцом, его лишь нужно было перевернуть. И перед тем, как героев превратить в корягу, Кощей показывал им эту хитрость. Т. е. Кощей был полностью уверен в своей безнаказанности, в своей победе, уверен настолько, что даже позволял играть с собственной смертью!
Не так ли поступают нечестные люди, затевая хитрость, масштабный обман? Не так же они радуются, когда их преступление удаётся и сходит им с рук? Кто-то может обманывать в куда более скромных масштабах, в мелочах. Но только от малого масштаба обманом это быть не перестаёт.
Выходит, "золотой" Кощей Юзовского - это уже не внешний враг, а внутренний. По сути, это олицетворение наших пороков.
В кульминационный момент сказки Кощей восклицает: - "Ладно - я плохой. А кто хороший? Герои ваши? Так они тоже не стесняются: если я тебе это, ты мне то…Базар какой-то получается!"
Царевна ему на это отвечает: - "Что посеешь, то и пожнёшь!" - Но Кощею есть чем парировать: - "Погоди! Если я хорошему человеку подлость сделаю, и он мне в ответ подлость - он что, так хорошим человеком и останется?!" и на этот вопрос ответа уже нет.
В этом монологе звучит крик души самого Зла: он видит, что Добра в чистом виде остаётся всё меньше, что к нему приходят герои, сердце которых уже поражено змеёй выгоды и хитрости. Выходит, Кощею не с кем сражаться! Нарушается баланс трёх составляющих мироздания.
Дело в том, что Кощей является одной из трёх основных слагаемых Бытия: Добро, Зло и Человек. Человек непременно должен сделать выбор - на какой стороне ему быть, а Добро и Зло ведут за Человека борьбу. Каждый из этих элементов не имеет смысла сам по себе, и Бытие не имеет смысла без любого из этих трёх элементов. Зло словно оттеняет, лучше показывает хорошие стороны Добра. Добро, наоборот, лучше выявляет дурные стороны Зла, помогает яснее определить, где настоящее Добро, а где Зло, которое Добром лишь притворяется. Когда герой делает выбор в пользу Добра, Зло создаёт герою препятствия, преодоление которых помогает герою закалить характер, волю к победе, укрепить уверенность в своём выборе и свои умения и навыки героя. А Человек, выбирая или Добро или Зло, в принципе наделяет смыслом существование и Добра и Зла, потому как без человека они бессмысленны. Ведь из всего живого на земле только человеку доступно понимание сути Добра и Зла
Понятно, что Зло не может уничтожать самоё себя. А человек его к этому вынуждает. Вот почему Кощей в сказке Юзовского относится к человеку с особой жестокостью - человек своим выбором, такой неожиданной расстановкой сил, убивает Кощея и без его заветного яйца! Вспомним, как погибает "золотой" Кощей. Происходит путаница с настоящим и фальшивым ларцом, и Кощей, показывая, как ловко он провёл последних своих героев, своими руками разламывает настоящее яйцо. Зло погубило само себя.
На сегодняшний день смешение признаков Добра и Зла значительно трансформировалось. В сознании людей всё больше укореняется мысль о том, что в наши дни Добро должно уметь защитить себя. Зло же теряет свои очертания, всё более растворяясь в Добре, оказывается под угрозой уничтожения в каноническом смысле, но получает вечную, системную, более уверенную жизнь в новом, перерождённом виде - врастая в Добро. Именно о начале этого процессаи говорил Юзовский в своей киносказке "После дождичка, в четверг", но в далёкие 80-е в это никак не хотелось верить.
Отсюда Отсюда и чуть-чуть мое
Ранее по теме
Какое зло символизирует Кощей? В каком фильме Кащей самый кащеистый? Опрос Мультипликационный образ Кoщея Бессмертного