Фильм "За двумя зайцами" - это просто бесконечный источник хорошего настроения, не улыбаться невозможно, особенно при виде расфуренных героев и их модных "хранцузских" закидонов
Давайте взглянем сегодня, как Проня Прокоповна готовилась к приему жениха.
В пьесе замечательно описывается, как она готовится к его визиту, колеблется, что именно ей надеть - "шалю или мантилю", заставляет папеньку надеть галстук (бедняга!), а маменьку - чепчик вместо платка. И в фильме Проня расфуфырена в пух и прах!
Совершенно изумительна и незабываема, например, сцена с корсетом
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Пьеса Михаила Старицкого была написана в 1870-х, но время действия фильма - рубеж XIX и XX веков. Без корсета тогда женщины не обходились - разве что очень, очень прогрессивные и принципиальные. Остальные же их носили - ведь платья сажали по фигуре в корсете, без жёсткой основы они бы так хорошо не сидели. И пусть с помощью корсета ты не станешь стройнее, зато талия будет более чётко обозначена, а мода этого требует.
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Но круги, к которым относится Проня Прокоповна, на границе между двумя мирами. Между головным платком и чепчиком. Возможно, Проня из фильма и носила корсет каждый день, а, возможно, и нет. И затягивалась в него только ради особого случая. Как, например, визит потенциального жениха.
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Ух и лихо носятся они с Химкой по комнате! И служанка совершенно очевидно получает от этого удовольствие - пока хозяйка мечется в поисках книги, та натягивает шнуровку, как возница свои вожжи! А ещё можно упереться коленом в пронину пятую точку на совершенно законных основаниях - даже карикатуры на эту тему рисовали, а позднее и фотографии делали. Задорно и пикантно! Хотя, я уверена, Химка в этот момент воображала, как она наддаёт коленом посильнее, в отместку за все те гонения, которым подвергалась.
Правда, в эти моменты она даже и не Химка, а "Химион", личная горничная образованной барышни!
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Кстати, комплекту белья на Проне Прокоповне можно смело ставить десять баллов из десяти! И сорочка на месте, и панталончики, и чулки, и сам корсет. И, знаете, подозреваю я, что не шили корсет для фильма, нет. Он антикварный. Вернее, на момент съёмок это даже ещё не антиквариат, а винтаж, как сказали бы сегодня. Скорее всего, это именно что рубеж веков. На многочисленных косточках, с отделкой, сзади - шнуровка, спереди - застёжка... Отличный корсет!
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Кстати, а вы когда-нибудь замечали, что в начале фильма "За двумя зайцами" есть вот такая реклама?
Кроме корсета, к которому Проня Прокоповна судя по всему не особо привыкшая, есть еще один очень знаковый предмет, с которым она явно не на ты - это веер.
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Ну если уж мамзель расфуфырена в пух и прах, куда же такой мамзеле без веера?
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
И в руках актрисы Маргариты Криницыной - настоящий антикварный веер, причём той разновидности, которая встречается реже, чем другие. А именно - веер-пальметт! То есть в виде пальмовых листочков.
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
У таких вееров экран не цельный, а состоит из отдельных листочков-лепестков, каждый из которых наклеен на жёсткие пластинки основы. И они действительно напоминают листья пальмы. Ну или дуба. Или даже перья. Они были в моде в середине XIX века, и в немалой степени их популярности поспособствовала знаменитая тогда певица Дженни Линдт. Иногда их называли и по её имени. Такие веера могли быть разного цвета, но чаще всего встречались светлые - молочные, кремовые, голубые, с нежным рисунком. Или с пайетками. А по краю такой веер мог быть отделан пёрышками.
Смотрите, вот веер почти такой же, как в фильме!
Веер-пальметт, 1860-е. Из коллекции Музея истории в Истоне, Пенсильвания
Когда Проня раскрывает веер, он предстаёт во всей красе. Но вот когда он сложен и онa им размахивает, видно, что боковая пластинка сломана и свисает сбоку... Да и в центре, если присмотреться, видно, что пластинки не идеально соединены друг с другом. Нарочно так оставили? Или в киносуматохе не обратили внимания, а потом уже и не стали переснимать. Да и то сказать - заметить подобное не так и просто.
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Нет, настоящий старинный веер не заменить современным пластиковым (которых в то время, когда снимался фильм, тоже особо-то и не было). Лучше всё-таки старинный, даже сломанный. Ведь это же... "Это очень и очень!" - как восклицает Свирид Петрович.
Кадр из фильма "За двумя зайцами" (1961)
Вот так вот Проня Прокоповна к жениху вырядилась - прямо в пух и прах.... и даже перья...
А жених то того и не стоил совсем.
Отсюда Отсюда