Из дореволюционной одежды в российских музеях чаще всего хранятся костюмы и платья знати. Одежда обычных городских жителей с трудом или совсем никак не пережила перипетии революций и войн ХХ века и осталось ее очень -очень мало. Тем интересней взглянуть на то, что сохранилось.
Например, небыкновенно изящное подвенечное платье, сшитое в портновском заведении Евдокии Петровны Чечулиной, которое можно увидеть в коллекции Государственного исторического музея
Подвенечное платье. Москва. Портновское заведение Евгении Петровны Чечулиной. Около 1900 г. Атлас, шифон, шнур, блёстки, бисер; вышивка, аппликация
Портниха Чечулина по сравнению с какой-нибудь ну, например, Ламановой, нам совсем неизвестна. Знаем мы про нее только то, что согласно справочнику "Вся Москва" ее мастерская находилась с 1898 по 1906 год по адресу Москва, угол Тверской и Гнездниковского переулка, дом Спиридонова, кв. 14.
В этом платье легко заметить актуальный для начала 1900-х гг. силуэт. Оно поражает своей лаконичностью и изяществом. Юбка в форме колокола с небольшим шлейфом соответствует строгому гладкому лифу (или корсажу) на косточках с высоким воротником стойкой. Треугольный мысик, ложившийся некогда на тыльную сторону ладони невесты, удлиняет узкий рукав.
Главные украшения платья - фигурный отложной воротник и мерцающая на переливчатом атласе вышивка почти прозрачными блёстками и мелкими цветами, складывающимися в рассыпающиеся по рукавам и юбке гроздья сирени.
Сирень - символ первой любви.