Олег Даль в роли из фильма "Золотая мина"(1977), советский паспорт и джинсы.
Среди современных любителей кинематографии нет общепринятого мнения, когда именно на экранах появился первый отечественный герой в джинсе. Одни начинают отсчет с "Пиратов ХХ века", другие с мультфильма "Бременские музыканты". А тема ведь интересная, вот и давайте разбираться в "джинсовых образах" отечественного кинематографа
Подборку всех фильмов, конечно же, делать не будем, только тенденции обозначим - по годам и вехам
В Советском Союзе джинсы появились только в 1957 году, когда в стране прошел 6-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Но показывать в кино их не торопились.
Преступники, дипломаты, иностранцы
В СССР в фильмах 60-х было принято одеждой подчеркивать, отрицательный перед зрителями отечественный персонаж или положительный. Отрицательные персонажи обычно выглядели вызывающе, нескромно, фарцевато и модничали под запад.
Молодой дипломат с доступом к валюте ("Три плюс два" 1963)
На советский экран джинсы cудя по всему (поправьте, если ошибаюсь) прорвались в 1963 году. В фильме "Три плюс два" молодой дипломат Вадим (его роль исполнил Евгений Жариков) носит настоящие фирменные джинсы. Лейбл, клёпки, швы. Всё присутствует. Жаль не понятно какая фирма.Дипломат здесь, конечно, положительный герой, просто джинсы подчеркивают его профессиональный статус и заграничную работу
За костюмы в фильме отвечала Наталья Панова, чье имя было хорошо знакомо золотой молодежи 60-х. Жизнь привилегированных, как сказали бы сейчас, людей того времени Панова знала неплохо - она была замужем за сыном академика, дружила с артистами и дипломатами, так что без труда смогла в деталях продумать гардероб героев новой романтической комедии - ведь персонажи эти тоже отнюдь не "рядовые советские граждане". И достать импортные джинсы для "дипломата" ей тоже труда не представляло.
Стиль в фильме "Три плюс два" (1963) Претендующий на звание аристократа контрабандист по кличке "Граф" ("Бриллиантовая рука" 1968)
Джинсы носил мелкий преступник и аферист Козодоев в фильме "Бриллиантовая рука". Джинсы конечно странные. Но как говорится, кто хипует, тот поймёт. Может именно такие и называли тогда техасами? Кстати, напомню, что Козодоев у нас официально числился на работе при Доме мод, так что возможно, что эти конкретные джинсы - нечто крутое и дизайнерское
Художником по костюмам в "Бриллиантовой руке" работал К. Савицкий, которому удалось создать в этом фильме поистине незабываемые образы модников и модниц советских 60-х.
Мода 60-х в фильме "Бриллиантовая рука" (1968) Модный Трубадур ("Бременские музыканты" 1969)
B 1969 году джинсы прорвались в анимацию и появились на сказочном персонаже Трубадуре из "Бременских музыкантов".
Трубадур первоначально выглядел совсем иначе, чем на экране. Eго первый набросок сделал художник-постановщик Макс Жеребчевский. Трубадур у него был изображён в колпаке, как скоморох, что режиссеру Инессе Ковалевской совсем не понравилось.
Но потом ей в руки попал журнал иностранной моды из закрытой библиотеки Госкино, где она увидела мальчика-блондина с причёской под "битлз" и втиснутого в узкие джинсы. Похожим оказался солист Ансамбля Моисеева Вячеслав Бакшеев, танец и движения которого были специально засняты на кинопленку, после чего перенесены в рисунки.
"Бременские музыканты" (1969) / Принцесса и её модный образ Залетные гости ("Невероятные приключения итальянцев в России" 1974)
"Невероятные приключения итальянцев в России" были совместным производством с наличием в съемочной группе итальянского художника по костюмам, поэтому джинсы в фильме совершенно оправданы и логичны
Художники по костюмам Э. Фиорентини, Людмила Кусакова
Преступник-рецидивист, убийца, сбежавший из колонии строгого режима ("Золотая мина" 1977)
В 1977 году вышел фильм "Золотая мина", где показывали жизнь спекулянтов и золотой молодежи - любителей ресторанов и легких денег. Молодежь эта в фильме танцевала в джинсовых куртках, а главный преступник Олег Даль так и вообще был в джинсовом костюме.
Художник по костюмам Н. Кочергина
Советский мачо
Начиная с 1979 и все 80-е годы в советском кино джинсы стали все больше становиться атрибутом "настоящего мужчины"
Настоящий мачо в настоящем советском боевике ("Пираты ХХ века" 1979)
Первым абсолютно положительным советским героем в джинсах стал корабельный механик на грузовом судне из "Пиратов ХХ века". Поскольку судно грузовое, военная форма или тельняшка исключались. И перед художником по костюмам встал вопрос - а как мачо то изобразить?И джинсы стали органичной частью героического образа (вспомним всяких ковбоев в вестернах), тем более, что понятно, каким образом моряки загранплавания имели к такой одежде доступ. Aктер Ерёменко после съёмок выкупил эти джинсы из реквизита и стал их носить.
Художник по костюмам Е. Медведева
Непьющий интеллигентный слесарь ("Москва слезам не верит" 1980)
В это же время джинсы надел самый романтический герой советского кино - Гоша из оскароносной мелодрамы "Москва слезам не верит".
Вот что рассказывает художник по костюмам Жанна Мелконян:
"Собирая образ Гоши, я пошла на смелый шаг - сделала из него мачо. Типичный советский рабочий выглядел неприглядно: потертый пиджачок, помятая кепка. Плюс актер был на десять лет старше героя.
Я была первым художником, который предложил великому Баталову джинсы. Это была война. Он вообще не хотел, считал непристойным ходить в "заграничных штучках". Кроме того, в Союзе продавались только индийские псевдоджинсы из мягкой ткани, они ужасно сидели. Найти настоящие джинсы - для студии это была невыполнимая задача! Но незадолго до этого мой папа подарил моему мужу джинсы Wrangler. Тот долго не решался даже померить. Так они у нас дома и пропали: я принесла их на студию и попросила Баталова померить. Он надел и больше не снимал. Элегантный, но простой рабочий Гоша - мечта всех советских женщин, и в американских джинсах."
Как работали над костюмами к фильму «Москва слезам не верит» (1980) Пьющий интеллигентный слесарь ("Влюблен по собственному желанию" 1982)
Художник по костюмам В. Рахматуллина
Интердевочки и прочие "соблазнительницы"
К середине 1980-х джинсы в Советском Союзе уже можно было достать при определенном количестве везения и связей, но они все еще оставались заветной мечтой и даже стали объектом киношуток. .
Ирина Муравьева готова соблазнять ("Самая обаятельная и привлекательная" 1985)
Так, в комедии "Самая обаятельная и привлекательная" Миша Дятлов в исполнении Леонида Куравлева произносит знаменитое: "Смотри-ка, в джинсы уже облачились даже самые отсталые слои населения".
Кстати, единственным костюмом, который был сшит специально для съемок этого фильма был - костюм Пряхина, в котором он как бы "заночевал" в Доме Колхозника, а вся стальная одежда, отобранная художником по костюмам Е. Храмовой, принадлежала самим актерам.
Модницы из "Самой обаятельной и привлекательной" (1985): Клюева, Виноградова и Сусанна Джинсовый костюм Ирины Розановой ("Интердевочка" 1989)
А ближе к распаду СССР джинсы превратились в символ сытой жизни. Режиссер Петр Тодоровский вспоминал, что при работе над "Интердевочкой" беседовал со множеством юных девушек, ставших прототипами главных героинь. "Помню, студентка Тимирязевского института - замечательное лицо, симпатичная - рассказывает мне: моя подружка, мол, ходит в джинсовом костюме, а я что, хуже?" Так выяснилось, что девушки Советского Союза мечтают даже не о шубе или машине, а о джинсах. Поэтому героиня Ирины Розановой, как успешная представительница профессии, щеголяет то в джинсах, то в джинсовой рубашке, то в джинсовой куртке.
Заветная джинса. ("Интердевочка" 1989)
Как признавалась позже художник по костюмам Алина Будникова
"Тодоровский сразу сказал: "Все костюмы и ткани закупаем в Стокгольме". У нас-то на прилавках как раз ничего не было. Многие актрисы видели подобные красивые и дорогие вещи впервые".
"Интердевочка" - пример картины, где одежда не только выполняет декоративную роль, но и четко обозначает характер и статусность персонажа. Именно костюмы проводят черту между жизнью "там" и жизнью "здесь", разделяя СССР и заграницу, добропорядочных работниц и "валютных" тружениц.
Стиль в фильме "Интердевочка" (1989) Все подряд
К концу 1990-х - началу нулевых деним окончательно перестал быть чем-то диковинным и прочно обосновался в отечественных гардеробах. Более того, джинсы превратились в некую униформу, которая не подчеркивает, как раньше, а наоборот, прячет любую индивидуальность.
Потрепанные джинсы неизвестной фирмы из фильма "Брат" (1997)
Так, например, главный киногерой нового поколения Данила Багров в фильме "Брат" под строчки "Мне стали слишком малы твои тертые джинсы" носит черные потрепанные джинсы неизвестной фирмы.
Художником по костюмам в фильме была Надежда Васильева, жена режиссера "Брата" Алексея Балабанова, так что костюмы создавались творческим семейным тандемом
Фильм "Брат" (1997) как энциклопедия моды 90-х Бесформенный деним из фильма "Ночной дозор" (2004)
Буквально через несколько лет герой "Ночного дозора" Антон Городецкий появится на экране также в темном бесформенном дениме.
Художник стилист Варя Авдюшко. Художник по костюмам Екатерина Дыминская
С тех пор ситуация не изменилась: как в жизни, так и в кино джинсы стали частью такого явления, как нормкор - тенденции выбирать непритязательную одежду и выглядеть обычно. Герой или героиня в джинсах сегодня не символизируют ничего особенного, если это, конечно, не историческое кино или же авторам не нужно особенно подчеркивать деловой стиль персонажа
Отсюда Отсюда и мое личное