На первой линии ГУМа на месте бывшего бутика Chanel Торговый дом "Хохлома" открыл салон, который занимает два этажа общей площадью более 600 кв.м.
Торговый дом "Хохлома был создан в 2024 году, а его креативным директором выступила Алёна Ахмадуллина - один из ведущих российских дизайнеров
И первым крупным проектом Торгового дома стала соответственно коллекция "Хохлома х Алёна Ахмадуллина".
За счет уникального дизайна создается впечатление, что человек попал в шкатулку, расписанную хохломскими завитками. При этом облику салона совершенно не присущ лубок, здесь все очень современно.
Под совместной маркой выпускается коллекция одежды, ювелирные изделий, мебель, предметы быта.
Здесь также работает дизайн-бюро "Хохлома", которое создает кастомизированные изделия с учетом авторской задумки заказчика из высококлассных материалов. Также опытные дизайнеры и архитекторы дизайн-бюро помогут в создании интерьерных решений для квартиры, загородного дома или офиса, создав комфортное пространство, отвечающее всем техническим и стилевым запросам.
"Товары с хохломской росписью - не просто предметы декора или домашней утвари, это своего рода символы России, своеобразия её традиций и умений. Нижегородская область сильна своей промышленностью, но также является и родиной множества народных промыслов. В регионе существует 27 мест бытования народных промыслов, где работают мастера, сохраняющие традиции. Крайне важен опыт "Хохломы" в превращении ремесленного производства в успешный коммерческий бренд", - заявил министр промышленности и торговли Российской Федерации Антон Алиханов.
"Мы видим, как развивается и становится популярным тренд на русскость. Это очень хорошая тенденция, поскольку в русской культуре неисчерпаемый источник вдохновения, красоты и смыслов. В Нижегородской области развивалось более 200 народных промыслов, самый известный из них - хохлома. В планах регионального правительства - стратегически поддержать промыслы, дать им новую возможность для развития, помочь обрести новые формы. И одним из таких шагов стал проект с Алёной Ахмадуллиной, который мы поддержали. Это уникальный пример перезагрузки с привлечением частных инвестиций. Проект важен не только сам по себе. От него зависит развитие фабрики, Семенова и округа в целом. Это все взаимосвязанные вещи", - заявил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Средства на открытие магазина и создание коллекции привлекла нижегородская автономная некоммерческая организация (АНО) "Хохлома" со стороны Анатолия Седых, председателя совета директоров Объединенной металлургической компании, крупнейшее предприятие которой расположено в Выксе Нижегородской области. Анатолий Седых рассматривает поддержку проекта как свой вклад в развитие национальных культурных ценностей, производства в регионе и поддержку культурного наследия.
"Нижегородская область, с которой связана история хохломы, - ключевой регион для ОМК. Мы много десятилетий поддерживаем и развиваем здесь культурные инициативы. И, конечно, для меня участие в проекте - прежде всего, вклад в становление и популяризацию промысла национального значения. Мы хотим расширить аудиторию, знакомую с образами, в которых веками закладывался русский стиль, русский дух, и верим, что хохлома станет ещё одним символом актуальной русской культуры", - отметил председатель совета директоров ОМК Анатолий Седых.
В основе дизайна коллекции "Хохлома х Алёна Ахмадуллина" лежат базовые элементы хохломской росписи. Дизайнер переосмыслила её для современного применения.
"Вдохнуть новую жизнь в хохломскую роспись стало главным вызовом в моей творческой деятельности. Огромная ответственность - дать новое прочтение народному промыслу более чем с трехсотлетней историей. Решение этой сложной задачи я начала со знакомства с историческими образцами на родине хохломы - в городе Семенове Нижегородской области, а также с архивами XIX века в главных музеях страны. Открытия, которые я сделала в процессе погружения в удивительный мир главного русского промысла, вдохновили меня на создание целой коллекции. Уверена, что синтез традиций с современным дизайном откроет новую страницу в истории хохломы, ведь она олицетворяет наше стремление сохранить исконную Россию. В этом я вижу мою творческую миссию", - заявила Алёна Ахмадуллина.Продукция изготовлена в России преимущественно из отечественного сырья, исключение составляет несколько наименований, произведенных со странами-партнерами, лидерами в производстве трикотажа, денима и др.
Расположение в пространстве, которое ранее занимал Chanel, подтверждает сразу два больших тренда.
Во-первых, ремесленные приемы ворвались в мир высокой моды всерьез и надолго.
Во-вторых, российские бренды и дизайнеры наконец ощутили достаточно уверенности, чтобы взять на себя ответственность прийти на первую линию самой желанной торговой площадки столицы.
Зампред Совета Федерации Инна Святенко отметила, что открытие салона стало большим событием не только для Москвы, но и для страны в целом. "Здесь существует культурный код России. Каждый, кто приходит в этот магазин, видит, насколько эстетично все интегрировано в современные продукты. Это и одежда, и домашняя утварь, и интерьеры, мебель и многое другое", - сказала Святенко.
С первого взгляда эти фигурки кажутся странными. При чем здесь хохлома? Но это, видимо, такое развитие специфической зеленой хохломы с ландышами, созданной в свое время специально для Людмилы Зыкиной. Ландыши были ее любимыми цветами, но вписать их в красно-оранжево-черно-золотую палитру получалось плохо, поэтому за основу взяли зеленый цвет. Ну так вот это тоже такая своего рода эволюция. Жизнь не стоит на месте.
Справка:
Хохломская роспись появилась в XVII веке в Семёновском округе Нижегородской области.
Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели. Роспись выглядит очень ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка по чёрному фону используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.
Расцвет популярности Хохломы пришёлся на вторую половину XIX века.
В настоящий момент предметы хохломского промысла выпускаются в двух местах: в городе Семёнове Нижегородской области на фабрике "Хохломская роспись" и в деревне Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие "Хохломский художник" объединяющее деревенских мастеров Ковернинского района.
Поэтому можно говорить о двух школах росписи - семёновской и ковернинской (семинской) хохломе.
Семеновскую хохлому называют городской. Ей свойственны тонкие и витиеватые узоры, сложные орнаменты. Сюжеты Семеновской хохломы строго прописаны и повторяются на протяжении веков. Новые сюжеты тщательно рассматриваются художественным советом, как это было с зеленой "зыкинской" хохломой с рисунком ландышей. Сегодня Семеновская хохлома старается "идти в ногу со временем", расширяя свой ассортимент более современными сюжетами.
Ковернинскую хохлому называют деревенской. Она отличается раскрепощёнными узорами и свободными кистевыми мазками. Мастера Ковернинской хохломы часто придумывают новые сюжеты. Например, если на узоре вы видите яблоки или малину, то это однозначно Ковернинская хохлома.
После распада СССР хохломская роспись пережила очень трудные времена и сокращение числа мастеров. Если в советский период промыслом было занято 2500 человек, то в 2017 году - лишь 650.
В декабре 2023 года фабрика "Хохломская роспись" была передана в ведение правительства Нижегородской области, которое для развития промысла создало АНО и бренд "Хохлома" - для реализации проектов, нацеленных на продвижение хохломской росписи в разных сферах общественной жизни.
Исходная ситуация понятна?
Традиционная хохлома действительно очень любима в России, но в основном как некий лубочный сувенир, даже как посуду ее вряд ли рационально использовать - в наше то время. Сувенир достаточно дорогой и многим россиянам не по карману. За границей сувенир недостаточно известный, а для элитного рынка вообще бесполезный, лубок он и есть лубок, ну даже если условный. Поэтому для вывода хохломы из народного в элитный сегмент потребовалось достаточно сильное переосмысление.
Ну давайте вот одежду попробуем представить в традиционных цветовых сочетаниях хохломы. Что нам сразу придет в голову? Сценический костюм, конечно, они очень красивые, их делают, вот пожалуйста.
Театральный художник по костюмам Роман Ватолкин
Ну а если это обычная одежда, насколько хохломские орнаменты будут востребованы?
Вообще-то "вырви глаз" орнаменты то, для обычной повседневной одежды как-то слишком аляписто, да и праздничная в глазах не должна рябить до такой степени.В принципе, есть конечно, таланты, которые могут такое инкорпорировать в высокую моду не только узорами, но и силуэтом, вот у Вячеслава Зайцева явный российский кутюр, сразу видно, что одежда не простая, а самая что ни на есть уникально дизайнерская. И очень обязывающая. Не везде в таком выйдешь, я бы даже сказала, что количество мест на выход будет сильно ограничено. Хотя конкретно людям с деньгами это пофиг, им на выход одно и то же годами не носить.
Коллекция в стиле хохломы от Вячеслава Зайцева
А вот то, что ниже - это уже точно не элитный и не кутюрный сегмент, многие вокруг такое "бохо" даже и не всегда поймут.
Коллекция в стиле хохломы от Дениса Симачёва
Кеды с хохломой
Постельное белье в стиле хохломы
В элитной моде товар должен с первого взгляда выглядеть не то, чтобы красиво и празднично (глаз радовать), нет, он должен с первого взгляда выглядеть дорого и благородно. Дорогими и благородными должны выглядеть и сочетания цветов, и линии/силуэт.
В принципе, Ахмадулиной это удалось (если это она создавала не только одежду, но и зелено-золотые, черно-золотые и бело-золотые сувениры)
Перед российской элитной модой стоят очень сложные задачи - им нужно конкурировать не только с мощнейшими западными ТНК, но и с достаточно динамично развивающимися новыми модными игроками из Китая и арабских стран, где приняты даже государственные программы по этому поводу. Ни один российский дизайнер даже при какой-то то там поддержке налоговой или грантовой никогда в жизни не выдержит подобной конкуренции. С финансовой точки зрения это будет с самого начала безнадежно и даже смешно. Исключением могут быть какие-то супервысокие технологии и инновационные материалы, но здесь об этом речи не идет, речь идет о "дорого-богато"
Поэтому вот такая вот кооперация известного дизайнера, фабрики народных промыслов, областных властей и крупного бизнеса (металлургического!) - это реальный шанс на успех.
И с этой точки зрения открытие такого брендового магазина именно в ГУМе и назначение креативным директором известного российского дизайнера - это огромное событие для всей страны. Первый шаг... в правильном направлении.
Пожелаем бренду, магазину и Алёне Ахмадуллиной удачи и творческих успехов!