Сложности в работе художника по костюмам

Apr 08, 2018 07:00



«Невидимый» костюм, 30-килограммовое цветочное платье и экстренная смена нарядов на 20-серийном телесериале: российские художники по костюмам вспоминают трудности производства и способы их решения




Ольга  Погодина   «Дурак» и «Водитель для Веры»
Воплощение идей художника по костюмам в кино и успех его работы зачастую зависят не только от его знаний, умений и опыта, но и других факторов. Например, степени готовности сценария и планирования съемочного процесса, кастинга, готовности объектов для съемок и своевременности финансирования. Поэтому кризисных ситуаций в работе костюмерного цеха, за редким исключением, практически не бывает; у департамента костюма бывают непредвиденные ситуации. К примеру, срочная замена актера, изменение графика съемок и др. Но я не могу их назвать кризисными: непредвиденные ситуации возникают практически на каждом проекте, и здесь художнику по костюмам необходимы быстрая реакция, смекалка и организаторские способности.


В один из последних съемочных дней телесериала «Громовы» за несколько минут до команды «мотор» изменилась съемочная локация. По сценарию персонаж должен был находиться в пижаме в больничной палате с пришедшим к нему посетителем. Мы заранее подобрали аутентичную пижаму, состоящую из полосатой куртки и однотонных серых брюк. Но сцену неожиданно перенесли на заснеженный больничный двор. Действующих лиц пришлось «утеплить», надев поверх запланированных костюмов пальто. Но серые, пижамные брюки из плотной ткани рядом с пальто воспринимались как уличные. Нам необходимо было обозначить, что в кадре - больной, находящийся на стационарном лечении. В итоге десяти минут, пока шла репетиция, нам хватило для того, чтобы, переодев актера, ликвидировать на утвержденных брюках заутюженные стрелки, замять ткань и черными фломастерами нарисовать в четыре руки «пижамные» полосы. Образ был спасен.



Дмитрий  Андреев  «Рай», сериалы «Бесы» и «Переводчик»
На мой взгляд, основная проблема художников в кино состоит в отсутствии добротного, качественного, я уже не говорю, талантливого сценария. В этом смысле мне грех жаловаться на творческую судьбу. Но я здесь напишу за весь цех в целом.

Еще одно неприятное явление - это когорта новоявленных молодых режиссеров, не понимающих адекватно тонкости профессии. Они неграмотны, «пусты», не понимают, как снимать, про что снимать и во имя чего! С такими режиссерами сложнее всего работать, скучно и бесполезно.

Я все время думаю, что мы, киношники, проводим большую часть жизни в подготовке и съемках. И хочется думать, что ты эту часть жизни проживаешь не зря! Хочется чаще работать с умными, тонкими, знающими ремесло, интересными режиссерами с большой буквы «р». От этого и качество нашей работы зависит.

С таким режиссерами и думается, и творится по-другому. Пусть трудно и мучительно, но небесполезно! В фильме такого режиссера всегда будет достойно выглядеть как работа художественно цеха, так и работа любого другого департамента.

Работы я не боюсь. Чем сложнее задача, тем она интереснее. Я могу ночи не спать, а бывает и так, что решение того или иного костюма или даже целой сцены приходит сразу. Этот процесс поиска одновременно и мучителен, и приносит настоящее удовольствие.

Художник по костюмам обязан присутствовать на съемочной площадке. Именно там, в реальном времени и реальных декорациях, при реальной погоде творится «эпилог» нашей работе. И ты все еще можешь успеть что-то изменить в соответствии с сиюминутными обстоятельствами.

Дважды на моей практике режиссеры (и очень хорошие режиссеры) просили меня сделать костюм невидимым, говорили: «Сделай мне так, чтобы костюма в кино не было». Первый раз об этом меня попросил Николай Хомерики при подготовке к фильму «Сердца бумеранг». Коля хотел добиться буквальной документальности происходящего. Изображение было черно-белым, что само по себе уже создавало хроникальный эффект, и в моей работе также стало большим подспорьем.



Фильм «Сердца бумеранг» (2011)

Во второй раз о «невидимом» костюме меня попросил Андрей Кончаловский при работе над фильмом «Грех. Видения» (фильм повествует о творческих муках великого Микеланджело). Начало XVI века, Расцвет итальянского Возрождения... Цвет, преувеличенные формы, запахи, звуки... Как в этом случае сделать костюм невидимым и нейтральным?



Фильм «Грех. Видения» Фото: Саша Гусов

Режиссер хотел избежать в кадре излишней выспренности, нарочитости и театральности, дабы все внимание сфокусировать на актерском существовании и внутреннем естестве героя... Мы шли сложным путем, «на ощупь». Совершили множество ошибок, исправлений и снова ошибок. Для меня это был потрясающий, незабываемый опыт. И, безусловно, новый этап в моей творческой практике. Но не буду забегать вперед. Удался наш опыт или нет - судить теперь зрителю.



Елена  Брянская  Сериалы «Вольная грамота» и «Семейный альбом»
В нашем производстве совсем небольшие бюджеты на костюмы, и при этом нам не предоставляется достаточно человеческого ресурса - костюмеров, скажем. Сроки при этом совершенно неподъемные.

Времени действительно очень мало; и при подготовке, и в процессе съемок. Часто мы входим в съемочный процесс, когда сценарий еще только дописывается, или переписывается, и это несет дополнительную нагрузку на весь художественный департамент. Когда мы читаем изначальный сценарий, сразу выстраиваем в голове определенную цепочку, и решаем, к примеру, где нужен основной, а где - дублевый костюм. В сценарии описывается и время года. Чтобы показать, что прошло время, сценарист пишет «поздняя весна», «лето» или «ранняя осень». И в процессе чтения сценария такие моменты продумываются с точки зрения костюма. Когда же все спонтанно меняется, адаптироваться к этому сложно. И режиссера часто в такой момент не дернуть: он ставит другим задачи.



«Вольная грамота»

Еще одна проблема - отсутствие профессионалов. Как на «Ленфильме», так и на «Мосфильме», к сожалению, пропала база мастеров по костюмам. Сейчас даже покрасить сукно - это очень большая проблема. В Питере есть две пожилые красильщицы, и к ним выстраивается очередь на три месяца вперед. А надо часто прямо сейчас! Историческую обувь в наши дни практически никто не делает. Все это приводит к тому, что художник по костюмам в историческом кино занимается творчеством 1/5 своего времени, а все остальное время уходит на менеджмент, логистику, организацию и супервайзинг поиска костюмов и аксессуаров.

При всем при этом я стараюсь делать свою работу на все 100%, но мне обидно, когда департаменты костюма и грима считают «подсобными». Нас редко пишут в титрах и не упоминают на «Кинопоиске». Мне кажется, это не совсем корректно, потому что образ героя создают именно два наших департамента. И да, хотя плеяда старой школы очень трепетно относится к костюмерам, но с молодежью все бывает не совсем приятно: они часто считают, что костюмер должен только обслуживать их на площадке, утеплять и застегивать пуговички. Хотелось бы видеть больше уважения к команде, которая работает по шестнадцать часов, бывает и в две смены, и по ночам занимается стиркой для того, чтобы вещи утром были чистыми и выглаженными. Хотелось бы, чтобы молодые артисты больше ценили наш труд.



Алиса Видута   Сериалы «Доктор Анна» и «София»
Главная сложность работы художника по костюмам заключается в компромиссах: с собой, бюджетом, режиссером, продюсером, и, в конце концов, с актерами. Кризисы бывают постоянно. Как бы ты не старался быть ко всему готовым, в кино так не бывает. Как минимум, работает банальный человеческий фактор.

На одном из проектов мы сделали платья из цветов; главное платье должно было «расцветать» и увеличиваться в кадре, при этом абсолютно без графики, за счет своего механизма. Было сложно не знать до конца, как будет выглядеть конструкция в финале, так как на разных этапах ее создания появлялись свои сложности. Но, в конце концов, тридцатикилограммовое цветочное платье было сделано, после недели подготовки и последних трех дней без сна. Платье без единого возмущения носила в кадре Анфиса Чехова.




Иногда мне бывает очень сложно взять решение «из ниоткуда». Но потом проходит время, и все становится на круги своя. Человек так устроен: ты делаешь то, что должен, и идешь дальше, навстречу новым задачам. Находчивость, приоритеты и быстрота принятия решения - наше все.



Марк  Ли  «Край», сериалы «Отличница» и «Пепел»
Кинопроизводство - это коллективное дело. Поэтому художник по костюмам должен придумать концепцию, которая понравится не только ему, но и режиссеру, актеру и оператору.

В концепцию входит и трактовка времени. Ведь даже всем знакомое время можно изображать по-разному. И да, в историю нужно внести творческое переосмысление: мы работаем художниками, а не документальными реконструкторами. Часто, когда наш эстетический выбор не совсем соответствует исторической правде, многие «знатоки» начинают кидаться тухлыми яйцами, но, друзья мои, - на то и существует видение художника, режиссера и сценариста. Мы, кинематографисты, имеем право расставлять акценты по своему усмотрению, вводить в историческую канву новые краски и образы. Если это вас раздражает - смотрите документальные хроники.



Кадр из фильма «Край» (2010) / Фото: «Централ Партнершип»

После выбора концепции происходит разработка эскизов и их утверждение с режиссером. Сами понимаете, режиссеры бывают разные, и вам необходимо максимально доходчиво объяснить свои творческие идеи. Классический режиссер любит послушать. Но многие из них дают при этом очень ценные советы и пожелания, и порой задают каверзные вопросы. Это - самый продуктивный процесс в теоретической части работы над костюмами, ведь в этот момент ты заочно проживаешь историю своих костюмов.

Не менее важно и обсуждение костюмов с оператором. От оператора будет зависеть как, с какого ракурса, при каком освещении и на каком плане будет видна ваша работа. Более того, в наше время постпродакшн и цветокоррекция творят просто чудеса, и ты должен быть готовым к этим чудесам. Оператор-постановщик заранее видит всю картинку и может дать много ценных пожеланий и рекомендаций.

Далее происходит изготовление костюмов. Перед тем, как начать этот процесс, очень важны и ценны встречи с теми, для кого мы это шьем, покупаем и фактурим - с актерами. Если актер неравнодушен к своей роли и занят постоянным поиском, то он, наверняка, даст вам много ценных пожеланий, комментариев и предпочтений. В большинстве случаев, так и происходит. Задача же художника в том, чтобы выявить все плюсы и минусы актерской внешности, мимики, походки и манеры держаться для того, чтобы образ получился максимально выразительным, с одной стороны, и чтобы костюм не доминировал над внешностью актера - с другой. Здесь очень важны и силуэт, и цвет, и фактура костюма (степень изношенности, порванности и засаленности - в зависимости от образа и обстоятельств).



Cериал «Отличница»

Последний, кто видит плод вашей работы в общем котле всей съемочной группы - это зритель. В этом и заключается самая главная сложность. Сумел ли зритель понять ваши концепции и ваш посыл? Понравилось ли ему все то, что вы рассказали о героях? Иногда появляются так называемые «знатоки», которые ну обязательно сделали бы все по-другому, не так. Как правило, такие люди единичны, и порой они не совсем психологически здоровы; ведь не могут же все вышеперечисленные мной кинематографические департаменты сообща заблуждаться и быть подверженными массовому помутнению рассудка!

Когда основные сложности позади, когда все, что вы планировали, удалось, когда вы слышите или читаете отзывы и слова благодарности от коллег по проекту - вы понимаете, что работали не зря. Правда, спустя какое-то время в большинстве случаев хочется сделать все по-другому, но это уже, вероятно, лично мои приколы. Наш труд часто похож на тот случай из жизни Д’Артаньяна, когда он узнал ночью, что к шести утра надо достать для королевы 12 алмазных подвесок. И благодаря подобной «практике» у нас накопился большой опыт в решении критических ситуаций; к счастью, у каждого из нас есть люди, которые всегда помогут и не подведут.



Наталья  Каневская  «Дирижер», сериал «Серебряный бор»
В последние несколько лет я работаю на больших исторических картинах, где быстро меняются десятилетия и проходят целые эпохи. И с этим форматом постоянно возникают сложности.

Во-первых, раз придумав стиль героев, необходимо сохранить его на протяжении всех серий в разных возрастах и жизненных ситуациях персонажей. Когда снимается полнометражный фильм, можно и нужно к каждой сцене подготовить костюмы, сшить их или найти, сделать все заранее. А вот в 20-серийной истории времени на подготовку всегда не хватает: сценарий часто переписывается до последнего, актеров утверждают за неделю до съемок, объекты меняются, а с ними - и фоны для наших костюмов. Так что как ни готовься, все предусмотреть совершено невозможно, и каждый день приходится импровизировать. Художник вечно находится в процессе поиска; порой сцены переставляются, а подходящего костюма нет. Тогда надо бежать «на охоту», и в итоге нужная вещь может найтись буквально за час до съемки.



Cериал «Серебряный бор»

Я всегда стараюсь держать в голове вкус и стиль героев, знать, как бы выглядел их идеальный шкаф для одежды. Например, любит ли моя героиня брюки или юбки, устойчивый каблук или опасную шпильку, какие ее любимые цвета, носит ли она украшения? Когда она взрослеет, что меняется в ее гардеробе? Продолжит она носить свои традиционные цвета, или они станут темнее, а может быть - наоборот, светлее? И тогда уже можно импровизировать в заданных рамках, потому что иначе - потеряешь нить, а с ней и характер героев. А иметь на каждого героя гардероб на все случаи жизни - никакого бюджета не хватит.



фильм «Дирижер»

Расскажу случай решения критической ситуации со съемок картины «Дирижер» Павла Лунгина. Сюжет фильма разворачивался в Москве и в Израиле. После того, как мы сняли московскую часть фильма, мы уехали в экспедицию в Иерусалим. Там мы отработали одну смену, а на следующий день оказалось, что наш вагон обворовали. Пропали костюмы, уже заявленные в фильме, реквизит и грим. У всех началась истерика; ведь каждый день простоя в экспедиции - это бешеные деньги!

Из всей съемочной группы только я говорила на иврите и ориентировалась в стране. Нас с ассистентом по реквизиту и художником по гриму отправили на поиски материалов, чтобы восстановить костюмы, сумки, грим и украшения. Где искать грим - понятно, а вот с костюмами пришлось повозиться. В какой-то момент нам даже казалось, что все пропало! Но, обзвонив всех знакомых местных портних, мы нашли тех, кто сошьет нам платье, нашли ткани, похожие туфли и подобрали еще кое-что из аксессуаров. Самым сложным, правда, оказалось восстановить плетеную сумку типа макраме. Для этого я накупила винтажных вязаных салфеток и покрасила их ночью в гостинице, разведя краску в кастрюльке с кипятильником.
В итоге нам удалось все возродить за пару дней, и съемки продолжились.

тут

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up