Когда я в юности читал книги где события происходили в первой половине ХХ века, я всегда радовался что родился позже того времени. Выглядело так как будто все буквально люди года до 1950-го во всем мире жили либо плохо, либо очень плохо, либо невыносимо плохо.
Мне тогда казалось что до 1917 года (или точнее до 1914 года, когда начала разрушаться
(
Read more... )
Comments 31
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История, Общество.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
Reply
Да в общем
Reply
почему не можете? До нас дошли отличные бытописания крестьянской жизни в РИ, жизнь была скотская это да.
Reply
Согласен ! :) Но школьником я бы такую книгу и в руки не взял. Я читал Жюль Верна, Александра Дюма, Майн Рида, Фенимора Купера, Артура Конан Дойла + американскую научную фантастику. В старших классах еще Ремарка, Флобера, Скотт Фицджеральда, Хемингуэя, Селинджера. Из советских - Стругацких и Булгакова, из русской литературы - Лермонтова.
Создавалось впечатление, что люди раньше не работали а путешествовали, ходили по кафе и целовались с девушками в основном. Ну или ловили преступников (Конан Дойл, Рекс Стаут, Сименон)
Ну и все остальные так же. Поэтому сегодня людям поголовно кажется что в России до 1914 года жили куда лучше. Но это все-таки иллюзия, увы. Конечно если ты помещик, то почему бы не жить в России 19 века, а если ты рабовладелец, то почему бы не жить на юге США в начале того же века, ну или в Древнем Риме.
Но помещиков в России было очень мало. Вся популяция помещиков это около 10-20 тыс человек, включая членов семейств. Это соотвествует тиражам журнала Современник по порядку величины.
Reply
ну так и сейчас, если сериалы, например, смотреть - сплошь дворянство какое-то
работают между делом, ездят куда захотят
а фактически бОльшая часть населения тянут лямку с утра до вечера и в отпуск раз в год на море куда подешевле
ну или на дачу летом
Reply
Это уже звучит не так уж плохо. Кроме того сегодня у нас есть автомобили, айфоны, лекарства современные, дешевая одежда неплохая, выбор еды, и квартира с дачей. Интернет, компьютеры и плоские телевизоры. Это у многих. И заграницу выпустят, и массовых расстрелов вроде нет.
Сравните с 30-ми годами. Страшнейший жилищный кризис, начать с него. Еда и одежда крайне ограничены. И еще могут посадить и расстрелять дуриком, и заграницу не сбежишь. Телевидения, мобильников и интернета нет как класса. Автомобили только у начальства и писателей.
Reply
( ... )
Reply
Сложно сказать однозначно. Судя по архитектуре и инфраструктуре Европы там простые люди стали жить неплохо уже в 19 м веке.
В Германии элементы социализма были уже при Бисмарке. В Германии трамваи ходили даже в большие деревни.
Reply
Этот период можно было бы назвать, по аналогии с известной книгой о средневековье, "Осень феодализма".
В России люди всегда жили несколько беднее чем в Германии, из-за климата (поскольку при феодализме 80% населения заняты в сельском хозяйстве). Но и в русской литературе, более того, очень критичной, создается ощущение что все жили неплохо. "Война и мир", "Отцы и дети", "Идиот", "Маскарад" и так далее. Складывается ощущение что людей гораздо больше беспокоили моральные проблемы ("Анна Каренина"), чем проблемы как выжить.
Выглядит что при очень развитом феодализме люди жили гораздо лучше чем при капитализме, который приходил, и вызывал у все только плохие ощущения, как у богатых так и у бедных ("Вишневый сад" про эти ощущения).
Рабочие при этом везде жили очень плохо. В Германии это частично компенсировалось феодальной культурой, это пока она была. В Германии в конце 19 века ввели обязательно бесплатное 10-летнее обучение. В России это сумели сделать только в 60е года 20 века, через примерно 70 лет.
Может быть играл роль и тот факт ( ... )
Reply
Я сторонник мысли что РИ было квазигерманским государством. Но с православным и имперским интерфейсом.
Однако немцам там было хорошо интересно жить и служить. они находили там огромное поле для применения своих лучших национальных качеств. трудолюбия, упёртости, дисциплины и честолюбия.
Но государство РИ было зыбковатым недосточно фундаментальным. Мелкие немецкие княжества и даже остзейские рыцарские ордена политически были глубинее укоренёнее, чем целая огромная РИ.
Поэтому у немцев может возникать "разное" отношение к России. империалистическое захватническое тоже. Природа человека, увы.
Reply
Самое главное, что я хочу сказать. Если ты не попадаешь в 20 тыс избранных в Германии, России и где угодно еще, до 1914 года, ты - рвань и имя твое никто. Если ты еще и рабочий при этом, то ты урод, это стыдно.
Уже как уболтать массы чтобы вкалывали и кормили это 20 тыс, варианты могут быть разные. В Германии начальство говорило народу, "землю надо отнять у русских, а деньги надо отнять у евреев, тогда будете жить от пуза. А пока затяните ремни потуже".
Историю Германии от самого образования Тевтонского ордена я знаю детально. Могу поэтапно по памяти изложить, с перечислением Великих Магистров и прочих королей.
Но это не настоящая Германия, а наполеоновский новодел (Наполеон уничтожил СРИ, и вместо нее создал марионеточную немецкую конфедерацию, которую потом захватила Пруссия. Это середина 19 века).
Настоящая Германия это Священная Римская Империя, история которой начинается в 800 году. После ее уничтожения в 1906 немецкая государственность стала под большим знаком вопроса.
Reply
Ну что такое капитализм?
Это то, что - деньги (капитал) критерий истинности.
Естественно, это разрушительно.
Кстати, с капиталом случился интересный прикол.
А именно - возникли криптовалюты.
То есть - гарантом денег выступали государства.
А криптовалюта - принципиально никем и ничем не гарантирована.
Тем не менее - существует и котируется.
По сути это - игра.
То есть - участие в азартной игре мотивирует не меньше и сравнимо по времени с государственной мотивировкой.
Но капитализм ли это?
Игра в капитализм.
Reply
В том то и дело что каждый инструмент требует отладки и заточки. Деньги сегодня единственный инструмент экономики, и он после 2й мировой войны, в основном созидательный. Конечно существует десяток запретов, через которые деньги переходить не могут (вроде повышения ставки выше определенного процента).
Естественно, если применять деньги неправильно, они уничтожат экономику в кратчайшие сроки. Это довольно острый инструмент.
Поскольку наша жизнь управляется капиталом, это такой новый капитализм тоже. Итальянцы называют "четвертый капитализм".
Первый капитализм исчез, второй тоже исчез, третий мирно эволюционировал в четвертый. Разные "капитализмы" связаны с промышленными революциями.
Даже США нвучились управлять деньгами только к 40м годам 20 века. Это удалось из-за более эффективной чем везде и более продуманной политической системы. Ведь в начале 20 века влияние США на Европу и Россию, да и Японию, равнялось примерно нулю.
Что же касается криптовалют, то мы должны сознавать что вещи стоят ровно столько сколько они стоят. В основе ( ... )
Reply
Вещи стоят столько, за сколько их можно продать (впарить).
Кстати, Теофиль Готье в своей книге "Путешествие в Россию" утверждает, что на этом покоится торговля у русских. Причём забавно дополняет - в этом русские превзошли армян!
Забавно.
Кстати, книга доброжелательная. Не путать с маркизом де Кюстином.
Ну вот биткоин и впаривают.
Игра.
А игра это абсурд.
Ну вот в чём смысл забить мячик в ворота или забросить в корзину? Ни в чём. Просто прикольно соревноваться.
Если игра не нравится, то всё воспринимается отвратительно. Например бейсбол для меня.
:)
Действительно, есть продукты, вещи и устройства первой необходимости. Еда, дом, одежда.
Всё, что вне этого - игра с понтами.
Вот как-то удалось убедить многих, что биткоин это великолепные понты.
Наверное , капитализм отлично регулирует оборот сущностей первой необходимости.
Всё, что превышает необходимость - регулируется по другим принципа.
Reply
Если бы ценность представляли только еда, дом и одежда это бы ли бы не люди, а лесные животные. В человеке главное культура, а игра часть культуры. Культура важнее и народа и государства (эта фраза принадлежит Сокурову).
По другому тоже самое, социальный дарвинизм осуществляется в человеческом обществе через культуру и игру. Кто выиграет выживет, кто проиграет, его линия пресечется.
В этом есть элемент несправедливости, но в природе нет справедливости. Когда волк съедает зайца, его за это никто не наказывает. Справедливость это тоже игра свойственная только человеку, но не природе.
Я хочу сказать игра и культура важнее жизни и жизнью управляет.
Reply
Leave a comment