Jun 09, 2007 09:29
Я, вообще-то, не в первый раз поднимаю с нуля издание, но до сих пор мне не приходило в голову записывать приколы этого процесса. Поскольку я знаю, что у меня во френдах много коллег, может их это все позабавит, или они мне посочувствуют, а может и остерегутся на будущее...
Настоящий менеджер проекта - некая эпическая фигура с кнутом в правой руке, пряником в левой и оголенным навазелиненным задом… Это не я придумал, но, в целом, сказано верно. Те из моих коллег, кто уже был главредом, меня поймут, а остальные - не расстраивайтесь, какие наши годы, - еще побываете в этом кресле. Вам непременно когда-нибудь предложат эту должность - ибо изданий много, а дураков хороших журналистов мало. Главред - это буфер. Буфер между издателем и редакцией. Его пинают сверху, а он перераспределяет кинетическую энергию ниже, передавая импульс своим сотрудникам. Причем ответственности у него больше, чем возможностей, и он всегда виноват в любых проколах и лаже, которые непременно преподнесут журналисты, рекламисты, корректор и верстальщик. Кто бы из них не облажался, отвечать будете вы.
На старте проекта лажи всегда максимум, а толку минимум, поскольку рабочие механизмы только формируются. Более того, на стартапе издатель особенно склонен нервничать, ибо запланированные им доходы от издания пока что даже не видны за линией горизонта, а вот зарплату сотрудникам платить надо сразу. Поэтому термин «дармоеды» не то чтобы звучит в диалогах, но как-то витает в воздухе. В связи с этим, хочу дать несколько советов тем, кто хочет браться за издание проекта с нуля.
Первое и самое важное - выясните серьезность намерений и финансовую состоятельность издателя. Некоторые из них (почти все) почему-то уверены, что издание журнала - отличный способ быстро разбогатеть. Необходимо ДО начала проекта убедить его, что это не так. Нормальный срок выхода «в ноль» - когда доходы сравняются с расходами - год-полтора. До этого любое издание будет только жрать деньги. Готов ваш издатель к такой дырке в кармане? Да и потом, когда (и если) вы выходите «в плюс» - это далеко не мегабабки. Торговать колбасой много выгоднее. Надо довести все это до сознания издателя - пусть он лучше откажется от проекта, чем бросит его через полгода, не получив ожидаемой прибыли.
Тут некоторые мои коллеги рассуждают так: «Бросит, не бросит - а я-то полгодика на редакторском окладе посижу…» Нет, ребята, это плохая идея. Вам еще жить да жить, а репутация - это наше все. Вы не сможете потом всем объяснить, что это ваш издатель мудак, а не вы жидко обосрались. Так что если проект кажется вам сомнительным - нуегонахуй, плюньте.
Второе и не менее важное - четко определите круг своей ответственности. Издатель чаще всего склонен взвалить на главреда все - рекламу, распространение, наполнение, продвижение, промоакции… Это фигня. Не протянете и трех месяцев - силы человеческие не беспредельны. Я, будучи не раз жизнью битым, четко ограничиваю сферу ответственности - я обеспечиваю яркое и интересное содержание. Я гарантирую, что это издание будет интересно читать, причем именно нашей целевой аудитории, и нам не будет стыдно за написанное. За рекламу, распространение, продвижение и вообще доходность я никакой ответственности не несу. Не с меня спрос. Рекламная служба должна быть параллельной структурой, которая мне не подчиняется, мной не командует, а делает свою работу и сама за нее отвечает. Иначе за каждого бездарного рекламного агента отвечать придется мне - а оно мне надо?
Третье - команда. Настаивайте на том, что свою команду вы набираете сами и сами определяете их обязанности и оклад жалования. Иначе вы будете вынуждены нянчить двоюродных братьев, троюродных племянников и сестер любовниц издателя. Журналистика всегда кажется издателю совершенно плевым делом, с которым справится кто угодно, и они начинают совать вам «своих» придурков, чтобы хоть куда-нибудь этих бездарей пристроить. Кончается все тем, что вы пишете журнал в одно рыло, потому что это проще, чем переписывать за этими уродами, а они еще и обижаются, непрерывно кляузничая на вас издателю. Команда должна быть ваша и лояльная лично вам. За это вы прикрываете их от издателя, не даете ипать мозг, подставляя свой. Дело издателя - платить бабки и общаться с вами. Вашей командой он НЕ командует. Вы должны сами определять увесистость пинков, которые вы отвешиваете своим журналистам.
И еще. Вообще-то, лучше не брать на работу друзей и знакомых. Им тяжелее отвесить в случае чего пиздюлей, и вообще, это чревато испорченными отношениями. Однако, я, понимая справедливость этой мысли, поступаю чаще всего наоборот, отчего и страдаю. Однако в этом есть и свои плюсы - я точно знаю, что никто не стучит за моей спиной начальству, и никто не подставит меня специально. Кроме того, я четко знаю, кто и на что способен, и знаю это сразу, не выясняя профпригодность по ходу дела. Это сильно экономит время, столь драгоценное на стартапе. Можете поступать как я, можете наоборот - как вам покажется правильным. Но если вы следуете моему примеру - будьте готовы недрогнувшей рукой уволить лучшего друга, если он «не тянет».
Ладно, пора за работу.
Продолжение следует...
Школа маленьких редакторов