Меня этот фильм со школьных лет завораживал. Интригу Стругацких, как тогда, так и сейчас, угадывать нет никакого желания. Не являюсь поклонником литературного творчества этих физиков-лириков. С подробным пересказом сюжета возникнут трудности. Где-то в швейцарских Альпах, в отель-шале со странным названием и с не менее странными постояльцами, по анонимному вызову приезжает полицейский и начинает расследование трудно объяснимых исчезновений персонажей отеля и их необычного поведения. Пришельцы в образе людей случайно вышли не на правильных героев, а на мошенников-наркоманов-террористов...
Но оторвать глаз от экрана не могу. Держит в напряжении именно изобразительная часть. Контрасты светотени, срезанные фрагменты крупных планов актеров, низкие горизонты, свет в объектив и да, о девичьем:)) - интерьеры. Была знакома с оператором эстонского телевидения. У него, как реликвия, в мастерской хранилось несколько искусственных сосулек со съемок фильма :)) Он же мне и говорил, что фильм снят полностью на студии Таллинфильма в специально созданных для этого интерьерах. Натурные съемки "Альп" проводились на горнолыжном курорте под Алма-Атой (Алма-Ата?).
Хоть и 1979 год, но архитектура абсолютна европейская. Экологично, просто, элегантно.
В первый раз увидела этот фильм в известном в Таллине кинотеатре "Сыпрус" на эстонском языке с русскими субтитрами. Вообще, вызывает недоумение, как творческой группе удалось снять этот абсолютно эстонский шедевр, да еще и на родном языке. Русский дубляж с Демьяненко в главной роли меня тоже не раздражает.Причем, именно, художественно-эстетический. Можно, конечно, при желании и политические подтексты здесь увидеть, но не хочется. Но вся его политика в выборе новых выразительных форм, которые если и присутствовали, то только не в кино - в живописи.
И да, музыка, не менее знаменитого эстонского композитора Свена Грюнберга. Пожалуй, это даже не совсем музыка, а звуковое электронное сопровождение действия на протяжении всего фильма. Что очень органично и для времени, и для фантастической тематики. В ней слышны и космические вибрации, и ритмы конца 70-х, иногда в эти медитативные звуки вплетается еле уловимая речь по рации на французском, шаги, хруст снега, стуки, органные звуки.
А, вообще, такая музыкальная стилистика также очень противостояла советской эстрадной попсе, правда, только в Эстонии. Но тогда это задавало музыкальный культурный код отношения к современной музыке, и формировало убеждение, особенно у молодежи, причастия к другой культурной орбите, несоветской, современной, эстетской, элегантной. Что тянуло за собой и другое бытовое поведение - уважение к частному пространству другого человека. В это трудно поверить, но и музыка, и живопись Эстонии - та, извините за пафос, революционно-эстетическая среда, в которой сформировалась и самоидентификации целой нации. Русские дети, родители которых по работе оказались в Эстонии, тоже росли уже непохожими на них. Но это о другом.
В роли одного из пришельцев снялся знаменитый Зигрифид эстонского балета, настоящая звезда Тийт Хярм.
Люди-куклы. Какой-то особый отрешенный взгляд, прозрачная глубина, механическая улыбка и абсолютная физическая форма артиста.
О создателях фильма в сети очень мало информации. В первую очередь интересовали художник-постановщик Тыну Вирве и оператор Юрий Силларт.
У оператора вгиковское образование, судя по фильмам, которые были им сняты до Отеля, все же авторство этого пластического языка принадлежало художнику-постановщику. .
Тыну Вирве окончил Таллинский художественный институт в 1973 по специальности театральный художник. Годом позже, в 1974 диплом отделения промышленного дизайна получает и будущий признанный живописец Андо Кесккюла. Надо сказать, что этот институт фактически вырос из архитектурного отделения таллинского политеха. Так что дизайн носил всегда приставку архитетурный, промышленный, в общем, серьезное, негламурное направление.
В 70-е он мог работать и книжней графике, и в кино. Но в результате, ушел в чистый станковизм, то есть неприкладную живопись. Андо - художник мощный, неординарный. Между прочим, в 28 лет уже возглавлял Художественный фонд Эстонии. Кстати, в последние году советской власти был главным художником экспозиций больших Всесоюзных выставок в Москве ( Манеж и ЦДХ). Это были самые важные художественные мероприятия в масштабах страны. Знаю от свидетелей, что например, такие сомнительные художники как космонавт Леонов, и схожие с ним, если и допускались до участия (попробуй, откажи), то задвигались в очень дальние уголки выставочных залов.
Эстонское изобразительное искусство в 70-80-е было очень актуальным и современным, и заметным не то что в СССР, но за его пределами. Оно не было провинциальным даже в мировом контексте. Понятно, что для нас Эстония была продвинутым Западом, но таковым она являлась и на самом Западе, и именно, в это время. Увы, позже, эти позиции изменились. Причина - может быть, пропал внутренний накал противостояния, культурного противостояния внутри республики.
Эстетика этого поколения даже получила свое определение - "новый документализм", "документальный романтизм", "гиперреализм". От сентиментального, чувственного романтизма предшествующих поколений 70-ков отличали другое взаимоотношение с окружающим миром. Если художники 19-го века исследовали связь человека с диким ландшафтом, то эти "работали" уже с инженерной действительностью. Потому так часто можно в картинах увидеть блеск металла, стекла, откровенные открытые цвета, напоминающие слайды или фото. Интеллектуальность выталкивала чувственность. Художники часто старались передать в картине движение, быстротечность мгновения. Непривычному глазу это казалось холодным, расчетливым, надуманным. Главной темой в изображении стал современный город. Ели вдруг появлялась на полотнах природа, то уже мистическая, например, в никуда уходящей дверью и т.п.. У вещей появляются двойные смыслы, зашифрованность.
2. Андо Кесккюла, Северо-эстнский ландшафт, 1974 г.
1.Андо Кесккюла, 1979 г.
3. Андо Кесккюла, Таллинский морской вокзал, 1980 г.
К сожалению, в сети нашла немного ссылок на картины Андо. Буду рада, если в комментариях мне добавят ссылки на его картины.
-
Кадры из фильма. Ритмы, рефлексы, свето-тени.
Кадры из фильма. Мир предметов. Натюрморты.
Кадр из фильма. Робот-кукла.
Кадры из фильма. Мир роботов и людей.
Андо Кесккюла. Автопортрет 1970.
Справедливости ради надо сказать, что стилистика гиперреализма характерна не только у эстонским живописцам, но и русским. В Москве в этой стилистке работали А.Волков и А.Петров.
Как уже писала, о создателях фильма очень мало информации не только на русском языке, но и на эстонском. Поэтому очень благодарна Елене
polelen за перевод интервью с тыну Вирве. Откуда я, наконец, нашла подтверждения своим догадкам о художественных истоках эстетики фильма "Отель у погибшего альпиниста". А это и одно образование и у одних и тех же преподавателей в одно и то же время, схожие взгляды на выразительные средства, похожий вкус.
Вряд ли в мой блог заглянет Тыну Вирве, но если бы случилось чудо :)), то тогда возможно было бы узнать больше подробностей. А так это лишь мои личные домыслы.
Где-то мне встретилось мнение, что фильм снят в сине-черно-белых тонах эстонского флага. Совпадает, но думаю невозможно поставить такую визуальную задачу, это совпадение родилось из чего-то другого. Хотя, помню, иногда встречала в начале 80-х в стенах таллинского художественного института ректора, на котором неизменно был галстук в этих цветах:))
И еще несколько фото с интерьерами. По мне, так совершенно не утратившими нерв, вкус и современность. Хотелось бы сделать какой-нибудь общественный интерьер в похожем направлении.