Японское искусство аранжировки цветов - это не просто аранжировка всего лишь цветов. Это даже могут быть и не цветы. Скажем распространенная икэбана из трех яблок. Чаще всего дарят такую
икэбана молодоженом и символизирует оная «вечное согласие». Как понять что есть что в символике икэбана? Для этого надо знать много слоев символизма в метафизике японского мировоззрения. Возьмем те же три яблока. Во-первых это триада небо-человек-земля. И тут важно какой стороной к зрителю повернута икэбана - острием - одним яблоком или основой - двумя яблоками. Важно и блюдо на котором расположена икэбана - форма круг или квадрат (треугольник в круге и треугольник в квадрате имеют разные метафизические символы). Цвет блюда - цвет фона - также значим. Как и цвет самих яблок. Цвета сами по себе символичны, но и их значения в связи с
пятью стихиями. Форма и величина яблок (особенно если они не одинаковы) также несут смысловую нагрузку. Три яблока - три янские черты триграммы Цянь, что само по себе в
И-Цзин имеет значение. Вообще любая икэбана рассматривается как триграмма и/или гексаграмма. Иньская и янская черта здесь берется из цветов, составляющих икэбана: ян - прямая, высокая, толстая ветка; инь - кривая, низкая/короткая, тонкая ветка. Ну как то так. Еще и цвет цветка может быть потрактован как инь-ян. Здесь же и отражение в икэбана мужского и женского. В Японии определенные цветы и растения соотносятся с женским началом, другие с мужским. И это также можно трактовать для составления три/гексаграммы, так и символической подачи какой пол у данной икэбана.
Важна и чисто символическая составляющая. В японской культуре определенные растения жестко связаны смыслом с определенными вещами: пора года, действие, событие и т.п. К примеру - слива - это долголетие, а
хризантема - сентябрь и чувство долга. А бамбук - символ идеальной личности. Бамбук особо используется в икэбана. И как сосуд для икэбана, так и составляющая букета. И как срезан стебель бамбука - также имеет глубокий смысл. Например, срезанный под острым углом - это означает решительность в мужчине. Важна также семантика, т.е. как звучат на японском (для не японцев - на языке составителя икэбана) те или иные составляющие икэбана. Не должно быть звучаний, наводящих на ассоциации с нехорошим. Скажем в икэбана на свадьбу не должно быть ничего, что звучит как «сару» - ибо это напоминает о сару - разлука, расставание. И наоборот, если есть что-то звучащее как «фуку», то оно созвучно с иероглифом фуку - счастье, удача. И не только созвучие важно, но и сами иероглифы. Ведь одни иероглифы могут навести на мысль на другие, чем то похожие (некоторые сложные иероглифы имеют в себе в составе несколько попроще). И пусть наводят на мысль о хорошем и по смыслу данной икэбана.
И это я только в общих чертах описал мир символизма икэбана. Конечно, чтоб все это понимать и осознавать, надо знать все эти и символические вещи. Но и даже тогда не надо по-западному изучать/понимать конкретную икэбана. Не западной медитацией-размышлением, дедуктивно дробя и анализируя все составляющие а потом пытаясь индуктивно привести к чему то целому. Скорее всего что-то получится, но не целостное, ущербное. Тут нужна восточная медитация - полное безмыслие и восприятие икэбана как микрокосма в целости. Где-то там внутри в вашем подсознании все знания по японскому символизму (триада, форма, цвет, И-Цзин, инь-ян, мэ и жо, звуки и иероглифы, знаки и приметы) проявятся, соотнесутся и дадут на гора внесловесный ответ-восприятие этой икэбана.
Написана под влиянием впечатления от статьи В. Пронникова "Берет японец ветку вишни..."...