Практическое Путешествующее-Дорожно-транспортное РЕБЕНКОВЕДЕНИЕ

Jul 05, 2013 13:31

Продолжаю перепост из Фейсбука Светланы Ройз. На этот раз автор дает советы, как помочь чувствительным детям в дороге и путешествии.

Прямая ссылка - тут

Практическое Путешествующее-Дорожно-транспортное РЕБЕНКОВЕДЕНИЕ

Памятка- инструкция для родителей и других взрослых по перевозке особо-ценных человеков :-)

Эта глава вынашивалась во время долгого "выдерживания" в залах ожиданий разных аэропортов и вокзалов. Чтобы не вмешиваться в "частные жизни" семейств с детьми - мучила мое терпеливое семейство рассказами о том, к можно было бы избежать шлепков, криков, плача, ссор и грусти во взрослых глазах и ребенковых глазках.

Итак, любой выход "за дверь" приравнивается к рождению. Это опыт долгожданный, но требующий ресурса и подготовки. Любая самая подготовленная поездка с детьми - строится на эмоциональном, энергетическом, (конечно, финансовом :-) ресурсе родителей. Важно, чтобы он был. :-) и важно подкрепить слабые места. Напоминалки для родителей:

"Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал.

- Жалко, что мы не захватили пианино, - говорит Фаина Георгиевна.

- Неостроумно, - замечает кто-то из сопровождавших.

- Действительно неостроумно, - вздыхает Раневская. - Дело в том, что на пианино я оставила все билеты. "

А. Договоренность взрослых об ответственности и обязанностях во время поездки. Важно, чтобы взрослые решили, кто в поездке Главный. Назначили всей семьей этого человека Главнокомандующим и подчинялись его руководству. Если уже назначен Главный, второй родитель всеми силами не должен посягать на его авторитет - все шероховатости обсуждаются без детей или шепотом. Ребенку важно, чтобы авторитет был незыблемым - это дает ему ощущение устойчивости и безопасности.

Секретики - больше иррациональные, но работающие: (Веды)

Чем длиннее у мамы юбка, тем в большей безопасности себя чувствует ее ребенок.

Ребенок слушает маму настолько, насколько для мамы авторитетен муж.

Б. Знание маршрута. И знание последовательности действий. Чем выше уровень тревоги у родителей (соответственно, и у детей) - тем больше необходимо информации и инструкций. Для всех. Чем спокойнее родитель - тем легче ребенок справляется с нагрузкой. Многим взрослым помогает составление планов и списков. К этому занятию можно привлекать детей. Так ребенок чувствует свой взрослый вклад в общее дело.

В. На этапе складывания чемодана, важно позаботиться о том, чтобы сверху были вещи, на которые ребенка любого возраста можно было бы посадить при затянувшемся ожидании. Ребенку безопаснее и спокойнее, если под попой или на его тельце - что- то домашне- родное.

Г. В карман ребенку - деткам важно (для собственного и детского) спокойствия вложить бумажку с именами и телефонами родителей . Важно поиграть в игру - Потеряшка - потерялась игрушка, что она будет делать? С ребенком важно именно "проиграть" последовательность действий. В момент стресса доступ к логической информации может быть недоступен - то, что запомнилось в игре, останется на поверхности. Какие знания нужно закрепить у ребенка - с чужими людьми никуда не идем. мы тебя очень любим и мама- папа всегда ищут- находят ребенка. Ребенок ждет на том месте, где его оставили (или договариваемся о месте встречи). Ребенок обращается к человеку в форме - говорит - я потерялся, показывает бумажку с телефоном родителей....

Д. У взрослых есть представление о том, что ребенок может делать сам, в чем ему нужна помощь, а что пока мы делаем за него. Часто эти представления совершенно расходятся с тем, что живет внутри ребенка. В поездках и других не ординарных ситуациях все "расхождения" могут превращаться в конфликты.

- Перед поездкой можно нарисовать (вместе с ребенком) табличку.

Первый столбик - что я в дороге делаю с родителями (иду, стою, собираю вещи)

Второй - что я могу делать сам (нести свою игрушку,пить воду...)

Третий - что я пока делаю с родителями, но скоро буду делать сам (так мы помогаем ребенку расширять свои возможности - в психологии это называется - зона ближайшего развития).

Е. если у нашего ребенка был в рождении безводный период, асфиксия, гипоксия, родовые травмы, если вам знаком диагноз ММД или СДВГ - оденьте ребенка так, чтобы легко можно было расстегнуть или снять те части одежды, которые давят- перекрывают горлышко и грудную клетку. Не завязывайте шарфы и одевайте свободные шапочки. Такие детки (любого возраста) могут начинать сильно беспокоиться, суетиться, тревожится, капризничать в любом душном помещении. С ними можно- нужно "играть" в любые дыхательные игры - дышать как ежики- собачки, выдувать мыльные пузыри, делать большооой вдох и медленный выдох.

"Профилактика Мауглизма"

Или

Ребенковедческие дорожные и не только секретики:

Питон Каа наелся, лежит спокойно под деревом, а рядом пристроился Маугли:

- Каа, Каа!!! КАААА!!! Видишь вон ту ветку?

- Вижу...

- А Балу ее достанет???

- Нет...

- А я????

- А ты достанешь...

- Каа, Каа!!! Видишь вон тот кокос???

- Вижу...

- А Багира его достанет????

- Нет...

- А я???

- А ты достанешь...

- Кааа, оооо, Кааа, смотри! Смотри! Видишь вон ту обезьянку???

- Вижу...

- Ты ее сможешь достать???

- Нет...

- А я???

- Маугли, ты кого угодно достанешь!!!

- многие чувствительные детки любого возраста (такие детки, когда рисуют, как правило рисуют только силуэты, контуры, серединку рисунка оставляя не заполненной) в контакте с большим количеством людей (знакомых или не знакомых) "переполняются" эмоциями, впечатлениями, энергиями. Теряют ощущение своих границ. Они могут становится вялыми, гиперактивными, жаловаться на головную боль, капризничать, тревожиться, проситься на руки, "вжиматься" в тело взрослых. Это НЕ КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СОСТОЯНИЯ и действия, поэтому взрослым важно стараться сохранять спокойствия и:

- если есть возможность, взять ребенка на руки или обнять (обнимая ребенка, мы обозначаем границы его тела, "создаем" матку)

- положить руку на "место поддержки" - в районе лопаток.

- умыть ребенка, предложить ему расчесаться, поиграть в игру - прохлопывая тело, как коврик (так ребенок входит в контакт с телом)

- дать воды из бутылки- поилки

- любое рисование в центре заданного поля (типа мандалы), любая игра, в которой есть ощущение контроля, игра, в которой можно создавать формы - лепить (хоть из хлебного мякиша), строить лего - поможет вернуть "форму"

- можно ребенка научить практике - каждый раз, когда мы кладем себе правую руку на левое плечико (как будто обнимая себя рукой) - наше подсознание дает сигнал - я в безопасности. Это как рука друга или крыло ангела- хранителя на плече. Эта простая практика помогает вернуть ощущение собственных границ.

- любые пальчиковые, наручные игрушки, игрушки, в которых есть метафора дома - домики, яички, скорлупки, лодочки, гнезда - возвращают состояние безопасности.

- иногда и взрослые говорят - "я теряюсь в незнакомой ситуации". Чтобы быстро "найтись" - вернуть себе ощущение " Я" - можно постучать по грудной клетке, тому месту, в которое детки тычут пальчиком, говоря о себе - Я.

- чудесно, если в дороге есть игрушка - типа кенгуру (мама и малыш). Большая игрушка и такая же маленькая. Две машинки, вкладывающиеся одна в другую. Или, например, мышка и ее домик- сыр. Играя одновременно этими двумя игрушками, ребенок проживает роль малыша и взрослого. Он в роли "взрослой игрушки" сам дает поддержку и заботу себе - "малышу".

- когда ребенок испытывает стресс, он часто теряет контакт с рациональными знаниями и информацией. Родителям кажется, что он "тормозит" намеренно. Ребенок действительно забывает последовательность действий. Нам важно постараться замедлиться и еще раз проговорить, что нужно делать. Только после выполнения одного действия, говорим о другом.

- ребенок до 7 лет не осознает целиком последствий своих действий. Ему бесполезно говорить - "нужно было думать!" "Думать" - как мы это себе представляем - он будет после 10лет.

- когда нам нужно привлечь внимание ребенка, когда важно, чтобы он "включился", когда видим, что он волнуется, когда хочется дать подзатыльник или крикнуть - нужно - положить руку на "место поддержки" - место на спине между лопаточек.

- когда нам важно остановить ребенка, правильнее сказать - ясно и коротко - замри, стоп! Чем "остолоп, сколько тебе твердить, не лезь куда попало!"

- в дороге взрослые сконцентрированы на конкретной задаче, дети остаются в чувственно- эмоциональном канале восприятия. Чувствительным деткам может казаться, что родители на них сердятся, когда говорят глаголами или "сконцентрированно". Они могут больше привлекать к себе внимания, капризничать, "испытывать терпение". Родителям важно сказать - "я сейчас капитан корабля. Я сейчас стараюсь экономить силы и время на слова. и если тебе покажется, что я говорю строго- я совсем не сержусь. Посто выполняю капитанскую работу. Мы можем по- капитански дать ребенку ВАЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ (наблюдать за табло отправлением рейсов или поездов). Любая добровольная ответственность - это вклад в общее дело - придает ребенку сил и ощущение весомости.

- детки до 7 лет не умеют больше 2-3 минут удерживаться в одной позе. Это норма :-) если их природную физическую активность подавить, она перерастет в активность эмоциональную (каприз, истерику) или соматическую ( болезнь). Давайте этой активности дадим направление:

Похлопаем в ладоши, по бодаемся кулачками или ладошами, или головами, поиграем в игру - Что я вижу (каждый по очереди называет, что видит), ищем предметы на заданную букву, играем в "лилипуты- великаны" - ("сколько шагов до дяди с чемоданом?"). Ищем цвет - называем предметы определенного цвета (секрет- если нам нужно развеселить- придать активности ребенку - ищем красный цвет, если успокоить - зеленый или желтый).- задаем их активности цель - попрыгать на одной ноге до Той тети в красной шапке, принести шпионские сведения о соседях по очереди и проч...

- у детей нет вмонтированного понятия времени. Они ощущают его. Но одна минута ожидания для них - длится как несколько часов. Поэтому они часто задают один и тот же вопрос - каждые несколько секунд. " еще долго? А теперь? А теперь еще долго? ". Чтобы не сойти с ума, взрослый может - назначить ребенка главным по слежению за цифрами в часах (на табло).

- тревожных деток часто сопровождают сложности с поджелудочной железой. На соматическом уровне - это повышение ацетона, тошнота, рвота, непереносимость определенных продуктов. На поведенческом - суетливость, нескоординированность действий, расфокусировка. На эмоциональном - к тревожности - еще и гиперчувствительность. Такие детки очень реагируют на любые изменения во внешнем пространстве. Внешний стресс провоцирует состояние интоксикации. На физическом уровне можно сразу заметить повышение сухости кожи.

- они как правило не могут стоять на одном месте, бегают- прыгают, что- то вертят в руках.

- либо пытаются на что- то - кого- то опереться.

- часто хотят пить

Что мы можем делать:

- тревога компенсируется информацией. Все, что можем комментировать - комментируем

- даем им в руки что- то, что безопасно можно крутить, мять, давить

- Держим под рукой бутылку с водой- поилку

- про таких деток говорят - ему не хватает заземления - чем больше такой человечек будет топать, чувствовать опору ножек - тем устойчивее во многих смыслах он будет. Можно усадить малыша и сделать ему массаж ножек, можно усадить так, чтобы ножки опирались о чемодан, можно более старшему детке дать в руки камушек или четки. Цветотерапевтический рецепт - для стабилизации поджелудочной железы используем желтый цвет - шарфика, платочка и проч.

- Детки очень внимательны к состоянию взрослых. Если взрослый теряет контроль и авторитетность, ребенок начнет перетягивать внимание на себя.

Взрослый, в отличие от детки, обладает опытом, силой, навыками, которые помогут ему справиться с любой ситуацией. И обязательно справится! :-)

Добрых, легких, здоровых, открытых, спокойных дорог всем большим и маленьким путешественникам.

Светлана Ройз, детский-семейный психолог, www.royz.kiev.ua, автор книг "Волшебная палочка для родителей", "Где живет Ангел". мама, попутчик, путешественник :-)

дети, чувстительность-что это?

Previous post Next post
Up