Телевидение как наркотик - о серьезном с юмором

Mar 13, 2014 11:14

image Click to view



Корреспондент: Вы психиатр и нарколог?

А.Г.: Как видите.

Корреспондент: Тогда мы по адресу. Сегодня мы говорим про телезависимость.

А.Г.: Я вообще считаю, что никаких других зависимостей в принципе не бывает. Есть только зависимость от телевидения. Все остальные зависимости: химические, алкоголизм, наркотики, есть результат тотальной зависимости народа от телевидения. Конечно, в своем таком клиническом виде мне не встречалась, но она существует, если говорить о клинике, всегда не сама по себе. Она существует на фоне разных всяких проблем, в основном детских, с нервной системой.

Как вы помните, когда был пожар на Останкинской башне, то число вызовов скорой увеличилось как никогда. Я сейчас не помню статистику, но практически в два раза увеличилась.
Вообще люди, которые привыкли потреблять умственную жвачку с телевидения, они чувствуют себя очень плохо, как без близкого друга или как без иконы на стене… Пожар на Останкинской башне по эффекту был равен, наверное, революции, когда приходили люди какие-то непонятные в дома крестьянские и срывали иконы из красных углов.

Мы ведь давным-давно перестали думать о том, кто мы. На прямой вопрос: кто Вы такой? Вы ответите: журналист, муж, продюсер,… и все это будет зависимостью… от работы, от статуса, от жены. Кем Вы будете, если у Вас больше не будет этой жены и Вас выгонят с этой работы?
У Честертона есть такая замечательная сцена о том, как человек, которого выгнали из банка идет по Лондону. Все, жизнь кончена. И он снимает пиджак, отдает нищему. Потом видит нищего без руки, отдает ему руку, кому-то ногу, кому-то голову. Наконец он приходит на берег и там садится и думает: “Господи, как хороша жизнь”,… когда у него ничего этого не остается больше,… ни рук, ни ног, ни головы, ни тела…

Корреспондент: А что же там?… душа там осталась?..

А.Г.: Да, да,… она, она, родимая,… о которой мы, между прочим, начинаем забывать, благодаря усилиям телевидения.

Зависимость - это обусловленность взгляда человека на себя от каких-то внешних атрибутов. Принципиально внешних, обратите внимание, по отношению к его душе. Определяет ли мою жизненную катастрофу, если я теряю руку? Да. Если я работаю руками. Значит я зависим.
Чем дальше в лес, т.е. в цивилизацию, тем с большим числом зависимостей мы сталкиваемся. Это способ человеческого самоопределения. А вот его-то, моду самоопределения, и диктует телевидение.
Для того чтобы я был счастлив, я должен иметь Машу, хорошую работу, хорошую в смысле с высокой зарплатой. Моя личность зависит от того, что я имею. Еще Эрих Фромм в середине 20-го века описал в своей знаменитой книге то, что Вы имеете в виду под зависимостью.

Идет реклама по телевидению и по вашему каналу в том числе… Летит космический корабль, в космическом корабле летят спасатели, космические. В другом космическом корабле погибает принцесса. Она давит кнопки, передает по всем средствам связи: спасите, спасите. Спасатели не летят ей на помощь. Почему? Они не слышат ее сигналов. Почему?..

Корреспондент: … вакуум…

А.Г.: Нет, не вакуум, нет. Они заняты, они пьют лимонад. А могут ли спасатели, которые пьют лимонад,… космический лимонад, продающийся в любом киоске, при этом лишиться своей основной деятельности и не слышать голосов космической красавицы? Могут. Если только вместо лимонада им налили раствор какого-нибудь наркотика. Правда. Только тогда это возможно.
Таким образом, пусть в шутку реклама рекламирует не лимонад, а бездействие, наркотик. Если это смотрит взрослый, он смеется. Если смотрит ребенок, он мотает себе на ус, что оказывается можно купить лимонад и это будет достаточным счастьем и ну ее на хрен эту космическую красавицу.
Телевидение вносит некую модель мечты и модель представления о самом себе.
Худенький дохленький француз делает прыжок и прыгает в суперавтомобиль, французский естественно. Приезжает на этом суперавтомобиле на соревнование борцов сумо, хватает одного из борцов сумо, размозжает его по ковру. Что дал ему автомобиль? Силу, силу. Ну, я могу сказать, что судя по явному преувеличению возможностей француза, скорее всего где-то там внутри автомобиля хранился, например, кокаин. Тогда это может быть возможным, что ему такое привиделось вообще…

Для того, чтобы использовать какую-то модель поведения, например наркотическую модель, молодой человек ее должен где-то взять. Ее взять можно только в телевидении. Т.к. книжек он не читает. Значит от чего идут все зависимости?..

Корреспондент: … от телевизора…

А.Г.: … от моделей и форматов, которые дает телевидение.

Корреспондент: Вот у меня как раз в продолжение Вашего тезиса есть следующие картинки: кокаин, ЛСД, героин и телевидение.

А.Г.: Спасибо. Об этом я уже написал по книжке (снимки наркотиков), а вот об этом обещаю Вам написать.

Корреспондент: Очень здорово.

А.Г.: Это гениальная мысль. Правда?

Корреспондент: Давайте попробуем прямо сейчас расположить иерархию бед, т.е. телевидение у нас над всем этим стоит. Правильно?

А.Г.: Иерархию бед? Вне всякого сомнения, они будут выглядеть сегодня вот так.

Корреспондент: Телевидение, героин, кокаин, ЛСД.

А.Г.: Да. Знаете почему?

Корреспондент: Почему?

А.Г.: Вот я попробую Вам объяснить. И это на самом деле очень важно для понимания, потому что этого люди не понимают.
Вообще, зачем человек покупает наркотики? Что это такое. Ну например, старшее поколение сильно пьет и пило. Скажите мне, пожалуйста, что новое-то вдруг изменило вере отцов и перестало использовать алкоголь?
Ну понятно. Существует некий протест. Правда.

Вот что я Вам хочу сказать по этим картинкам. Каждое из этих веществ моделирует отдельную человеческую потребность. Из них можно вообще построить пирамиду, даже если убрать сверху телевизор. Знаете, почему героин наверху?

Корреспондент: Почему?

А.Г.: Потому что героин - это прямой заменитель секса. Так называемый героиновый приход - это чистая модель такого, как сказал бы Фрейд, инфантильного оргазма. И поэтому, когда человек пользуется героином,… ну с девочкой, понимаете с девочкой… Во-первых, денег на нее каких-то немереных тратишь, непонятно зачем. Во-вторых, ну ее хотя бы на трамвае надо прокатить. Некоторые еще с большими претензиями есть девочки. С ума сойти можно. А тут конкретная цена, а эффект тот же,… почти…
Корреспондент: Т.е. люди покупают оргазм.

А.Г.: Оргазм… А так как оргазм - это главное, что рекламируется… главная модель телевизионного формата, то следует все очень просто. Эта штука внушает, что идеалом жизни является оргазм. Причем оргазм, достигнутый как можно быстрее и без усилий, поскольку формат… сколько там идет рекламный ролик?.. ну 15-20 секунд. И все. А ну поди с этой девчонкой оргазм получи за 15-20 секунд, даже за минуту не получишь… А тут пожалуйста, нет никаких проблем.

Здесь у Вас нет листочка с марихуаной, потому что дальше бы я разместил ее, потому что покупка марихуаны - это покупка удовольствия общения.
Вот здесь, вот в этой точке пропагандируются чисто внешние ценности. Ну например, я ценен потому, как я одет. Не обязательно по моде,… по прикиду, по дизайну,… как угодно. Этим определяется моя ценность в тусовке. Теперь вот представьте себе. Собирается некоторое количество молодых людей, одетых ну например…
Корреспондент: Так называемые тинэйджеры.

А.Г.: Нет, совершенно не обязательно тинэйджеры. Это сейчас такое знаете понятие растянувшееся. Сейчас тинэйджером можно быть до сорока. Сидеть на шее у мамы, смотреть телевизор. Потом умный доктор скажет: это зависимость от телевизора, на тебе таблеточку. Он станет еще зависимым от этих таблеточек. Поскольку думать-то они не учат, таблеточки.

Корреспондент: Вернемся к марихуане. Заменяет общение.

А.Г.: Почему? Потому что, когда человек ориентирован на принцип: иметь…
Вы представьте себе, молодые люди объединяются потому что они одеты ну как эмо, скажем, или как готы, кому что больше нравится. Они собираются в тусовку. И поговорить-то не о чем, потому что кроме внешнего вида нет никаких содержаний, абсолютно. Ведь в этом нет идеологии, как бы там… не знаю,… главных поэтов, которых надо обсуждать, то что обсуждали, кстати говоря, хиппи. Чисто внешний вид, в который вложен телевизор. Нужно как-то время провести, мы же собрались. Удовольствие от общения даст коллективный наркотик, который называется марихуаной. Он будет использован вместо разговора. Как наши старшие предки используют до сих пор водку вместо разговора.

Я бы сказал, чем дальше, тем сложнее. Человек нуждается в новизне. Эту новизну дает на самом деле человеку творчество, прорывы к бесконечности некой, которая есть в себе и которая позволяет создавать что-то новое. Их подменяет кокаин. Не надо творить.

Конечно у человека есть потребность в метафизике, в религии, в объяснение мира и проникновение в иные реальности. Ему очень хочется сбежать из матрицы. Теперь образ общераспространенный. Эту потребность вместо собственного духовного поиска могут заменить галлюциногены.
Может хватит с Вас на сегодня?
Корреспондент: Да нет. Интересно. Вы знаете, я не думал, что телевидение настолько…

А.Г.: Поскольку вот этот самый молодой человек, не читающий книг, не медитирующий над текстом и не способный задумываться о своем бытие, о сущности своей, что он будет делать, когда он останется без одежды, автомобиля и должности и что он из себя будет представлять?
Вот этот молодой человек не понимает, что он хочет. Причем это можно показать на удивление в довольно простых всяких разных разговорах. И так как он не понимает, что он хочет, то ему нужно откуда-то взять информацию о том, что хотеть или как хотеть. Откуда он ее берет? Из ящика. Совершенно точно.
Корреспондент: Какие Вы можете посоветовать способы, как бросить смотреть? Как перестать смотреть телевизор?

А.Г.: Вы меня спрашиваете примерно так: скажите Доктор, какое есть лекарство от культуры?
Надо перестать бояться себя. Вот телевизор, если задумываются ваши зрители об этом, всегда страх себя. Почему, когда сгорела останкинская башня был такой кошмар? Потому что человек боится оставаться наедине с самим собой.
Телевидение - это очень широкое и разное понятие. Для того, чтобы отказаться от навязанных им стереотипов нужно учиться обретать себя. А как этому учиться?
Ну Вы знаете это можно делать очень просто. Ну, например, дать себе слово каждый день 10 минут слушать музыку, и не рок, а в общем классическую.
Вот ведь если вдруг возьмет телеканал НТВ и будет ставить пусть даже клипы на очень красивую классическую музыку. Он изменит сам себе, что-то нарушится. Почему? Потому что нарушится принцип манипулирования.
Есть специальный род музыки - минимализм. Современный минимализм - это совершенно потрясающая музыка для меня… ну там все, что делает фирма ICN. Я не про обязательно классическую музыку, я про музыку, которая позволяет оставаться наедине с собой.
Дайте себе слово ежедневно 10 минут читать серьезные книги. Можно афоризмы, можно философию, можно Толстого.

Корреспондент: … кроссворды.

А.Г.: Но вот не кроссворды. Поскольку там телевизионная модель. Если я слово-то знаю, то я в общей линии практически, мне больше ничего не надо.
Как только человек начинает что-то делать, что можно делать только наедине с собой, как только он понимает, что у него внутри что-то скрывается, скрывается какая-то истина и какая-то красота, все эти навязанные эффекты начинают постепенно уходить.
Это можно выражать, конечно, и в каких-то психологических практиках, но мы никак с Вами не поместимся в разговоре.

Корреспондент: Абсолютно. Я понял, что это тема такая основательная.

А.Г.: Нас не очень учат тому, что нужно человеческой душе. В нашей психологии и психиатрии такое понятие вообще отсутствует, поэтому вы первые.

Есть такие русские метафизики, поздние, 60-х начала 70-х годов, Борис Муравьев и Павел Успенский. Они все время сравнивали человеческую душу с тиглем с металлическими опилками. Опилки - это идеи,… мысли, идеи, концепции мира, дискурсы, как хотите это называйте,… опилки.
Вот если внутри некоторой центральной оси, на которую ориентированны эти опилки, нету,… а ось эта создается только духовной работой, давайте скажем так, включая сюда учебу, знания, в общем некую систематичность,… они просто болтаются в этом тигле, то любое внешнее влияние,... подносим магнит, опилки по-своему ориентируются. Встряхиваем, они там опять по-другому ложатся. Соответственно я бы сказал, что это люди с разбросанными опилками и любое внешнее влияние может создавать абсолютно непредсказуемую линию поведения.
Мальчишки на каких-то невероятных скоростях поездов прыгают на крышу и пытаются уцепиться и гибнут. Очевидно, невозможно. Почему пытаются? Ну потому, что грань реальности потеряна. Они насмотрелись или наигрались в виртуальные игры, где есть запасная жизнь и так до бесконечности.
Есть возраст, он очень четкий, он где-то между 7-ю годами и 11-12-ю, когда информация воспринимается чувственно, т.е. тот возраст, в котором ребенку еще можно сказать, а уж тем более показать, и он придет к выводу, что это так и есть. Т.е. не он на опыте получит информацию, а ему это скажет учитель. Он будет эту информацию воспринимать чувственно, как будто он пережил в реальности. Это тот возраст, в котором, кстати говоря, профилактика, например, всего чего угодно, всего эффективнее. Но это тот возраст, в котором эффективнее всего определить систему предпочтения ребенка телевизором.

Я боюсь, что создатели сегодняшнего телевидения подвержены ранним западным мифам о создании телевидения, о том чего хочет зритель. Понимаете в чем проблема? Потому что легче всего понять, что хочет зритель, например, просто составив анкету, которая тоже состоит из одной реальности. Поскольку в действительности, например, сегодня… Вы очень удивитесь, но очень разные люди говорят в этом кабинете,… целый ряд вполне таких продвинутых бизнесменов, которые отнюдь не интеллектуальные лидеры, вдруг неожиданно мне сказали: Александр Геннадиевич, да я только канал Культуру теперь включаю, больше ничего.
Почему миф? Потому что люди просто не хотят… они так видят коммерцию, они считают, что всего остального не продашь. Это неправда. Это неправда. Ну у меня же есть небольшой собственный опыт в этом деле. Это неправда. Люди много чего хотят, все зависит от того: телевидение хочет только продавать или оно хочет еще и воспитывать.

Это то, что я обычно показываю больным, когда пытаюсь объяснить что же такое наркотик или откуда что берется. Дело в том, что вот когда человек не осознает порыв духа… это же Пегас, это творческий порыв,… который, если его не осознавать и не научиться чувствовать, прорастает драконьей пастью вместо головы лошади. И это один из законов бытия, с которым мы сталкиваемся. Мы просто,… понимаете, у людей могут быть устремления поэтические, устремления Пегаса к горе Парнасу. А в итоге они почему-то заканчиваются драконьей мордой…

интервью, юмор, общество, зависимость, наркотики

Previous post Next post
Up