Белозерские храмы. Церковь Ильи Пророка.

Dec 17, 2008 15:18

После некоторого перерыва продолжаю серию постов о Белозерске - "Городе уютной старины", так его назвал Никита Кривцов, и его округе.
До этого было http://seredina77.livejournal.com/15599.html

Недалеко от западной окраины города стоят два храма: Ильинская деревянная церковь и соседний Покровский храм, вернее то, что от него осталось.


Но сейчас речь именно об Ильинском храме - единственной деревянной церкви, сохранившейся до наших дней в исторических городах вологодского Севера.

В конце XVII века здесь была окраина города, от которой начинался, ведший в Новгородские земли тракт, проходивший мимо монастырей, таких как Кирилло-Новоезерский, Данило-Шужгорский, Геннадиева пустынь. По этому же тракту можно было добраться к устью реки Шолы к месту первого Белозерска, далее к Онежскому озеру, Пудожу, Повенцу, на Водлозеро и далее…
Ныне эта дорога представляет собой грейдер, ведущий к деревням Маэкса и Куность, а также к лесозаготовительному предприятию в посёлке Нижняя Мондома. Если бы не лесозаготовки, то эта дорога, наверное, давно бы заросла до обычной колеи.


И похожий ракурс, снятый С.М.Прокудиным-Горским. К сожалению, сейчас место, с которого вел съёмку Прокудин-Горский занято часными владениями.


И так, в XVII веке у западной заставы города были два храма. Строительство Ильинской церкви датируется 1690-1696 годами. И.Н.Шургин провёл некоторые исследования и поиски даты строительства этого храма, он пишет: «Разноречивы мнения и о его датировке. В изданиях XIX - начала XX веков годом постройки называется 1696 (ссылка на Памятную книжку Новгородской губернии за 1916 г. Новгород, 1916. С. 235.). В 1940-е появляется более ранняя дата - 1690 год (Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942, с. 170.). В работах последнего десятилетия можно встретить как раннюю (Добровольская Э. Д. (автор-составитель). Памятники народного деревянного зодчества России в творчестве Бориса Гнедовского. М., 2000, с. 46.), так и сравнительно позднюю датировку (Рыбаков Александр. Вологодская икона. М., 1995, с. 32.), но без каких-либо ссылок на соответствующий исторический источник…. Никаких письменных источников конца XVII века, сообщающих о сооружении Ильинской церкви, пока не найдено - вероятно, они не сохранились. Но в XIX веке в самом храме еще находилась благословенная грамота на его постройку. Сведения об этом содержит документ середины столетия, в нем же фрагментарно пересказывается и содержание благословенной грамоты. Документ озаглавлен «Историко-статистическое описание церквей... Покрова Божией Матери и ... Святаго Славнаго пророка Божия Илии, находящихся в Городе Белозерске», составленное священником Покровской церкви Андреем Светловым. «Построена оная (Ильинская - И. Ш.) церковь в 1696 году при государе Петре I Алексеевиче, с благословения преосвященного Гавриила Архиепископа Вологодского и Белозерского, на месте пребывшей (прежде бывшей - И. Ш.) во имя Покрова Божией Матери, от многолетия обветшавшей, построена иждивением прихожан...» (НГОМЗ, ф. 14, оп. 1, д. 35 (КП 25986/10548). Описание церквей Покровской и Ильинской в городе Белозерске [сер. 1850-х - начало 1860-х годов]. Л. 4. По свидетельству священника Андрея Светлова, благословенная грамота хранилась в самой Ильинской церкви.).» Сопоставляя эти сведения, получается, что нынешний Ильинский храм был построен именно в 1696 году.
Шургин достаточно подробно исследует и предысторию нынешнего храма, прослеживая её по «Дозорной книге» 1617/1618 годов и «Писцовой книге» 1676 года, составлявшихся в XVII по указу из Москвы. И эти исследования говорят о том, что Ильинская церковь строилась на месте более древнего храма.


Автор фото dinaza

Храм, по словам музейных работников, подтверждаемые и И.Н.Шургиным, был всегда холодным храмом и службы в нём проводились только в летнее время. Зимой службы шли в Покровском храме. По их же словам, бревенчатые стены церкви никогда не были проконопачены, якобы для лучшей вентиляции деревянных конструкций - чтоб меньше гнили, это обстоятельство лишний раз указывает на исключительно летнее использование храма.


Ильинская церковь принадлежит к ярусному типу, одному из основных и традиционных типов деревянных церквей. В его композиции применены совершенно обычные и самые распространённые решения - четверики, восьмерик, барабан и луковичная глава. Все эти элементы, если рассматривать по отдельности, обычны и, даже, банальны. Но, как отмечал К.И.Козлов в своей книге «Белозерск. Описание города, его храмов и достопамятностей», удивительно гармоничное соотношение размеров и пропорций этих традиционных элементов придаёт храму своеобразность и незаурядность. Мастера-древоделы при строительстве храма очень умело и органично для улучшения декоративного облика использовали сами конструктивные элементы здания. Невозможно не согласиться с К.И.Козловым, писавшем в своей книге так: «Очень оживляет силуэт храма «повал» - расширение сруба основного четверика вверху, под кровлей. Приём тоже традиционный, более того - утилитарный (повал служит для отвода стока воды от стен сруба), но как он здесь к месту, как необходим в общем силуэте здания! Попробуйте представить себе всё то же, но без повала - …»


Автор фото dinaza

Почти тотже ракурс, что и снял С.М.Прокудин-Горский.


К XX веку храм претерпел изменения и искажения. Его обшивали тёсом. Ему расширяли оконные проёмы, видимо, в дань моде в стилистике храмов той поры. Глава была обшита листовым металлом, равно как и вся кровля. И.Н.Шургин так пишет об этих изменениях: «В XIX веке Ильинская церковь, как и большинство старых памятников, была снаружи обшита досками: первый ярус вертикально, второй и третий - горизонтально. Верхние окна в западной стене скрылись под обшивкой, а в южной и северной - увеличились по вертикали. Над всеми проемами поверх обшивки появились фронтончики с валютными кронштейнами. Тес на кровлях и лемех на главе постепенно сменило железо: в 1854 г. были перекрыты алтарь и трапезная (НГОМЗ. Ф. 14, оп. 1, д. 35 (КП 25986/10548). Описание церквей Покровской и Ильинской в городе Белозерске (сер. 1850-х-начало 1860-х годов). Л. 4.), а затем и весь храм (городчатый лемех оставался только на шее). Под сруб был подведен кирпичный цоколь. В интерьере трапезной не стало расписных двустворчатых дверей, закрывавших широкий проход в четверик, «которые растворялись во время богослужения и затворялись после литургии, когда совершалась трапеза» (Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. М., 1850. Ч. 2, с. 65.).»
Реставрация 70-80-х годов XX века по проекту Е.А.Черникова под научным руководством Б.В.Гнедовского позволила вернуть храму первоначальный облик. Реставрация, проведённая силами Вологодской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, не затронула основных несущих конструкций здания, их лишь стянули вертикальными брёвнами-стяжками. Но, тем не менее, храм был освобождён от тесовой обшивки, были восстановлены первоначальные волоковые окна, закрывающиеся (заволакивающиеся) дощатыми щитами изнутри, восстановили деревянные водосточные желоба на деревянных кронштейнах-консолях «курицах». По причине сильной ветхости конструкции главы, она была переделана, а её покрытие вновь стало первоначальным - лемехом.
Хорошо ли, плохо ли была проведена реставрация церкви - судить не мне, но вот с восстановленной главой приключился настоящий конфуз.
Об этом «происшествии» позволю себе привести цитату из ранее упомянутой книги К.И.Козлова, написанной в 90-х годах XX века: «… Её практически делали заново, и современные мастера, утратившие преемственность традиций, не сумели сделать её правильно - получилась главка странной, «сползшей» набок.
Это можно увидеть на фотографии Виктора Грицюка (wildrussia) из майского номера журнала "Вокруг Света" за 1995 год (http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1159/)


Но это ещё не всё, главный конфуз не в этом….
Вы, конечно, знаете, как по православному храму определить стороны света - алтарь храма, как правило, обращён на восток. Есть и исключения из этого правила: иногда, очень редко, алтарь ориентируют на юг, в сторону Святой земли - Палестины. И уж совсем редко, в исключительных случаях, алтарь обращают на север. Делают это по необходимости, когда в условиях существующей городской застройки, сложившегося монастырского ансамбля иная ориентация храма невозможна или выглядела бы несуразно.
Но повторяю - всё это редкие исключения из правил, в подавляющем большинстве случаев православные храмы обращены, в общем, на восток; в общем, потому что ориентация эта небезупречна - отклонения могут достигать 45 градусов. Но в целом по алтарю всегда можно определить примерное направление на восток. А как быть, если над зданиями, над лесом, виден лишь верх храма, его глава? Можно ли в этом случае определиться с направлениями? Можно! Если только на храме сохранился крест…. В традиционном восьмиконечном православном кресте нижняя косая перекладина всегда (без вариантов) верхним, поднятым концом указывает на север! Так вот, друзья мои, если вы по кресту Ильинской церкви решите сориентироваться, то вы рискуете уйти в сторону, диаметрально противоположную желаемой! Дело в том, что люди, занимавшиеся реставрацией в нашем случае, были, мягко говоря, слабо знакомы с композицией и символикой православного храма. И, устанавливая крест, они, ничтоже сумняшеся, перевернули его на 180 градусов!...."
На этой фотографии, взятой в качестве иллюстрации с http://midnattsol.narod.ru/1998_2001/1999.htm этот "неправильный" крест очень хорошо виден.


"(Однажды в конце 1990-х годов «неправильный» крест сильным ветром был сломан. Прошло время, и его заменили очень скромным, почти незаметным «крестиком», правда, сориентированным теперь по всем правилам, - не заблудишься. - Примеч. Константина Лобачёва).»


Интерьер храма заслуживает не меньшего внимания, чем его внешний облик. В храме имеются два резных столпа трапезной и рама-портал с замечательной росписью в духе северной народной традиции. Растительные орнаменты выполнены в традиционном стиле и цветовой гамме, как и часто встречающиеся в этом регионе предметы народного быта: предметы мебели, прялки, коромысла, предметы конской упряжи. Яркие образцы таких предметов можно увидеть в экспозициях Кирилло-Белозерского музея-заповедника, в Ферапонтово и в собраниях других музеев Вологодчины, да и не только Вологодчины.
В храме сохранилась лишь рама от иконостаса, а иконы из него (а их сохранилось больше 120) поначалу находились в фондах Белозерского музея, так как без соответствующих условий, таких как необходимые температура и влажность, хранить их в храме было невозможно.





Ныне 80 икон по причине отсутствия должных условий хранения переведены в Кирилловский музей-заповедник.
Про иконы Ильинского храма А.Рыбаков в книге «Вологодская икона» пишет: «Живопись всего ансамбля иконостаса датируется также девяностыми годами XVII века.
Иконостас Ильинской церкви относится к числу обычных для XVII столетия пятиярусных сооружений. Авторская живопись икон находилась под частичными записями и слоем сильно потемневшей олифы. При поступлении на реставрацию иконы Ильинской церкви не имели научной атрибуции. Уточнить время и место их исполнения удалось в процессе реставрационных работ: при удалении позднейших наслоений в нижней части средника иконы из местного ряда Св. Иоанн Предтеча в пустыне, в житии обнаружилась авторская подпись: «7199 го писал сей образ иконограф Михаил с братом Димитрием». По случайности одновременно в Вологодской реставрационной мастерской реставрировалась икона Сретение иконы Владимирской Богоматери, с чудесами из собрания Устюженского музея, при раскрытии на которой также выявилась авторская подпись, сообщающая, что она написана в 1690 году Белозерскими иконографами Михаилом и Димитрием. Поскольку раскрытые иконы и из других чинов иконостаса оказались стилистически единым комплексом, стало очевидно, что все они принадлежат кисти Михаила и Димитрия Белозерцев. По нормам русского делопроизводства XVII века в порядных, приходно-расходных книгах и других документах нередко мастера назывались лишь по имени и гражданской принадлежности, как правило, по месту проживания или происхождения. Эта традиция существует и в отечественном искусствознании. Поскольку отчество и родовое прозвище Михаила и Димитрия неизвестны, они именуются Белозерцами по их самоопределению в надписи на иконе Сретение иконы Богоматери Владимирской 1690 года.
Из числа раскрытых местных икон (среди них Спас на престоле, Богоматерь Страстная, Св. Илья Пророк, в житии, Св. Иоанн Богослов в молчании, в житии) особый интерес представляет упомянутая подписная икона Св. Иоанн Предтеча в пустыне, в житии, 1691 года. В среднике иконы изображен Иоанн Предтеча в рост на фоне лесистого пейзажа с речкой и облачным небом. Над ним в сиянии видна полуфигура Христа. В левой руке Предтечи дискос с жертвенным Агнцем и развернутый свиток с текстом «Се агнец вземляй грехи мира...», правой он указывает на дискос. На Иоанне длинная перепоясанная власяница. Средник обрамлен орнаментированной рамкой, имитирующей черневой узор по серебру.
В композиции сцен, в изображении пейзажа и архитектурных мотивов Михаил и Димитрий Белозерцы демонстрируют высокое мастерство и хорошее знакомство с достижениями изографов, работавших во второй половине XVII века в Ярославле, в частности, Федора Зубова. Именно в произведениях Федора Зубова «пустыня», в которой совершаются деяния Иоанна Предтечи, впервые приобретает вид лесистой всхолмленной местности, напоминающей родные мастеру северные леса. В годы начинавшихся яростных преследований старообрядцев, устремившихся ради спасения души, подобно Иоанну Предтече, в «пустыню» - в северные леса,- такая трактовка традиционного сюжета была совершенно ясной и соответствовала настроениям широких народных масс - от беднейших крестьян до богатых ярославских купцов. Очевидно, в среде белозерского купечества, на средства которого создавался храм Ильи Пророка, подобные настроения также были развиты и не могли не коснуться белозерских иконописцев. Эти активно распространявшиеся в ту пору идеи благости пустынного жития и проявились в творчестве лучших белозерских изографов, какими, по-видимому, были Михаил и Дмитрий Белозерцы.».
Вот пара фотографий икон из Ильинской церкви, находившихся в ней в самом начале ХХ века, сделанных С.М.Прокудиным-Горским.





В церкви устроено пирамидальное каркасное перекрытие, по конструкции подобное «небу» в интерьере шатровых храмов. Но в отличие от «неба» перекрытие в четверике Ильинской церкви имитирует не купол, а четырехчастный сомкнутый свод кирпичных храмов второй половины XVII века. В храме почти полностью сохранилась роспись потолка. Росписи выполнены на холстах, укреплённых на потолке. Они гораздо более поздние, чем сам храм.








Как видно из фотографий, сделанных в сентябре 2008 года, треугольные элементы неба в полном составе присутствуют на своих местах, но на официальном сайте Белозерского историко-художественного музея (http://www.belozermus.ru/ilinskii_prihod.html ) есть такая информация: «С 1995 г. в Спасо-Преображенском соборе выставляются два холста "неба". Это иконы "Апостол Петр" и "Апостол Павел" (с сюжетами казни)». И, действительно, в Спасо-Преображенском соборе в валах экспонируются два треугольных элемента неба.


Автор фото dinaza


Автор фото dinaza

Для меня факт полностью укомплектованного неба треугольными элементами в Ильинском храме и наличие двух элементов в экспозиции в Преображенском соборе - стал загадкой! Что же, всё-таки, находится на месте и что выставлено в валах?
Интересна обработка внутренних углов храма. В четверике брёвна сруба «выбраны в лаз», образуя так называемый «круглый угол».
Об уникальности Ильинской церкви можно судить ещё и по тому, что аналогов этого храма, видимо, не сохранилось. Об этом И.Н.Шургин пишет так: «Среди известных памятников аналогией Ильинскому храму может считаться только церковь Покрова Богоматери (1729 г.) в селе Турны Бологовского района Тверской области. Центральная часть этого ярусного сооружения - двусветный четверик, на котором стояли: низкий четверик, еще один четверик, выше, но значительно уже нижнего, и восьмерик, несколько меньшего объема, чем последний четверик. Переходы между ярусами крылись соответственно на четыре или на восемь скатов. Завершалась ярусная пирамида одной главой. Пятигранный алтарный прируб имел простое пятискатное покрытие. Трапезная под двускатной крышей и примыкавший к ней с запада притвор были одной ширины с церковью. Притвор служил также основанием массивному шестерику колокольни, которая завершалась ярусом звона под низким восьмискатным покрытием со шпилем и крестом. Притвор и колокольня, вероятно, были построены в конце XIX в. Тогда же все здание было горизонтально обшито досками и в нем увеличены окна. Памятник обрушился в 1967 г. (Красноречьев Л. Е., Тынтарева Л. Я. «...Как мера и красота скажут». Л., 1971, с. 65.) Целесообразно сопоставить Ильинский храм в Белозерске с Вознесенской (Тихвинской) церковью в Торжке.
(http://sobory.narod.ru/tver/torzhok/00017_torzh_voznes.htm).
Построенная в 1717 году - на два десятилетия позднее Ильинской в Белозерске и почти на десятилетие раньше Покровской в Турнах - Вознесенская (Тихвинская) церковь, в отличие от них, относится к широко распространенной разновидности храмов ярусного типа.»
Бывая в Белозерске в начале 90-х годов, я неоднократно бывал в Ильинской церкви, где в те годы располагалась часть музейной экспозиции по истории города.
Большой интерес в экспозиции для меня представляли реконструкции Белозерского кремля, исторической части города, отдельных его памятников. Эти реконструкции, макеты, проект комплексной реставрации и регенерации центральной исторической части города были выполнены М.П.Кудрявцевым и И.Г.Тимофеевой.
К сожалению, в этом году мне не удалось увидеть эти экспонаты, равно как и двух огромных кованых крестов, также находившихся в экспозиции в храме. Один из них - храмовый крест самой Ильинской церкви, венчавший храм последние века полтора. Второй крест - как указал К.Козлов в своей книге: «с Пречистенской церкви Колодинского погоста, возле деревни Садовая», той самой церкви, которую «увековечил» В.М.Шукшин в своём знаменитом фильме «Калина красная». В 1995 году этот крест, сброшенный и пролежавший в бурьяне и крапиве многие годы, был обнаружен и перевезён в Ильинскую церковь совместной экспедицией Белозерского историко-художественного музея и московского отряда «РеставросЪ» под руководством И.Г.Щукиной.
Ныне состояние храма стало аварийным, нижние венцы храма полностью сгнили и требуют полной замены.


Автор фото: Павел Белкин

Процессу гниения способствовало поднятие грунтовых вод, вызванное в свою очередь поднятием уровня Белого озера при строительстве Волго-Балта, воды святого источника, находившегося раньше в алтаре храма, а в советские годы забетонированного, да и весь достаточно сырой и заболоченный характер окружающей местности.
Но в этом году было принято решение о полной реставрации храма с его полным разбором и последующим восстановлением на прежнем месте. Видимо, даже нашлись под это дело немалые средства, что нынче большая редкость в российской провинции. Хотя, чему удивляться - радоваться надо! Тем более что и сроки реставрации определены - храм должен быть восстановлен к годовщине празднования 1150 летия Белозерска (в 2012 году).
Будем надеяться, что через 4 года мы вновь сможем увидеть Ильинский храм на своём месте и в своём исконном обличие. А также, что в храм вернуться все его иконы.

Белозерск, Любопытное, Вологодская обл., 2008 год, Динины фото, фото

Previous post Next post
Up