« -- Я бывала на Белом озере,-- сказала она, не замечая правоты и пасомой мною скотины.-- Плавала там с детьми на теплоходе.
-- А я прошел Белое озеро вдоль и поперек. Понюхал белозерского снетка.
-- И знаешь, что я там видела? Затопленную церковь... Дети бегают и радуются! Домик! Среди воды! Вот бы в таком пожить, прямо из окошка рыбу ловить! А взрослые грустно смотрят. Когда подплыли поближе, и дети перестали
кричать. Окна мрачные и пустые... Дыры, а не окна.
Это место на Белом озере, которое называется Крохино, я, конечно, знал. Затопило там деревню -- уплыли дома, а церковь осталась стоять. Странно, что ее не взорвали.» - отрывок из рассказа Юрия Коваля «Когда-то я скотину пас…».
Действительно, возвышающийся из воды храм, находящийся в паре километров от истока Шексны и разрушающийся катастрофическими темпами, волей-неволей производит на людей гнетущее впечатление долгой и мучительной смерти. Эти руины - единственное, что сейчас напоминает о том, что тут ещё сравнительно недавно было два села - Крохино и Каргулино. А если копнуть в далёкую историю почти на тысячелетие, то вспомним, что это место, куда был в своё время, относимое к Х веку, перенесён древний город Белоозеро, точнее, как писал в своей книге Константин Козлов, - Посад.
«У посада Крохино, у истока Шексны (который часто почему-то именуют устьем - даже Троицкий монастырь, бывший здесь,…, назывался Усть-Шехонским) экспедицией Л.А.Голубевой в результате раскопок нескольких сезонов выявлено большое поселение. Культурный слой датируется Х - XIV веками. Казалось бы, полное подтверждение официальной версии? (Под официальной версией подразумевается версия перебазирования на это место города целиком, а не посада отдельно от крома - Прим. Моё). Не тут-то было… Поселение есть, но это типичный посад. Ни малейших следов укреплений - крома, детинца, а ведь по русским понятиям того (да и более позднего) времени город - укреплённое, «огороженное» поселение. И, несмотря на размеры, у истока Шексны - не город, и князя здесь не было….
В конце 1980-х - начале 1990-х годов в Белозерском кремле работала археологическая экспедиция под научным руководством Е.Л.Хворостовой и С.А.Шарова. В результате этих работ выяснилось, что общепринятые даты переезда города сюда (имеется ввиду, перебазирование города на его нынешнее-современное место. Прим. Моё) - конец XIV века, и тем более сооружения крепости (1487 год), мягко говоря, слегка не точны, а вернее - очень сильно сдвинуты в позднее время. В XI веке кром (в нынешнем Белозерском кремле. Прим. Моё) был! Только меньший по площади и с более низкими валами. А вот посада не было. Следы посада в Белозерске - лишь с конца XIV века.»
О раскопках, проводимых экспедицией Л.А.Голубевой в конце 1940-х годов в Крохино можно прочитать в Сборнике по археологии Вологодской области (
http://www.booksite.ru/fulltext/arh/eol/gia/3.htm). И конечно же напомню о статье М.П.Кудрявцева в альманахе «Памятники Отечества» №30 за 1994 год «Поиски Северной Столицы» (
http://kirillov.pskovcity.ru/beloozero/1994.htm ).
Вот что про это место написано в статье Н.А. Макарова и С.Д.Захарова «Древности затопленного Белоозера» - «Редкие упоминания в летописи о Белоозере высвечивают лишь отдельные вехи его истории. Первыми его насельниками летописец называет весь - одно из финно-угорских племен. "Сказание о призвании Варягов" сообщает о вокняжении на Белоозере в 862 г. Синеуса, брата Рюрика, занявшего новгородский стол. С конца XI в. Белоозеро входило в состав Ростово-Суздальской земли, Благодаря своему удаленному географическому положению город в 1238 г. избежал монголо-татарского разгрома и послужил убежищем для ростовского епископа Кирилла. Возвращаясь из Белоозера после ухода татар, Кирилл подобрал на р. Сити обезглавленное тело великого князя Юрия Всеволодовича, погибшего в бою с татарами, и привез его для погребения в Ростов. К страшному 1238 г. относится образование самостоятельного Белозерского княжества, Белозерский стол получил Глеб - годовалый сын князя Василька Константиновича, взятого в плен на Сити, а затем казненного татарами, Глеб прибыл на Белоозеро и вступил во владение лишь в 1251 г., после достижения совершеннолетия. Белозерское княжество сохраняло независимость до начала 1380-х годов, когда после гибели на Куликовом поле белозерских князей старшей линии, оно перешло под власть московского великого князя Дмитрия Ивановича Донского, что было закреплено в его завещании 1389 г. Источники XIV в. фиксируют существование на Белоозере двух "городков" - старого и нового. Последнее упоминание о "старом городке Белозерском" относится к 1398г., когда он был захвачен и сожжен новгородским войском. Упадок "старого городка" начался, однако, значительно раньше - в конце XIII - первой половине XIV в. Очевидно, уже в XIV в. центром Белозерского княжества был "новый городок", идентифицируемый с современным городом Белозерском. Все летописные сообщения о Белоозере XV в, относятся уже к новому городу.
За скупыми летописными упоминаниями о Белоозере угадываются высокий статус его как политико-административного центра и особая роль как города на славяно-финском пограничье, тесно связанного с метрополией и в то же время защищенного благодаря своему географическому положению от многих военных и политических катаклизмов, потрясавших центр.
Белоозеро оказалось в поле зрения археологов раньше, чем многие другие древнерусские города. Летом 1860 г. Императорская Археологическая комиссия отправила "для археологических разысканий в окрестностях Белого озера" коллежского секретаря Я. М. Лазаревского и титулярного советника Ю. Б. Иверсона, ассигновав на эти цели солидную по тем временам сумму - около 550 руб. Объехав Белое озеро, Лазаревский составил подробное описание нескольких мест, прочно связанных в белозерских преданиях с событиями далекого прошлого. Среди них было урочище Старый город на правом берегу р. Шексны, в двух с половиной верстах от ее истока из Белого озера. Составленное в XVII в. историческое сочинение "О зачале и о создании Троицкого монастыря, что на Усть-Шексны" помещало на это место древнейшее Белоозеро, впоследствии перенесенное на 15 км к западу, В 1860-х годах Старый город представлял собой невысокий ровный берег р. Шексны, занятый полями и лугом, с тремя земляными насыпями, на одной из которых стояла часовня св. Василия Великого, Прорезав траншеями две насыпи, Иверсен обнаружил в них средневековые погребения, а в основании - культурный слой с камнями от печей и кухонными остатками. Выяснилось, что предания о Старом городе у истока Шексны имеют под собой историческую почву; таким образом, были получены ориентиры для дальнейших исследований.
Широкие раскопки в урочище Старый город были начаты в 1949 г. московским археологом Л. А. Голубевой и продолжались с перерывами 12 лет.» (
http://www.rusarch.ru/makarov2.htm).
Но с очередным перебазированием города, разорительных набегов новгородцев и, даже, эпидемия «моровой язвы» не прекратили историю существования села, по-старинки именуемое посад, у истока Шексны. И это село практически до середины XIX века было вполне процветающим, большим торговым. Селянами там были в основном те, кто занимался проводом судов через неспокойное и коварное для судоходства Белое озеро, торговый и купеческий люд, рыбаки. Вообще, рыбацкий промысел на Белом озере и в верховьях Шексны увековечен на гербе Белозерска - это две перекрещенные стерляди.
«Лов стерляди в Шексне производится в верхней ее части, от истока до селения Иванова Бора, верстах на сорока пяти. Эта стерлядь считается лучшею даже между шекснинскою, вообще отличающеюся, кроме превосходного вкуса, особенно светлым цветом верхней половины тела и желтым брюхом.» (
http://history.nason.ru/sheksnaivodohranilisha/).
Открытие судоходства по Белозерскому каналу сыграло роковую роль в судьбе Крохино. (
http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2169).
Вот ещё процитирую Константина Козлова о Крохино, что он писал более 10 лет назад: «Ещё один, последний поворот Шексны, минуем Крохинскую паромную переправу,
и впереди открывается самый впечатляющий и горестный вид на нашем пути. Полузатопленный стройный белый храм из последних сил держится, искалеченный людьми и добиваемый волнами. Уничтоженная апсида, чудовищные провалы в четверике и трапезной. Стены по уровню воды избиты волнами и весенним льдом до толщины в несколько сантиметров. Сколько лет проплываю я мимо храма, и с каждым годом разрушения всё зловещее и зловещее. Сколько ещё продержится храм-мученик, служа нам укором и ориентиром? Каждый год я боюсь, что увижу лишь груду кирпичей над водой вместо белокаменного маяка.
Двухэтажный храм бывшего села Крохино построен в начале XIX века. Нижний зимний храм - с престолом Рождества Христова, верхний летний, по свидетельству старожилов, - в честь святителя Николая Чудотворца. На старом снимке мы видим Крохинскую церковь до затопления. Храм окружаля ограда с каменными воротами, по берегу - причалы, амбары. Богатое торговое село….»
Фото С.М.Прокудина-Горского 1909 год.
Фото С.М.Пркудина-Горского 1909 год.
На сайте
http://krokhino.ru/ я почерпнул следующие сведения о Христорождественской Крохинской церкви: «Христорождественский приход в Крохинском посаде составился из двух селений - Крохинского и Великоселья, из которых первое было даровано Ферапонтову Белозерскому монастырю, а другое - Кирилло-Белозерскому. После открытия соединения вод Каспийского моря с Балтийским через реку Шексну и Мариинский канал Крохинское и Великоселье получили общее название «Крохинская пристань». В 1777 году 4 ноября указом Императрицы Екатерины II Крохинская пристань была переименована посадом. В 1788 году на левом берегу была построена каменная двухэтажная с колокольнею церковь Рождества Христова. В нижнем этаже был зимний храм, а в верхнем двухсветном - летняя церковь.(Извлечение из Новгородского сборника 1865 года под редакцией П.Богословского)» и «…церковь Рождества Христова построена в стиле архитектуры барокко (каменная трёхпрестольная церковь с Никольским и Петропавловским приделами)».
И ещё из книги Константина: «С борта «Метеора» мы не увидим рядом с переправой груды кирпичей - она поросла травой и кустами. Но даже место разрушенной церкви свято, а эти кирпичи - всё, что осталось от кладбищенской Скорбященской церкви XIX века. От села же Попково, бывшего рядом, мы не найдём и следа. Неподалёку от Рождественской церкви Крохино находилась древняя деревянная часовня во имя Василия Великого.
Фото С.М.Прокудина-Горского 1909 год.
А поставлена была часовня, по приданию, над могилой белозерского князя Глеба Васильковича (скончался в 1278 году), при котором княжество пережило свой расцвет. Белозерская дружина под предводительством князя Глеба захватывала даже Ростов Великий! Где именно стояла часовня, мы не знаем; известно только, что была она на возвышении, так что, может, не ушло это место под воду, не унесло волнами останки князя из размытой могилы, на перемололо в турбинах Волжских ГЭС?! Жаль, не было времени поискать среди белозёр уроженцев Крохина, может, вспомнили бы они это место? Поставить бы там крест, видимый с реки - не только князю Глебу, а всем православным русским людям, чьи могилы затоплены мутными водами Волго-Балта… Знаем ещё мы, что место, где похоронен Глеб Василькович, именовалось Васильевским кресцом на старом посаде.
Напротив Крохина западный берег сейчас ничем не примечателен. Волны скрыли место древнейшего монастыря Белозерья… Свято-Троицкий Усть-Шехонский мужской монастырь был основан при благоверном князе Глебе Васильковиче в 1251 году. Здесь находилась чудотворная икона Живоначальной Троицы, перенесённая сюда при основании монастыря из древней Троицкой церкви, стоявшей неподалёку. Благословил же основание обители епископ Ростовский Лука. Здесь, в Усть-Шехонском монастыре, при игумене Вассиане подвизался ещё один угодник Божий, в земле Белозерской просиявший, - преподобный Моисей Белозерский.» (о Моисее Белозерском
http://www.ferapontovo.ru/index.php3?id=490 )
В начале 60-х годов ХХ века Крохино, соседнее с ним Каргулино, да и множество прибреждых сёл и деревень попали в зону затопления при строительстве глубоководного пути, соединившим бассейны Каспийского и Балтийского морей, знаменитого Волго-Балта. Жители были вынуждены перевозить свои дома на новые места, даже кладбище перемещали….
«Шексну разлили, когда поднимали уровень воды в Белом озере. Для реконструкции водной системы и усовершенствования судоходства. Теперь это один из излюбленных туристических маршрутов и затопленный храм - главная достопримечательность. До 1950-х годов прошлого века здесь по обоим берегам реки, которую в этом месте мальчишки могли перепрыгнуть, стояли деревни. Сейчас - заросли ивняка и камышей. Елена Петухова, жительница затопленной деревни Крохино: «Страшно даже представить, что волна бьет в стену каково это!!!» Семья Петуховых покидала зону выселения одной из последних. Каждое лето, когда вода отступала от деревни Крохино, думали, не затопит. Но когда власти начали переносить кладбище, а под водой скрылось соседнее поселение Коргулино и церковь, дом разобрали и отправили на новое место.» (по материалам репортажа корреспондента НТВ Катерины Правдиной и
http://www.gorodovoy.spb.ru/rus/news/civil/p666663.shtml).
А храм остался одиноко стоять посреди волн….
Фотографии Церкви Рождества Христова в Крохино в разные годы и степени разрушения -
http://krokhino.ru/gallary.html Существует проект инициативной группы людей, цель которого - «сохранить церкви, олицетворяющие историю затопленных поселений русского севера»
http://krokhino.ru/project.html
« -- Я-то вначале думала, что кто-то нарочно построил церковь прямо в воде, чтоб рыбаки подплывали на лодках или прятались от бури.
Она отвернулась в этот момент и смотрела в окно. Я не видел, что там делается в ее серебре, какие возникли новые детали.
-- Неужели так и думала?
-- А что? Разве это невозможно?
-- Сейчас невозможно. И нет таких людей, которые так думают.
Она повернулась ко мне, и я понял, что серебро потускнело, блеск ушел в глубину.
-- А может, есть?
-- А если и есть -- нет у них силы построить.
-- А у тебя была бы сила -- ты бы построил?
-- Храм посреди волн?
Я задумался. Слишком углубиться в эту идею мне не удавалось. Только что писал стихи про штурвал, ел огурцы, и тут же строить храм средь волн было нелепо. Пожалуй, в этот момент я был способен на скромное строительство, не
шире шалаша, и желательно на суше.» (Ю.И.Коваль отрывок из рассказа «Когда-то я скотину пас…»).