Про ретушь. Статья

Feb 25, 2015 13:05



Всем привет!
Сегодня напишу достаточно много слов - буду стараться восполнить пробелы за время зимней спячки.
 Во-первых намедни число подписчиков моего блога перевалило за 2 тысячи. Если сравнивать с каналами школьников на Ютубе, цифра конечно не бог весть какая. Но если задуматься - друзья, нас ведь с вами целая толпа! И это прекрасно, говорю всем вам спасибо за то что выбрали нашу авиакомпанию остаётесь со мной!
 Во-вторых, пользуясь случаем (раз уж вас так много), напомню что уже сегодня стартует двухдневный онлайн мастер-класс по панорамной съёмке. Мы решили заморозить эту программу на некоторое время, так что если кто планировал сходить на следующее занятие - зря.
 Ну а в-третьих, уже подводя к основной теме поста, в который раз замечаю что мне не интересно ни общаться, ни тем более писать на какие-то технические темы по фотографии, а вот на философские (если этот термин тут применим) - пожалуйста. То есть мне не любопытно КАК человек сделал что-то, я хочу понять ЗАЧЕМ он это сделал.
Наверное отчасти поэтому вы редко видите тут новые статьи по фотографии. Сегодняшний материал конечно будет содержать пару конкретных приёмов и рекомендаций, но по большей части одни лишь мысли на тему.
А темой у нас будет ретушь в пейзажной, а точнее в городской фотографии.

читать запись в стиле своего журнала
картинки открываются в большем размере при нажатии

Начну с того, что к съёмке города я пришёл далеко не сразу - долгое время увлекался морским пейзажем и портретами. Примечателен тот факт, что и в одном, и в другом жанре я так или иначе тяготел к минимализму - простоте композиции, минимуме отвлекающих деталей и максимально явных акцентах на главном. Например так:




Или вот так, в случае портрета:




А что же с городом? С городом ситуация чуть сложнее: обилие деталей при взгляде в любую сторону как бы намекает что для минималистичной компоновки кадра придётся попотеть.
Ок, давайте попотеем! Для этого разложим наш основной тезис, наше понимание минимализма на составляющие:
  1. простота композиции
  2. минимум отвлекающих деталей
  3. максимально явные акценты на главном
Начнём с первого пункта - простота композиции. Ничего сложного, первое что приходит на ум: зацепимся за архитектуру, постараемся обыграть заложенные ещё архитекторами линии.




Постарались. Обыграли. Появилось понимание что способ в целом рабочий, но уж больно требовательный к тому что мы снимаем: даже если не переживать по поводу однообразности такого материала (она всё равно появится, если долго снимать в одном стиле), то всплывают куда более насущные проблемы - далеко не каждый объект архитектуры и уж тем более архитектурный ансамбль можно снять в таком стиле - это раз, далеко не каждый такой снимок позволит раскрыть весь потенциал снимаемого места - это два.
Ок, метод приняли на вооружение, будем использовать его когда есть такая возможность. Но что делать с основной массой видов, которые мы хотим снять?

Для этого посмотрим на третий пункт (не по порядку идём, знаю): максимально явные акценты на главном. То есть возьмём за основу так сказать макро-композицию снимка, стараясь максимально отвести внимание от заполненности кадра другими деталями. Линии рек/набережных/улиц как нельзя лучше подойдут для этих целей. Особенно если проявить их геометрию к примеру яркими следами от машин:




Уже теплее: наверняка все заметили У-образную линию дорог, которая и привлекла меня в этом ракурсе. Вместе с тем отделаться от ощущения что перед нами тарелка с винегретом, на котором кто-то майонезом написал "С новым годом, дорогие товарищи" лично у меня не получается - уж больно пёстрая фоновая подложка в лице города у нас получилась. Есть масса вариантов увести акценты на главное - например увести фон в тень, снизить его контраст, не давать зрителю смотреть на снимок больше 15 секунд...








И на этой печальной ноте мы подошли к обсуждению второго пункта, который звучит как "минимум отвлекающих деталей". Для понимания этого пункта не лишним будет обсудить что же такое "отвлекающие детали". В контексте съёмки города я бы выделил следующие элементы:
  1. припаркованные автомобили
  2. столбы с дорожными знаками, светофорами и указателями
  3. рекламные щиты
  4. провода
  5. дорожная разметка
  6. дефекты фасадов зданий и асфальта
  7. грязь и лужи







Бонусом можно добавить неаккуратно снятые трассеры и иногда детали художественной подсветки зданий, но это частности.








Давайте разбираться. Пункты 1 и 7 можно предотвратить правильным выбором времени съёмки или использованием техники создания композитных изображений. С остальными сложнее - светофор вряд ли куда-то уедет на выходных, да и провода по утру заметны ничуть не меньше чем вечером. Выход один - ретушировать.








Сама по себе ретушь чисто технически - процесс не особо сложный. Он долгий, требующий аккуратного подхода, но не апеллирующий к каким-либо тайным знаниям и умениям.

Если объяснять вкратце, лично моя ретушь базируется на трёх инструментах
1. Clone Stamp. Инструмент "скопировать область - вставить область". При зажатии клавиши Alt инструмент переходит в режим взятия образца, при отпускании - в режим прорисовки этого образца. Например если у нас есть пятно от грязи на оптике, которое отобразилось на асфальте, мы можем взять образец с соседней пятну области и прорисовать его на само пятно - сохранив текстуру и цвет образца. Важно обращать внимание на соотношение жёсткости кисти и особенностей текстур, с которыми ведётся работа. Так, чем у нас мельче текстуры, тем жёстче кисть штампа мы должны использовать. К примеру для затирания мусора на небе мы можем выбрать мягкую кисть с 0% жёсткости, тогда как при работе с асфальтом этот показатель может увеличиться вплоть до 80-90%.
Также не стоит работать с "правильными" формами заплатки, которую мы прорисовываем с помощью штампа. Куда менее заметной будет произвольная каракуля, границы которой будут по возможности адаптированы к конкретике того фрагмента, на котором ведётся ретушь.



2. Healing Brush. Инструмент насколько более простой чем штамп, настолько и требующий более аккуратного подхода при работе. Суть инструмента в том, что при схожем со штампом алгоритме работы он не просто вставляет область из образца, но и подгоняет её цвет и яркость под тот участок, на который её вставили. Кроме того этот инструмент программно пытается завуалировать границы перехода от заплатки к фоновой части изображения. Основная сложность работы с этим инструментом кроется в невозможности работы со сложными краями заплатки, например содержащими не только асфальт, но и часть разметки. Потому как при неаккуратном указании нового положения заплатки мы получим кривую попытку Фотошопа замаскировать границу между асфальтом и разметкой - брак, по сути.
Таким образом основная область применения Healing Brush - области с однородной текстурой, причём совсем не обязательно имеющие схожий цвет.
Тут же стоит дополнить, что с обоими из этих инструментов удобнее всего работать на пустом слое, включив пункт "Current&below" или "All Layers" в графе Sample вверху экрана.



3. И наконец чуть менее удобный, зато гораздо более универсальный способ рисования заплаток - копирование фрагмента изображения (заплатки), перенос его на ту область, где планируем затирать мусор, прорисовка маски слоя с границами заплатки. В таком случае мы будем иметь возможность не только "замостить" мусор некой текстурой (или набором текстур), но и локально подогнать её цвет и тон (заплатки) с помощью корректирующих слоёв.


Отдельно упомяну такой способ, как использование параллакса при съёмке в качестве помощника при устранении визуального мусора. Способ базируется на съёмке одного удалённого объекта с нескольких близких точек, позволяющих получить кадры, на которых мусор (например провода, расположенные между фотографом и объектом съёмки) будут перекрывать разные детали фона. При обработке выполняется сведение кадров по заднему плану (по основному объекту съёмки), после вручную по маске прорисовываются желаемые части с каждого кадра.



Подводя итог в описании всех перечисленных способов, стоит отметить что очень редко можно получить желаемый результат, применяя лишь один из них. Как правило это набор приёмов, продиктованный нашими возможностями для манёвра и желаемым результатом.
Например в данном случае наиболее простым способом получения нормального вида улицы стало совмещение двух кадров с разных дней съёмки. То есть техника композитного изображения.








А тут наоборот, дождаться пока уберут зелёную сетку со здания на среднем плане и уже тем более снесут забор стройки на переднем не было никакой возможности. Итог - практически "тупое" рисование требуемых фрагментов.








Не стоит также списывать со счетов выбор правильного времени для съёмки, в ряде случаев этот путь позволит быть может и не избежать ретуши полностью, но в разы сократить её количество.








И наоборот, самая аккуратная ретушь далеко не всегда позволяет компенсировать огрехи выбора времени съёмки, такие как наличие луж на асфальте.








И напоследок. Сама по себе ретушь не является целью снимка, точно так же как применение композитной или панорамной техник. Это инструмент, позволяющий добиться того вида снимка, который мы описали в начале поста, к которому мы стремимся.








статьи

Previous post Next post
Up