В прошлой статье я
рассказал о значимости станкостроительной отрасли для российской экономики, о ее состоянии в настоящее время и привёл условную классификацию существующих станкостроительных предприятий, предложенную генеральным директором ОА «Балтийская Промышленная Компания» Дианой Калединой на прошедшем 29 ноября заседании Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по оборонно-промышленному комплексу (ОПК).
В этой статье разговор пойдет о необходимости проведения государством сбалансированной стратегии развития станкостроительной отрасли, а также осуществления точечных и комплексных мер поддержки.
В существующих реалиях государство играет определяющую роль в состоянии отрасли и несет на себе регулятивную и поддерживающую функции. Однако, по мнению Калединой, существующие меры государственной поддержки отрасли не создают новую отрасль и не в состоянии обеспечить конкурентоспособность старой.
Рассмотрим некоторые программы поддержки производителей, которые последовательно запускаются государством в последние годы.
В 2011 - 2016 годах действовала подпрограмма «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» федеральной целевой программы «Национальная технологическая база». Для создания технологического задела и подготовки серийного производства новой продукции был задействован широкий круг отечественных производителей: «Саста», «Станкотех», ВСЗ «Техника», Завод им. Седина, ВНИИ «Инструмент» и другие. Был освоен бюджет более 7,2 млрд рублей. Однако большинство результатов НИОКР на сегодняшний день так и не было реализовано в виде серийных производств.
Основной финансовый механизм распределения и поддержки - это льготное субсидирование через Фонд развития промышленности (ФРП). Однако доступность такой меры ограничивается следующими особенностями. Процедура сбора документов и принятия решения занимает более 6 месяцев. Кроме того, производитель принимает на себя существенные долговременные обязательства по программе производства, а также по штрафным санкциям в случае невыполнения.
ФРП в 2015-2017 годах выделил около 3,45 млрд рублей станкостроительным предприятиям. Из этой суммы 2,24 млрд было выделено заемщикам из группы «СТАН». По утверждению Калединой, финансовые результаты 2017 года по заемщикам из группы «СТАН» показывают очевидные риски возврата полученных субсидированных займов.
Важную роль в защите отечественного производителя играют несколько постановлений правительства РФ. Первое из них - это постановление правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
Особенное место в государственных инструментах поддержки занимает постановление правительства РФ № 719 от 17.07.2015 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», касающееся критериев определения отечественного происхождения промышленной продукции.
По мнению Калединой, по сути правильный подход не принес значительных преференций большей части производителей. Реализация мер требует существенных доработок. Недоработан порядок признания происхождения продукции, а определяющие критерии не имеют утвержденных методик расчета.
Объем документов составляет более 2000 единиц по каждой экспертизе, при этом часть передаваемой информации представляет коммерческую тайну. Кроме того, не определена глубина исследования станка в рамках экспертизы.
Что касается поставщиков частей и узлов оборудования, то они не обязаны предоставлять станкостроительным предприятиям значимые документы и не замотивированы в получении статуса продукции российского происхождения, в результате чего занижается фактический уровень локализации комплектующих, применяемых на станке, проходящем экспертизу.
Признание происхождения продукции (станка) последовательно проходит через региональную торгово-промышленную палату, центральную торгово-промышленную палату, Минпромторг России, что определяет значительные сроки получения подтверждения статуса продукции отечественного производства.
Вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Елена Желтухина, выступая 29 ноября с докладом на том же заседании Комиссии РСПП по ОПК, отметила, что с 1 февраля 2018 года были введены новые нормы, ужесточающие выдачу документов. Она также критически высказалась по поводу требований к станкам и комплектующим станков, которые указаны в постановлении № 719. «Мы считаем, торгово-промышленная палата Санкт-Петербурга, могу также за себя сейчас говорить, что требования, конечно, если так корректно сказать, вежливо, некорректно сформулированы», - заявила она.
«С 1 февраля, честно могу сказать, наша палата не выдала ни одного акта, потому что мы, соответственно, не можем выполнить эту норму, - сообщила Желтухина, обращаясь к представителям станкостроительных предприятий. - Мы требуем документы с вас, вы, соответственно, не можете их предоставить».
Беспокойство вызывают и проблемы, связанные с импортозамещением комплектующих изделий. Увеличение в составе станка количества российских комплектующих приводит к росту себестоимости продукции и, как следствие, к потере конкурентоспособности по сравнению с импортными аналогами. Такой рост себестоимости объясняется тем, что производство в России большинства требуемых комплектующих не является серийным. Напомним читателю, чем более серийное производство, тем меньше себестоимость продукции и, следовательно, меньше цена.
С 1 января 2020 года уровень локализации комплектующих, то есть перемещения производства на территорию страны, по плану правительства уже должен составлять 70%. А это значит, что в России должна уже сейчас серийно производиться широкая номенклатура комплектующих (насосы, гидростанции, пневмоцилиндры, шарико-винтовые пары, датчики, системы ЧПУ, привода, подшипники высокого класса точности и много другого). Эта продукция должна иметь официальные подтверждения, то есть документы ТПП. Однако, пока таких отечественных серийных производств не очень много. Поэтому, вызывает сомнения возможность достижения рекомендуемой локализации к 2020 году.
Эксперты отмечают, что применение постановления № 719 в существующем исполнении может иметь негативные последствия для отрасли. Риск несвоевременного получения подтверждения приводит к отказу от производства, убыткам и может повлечь срыв сроков у заказчиков, включающих оборудование в программу технического перевооружения. Неясности и неточности, «размытые» правила существенно повышают риски бизнеса при определении целесообразности инвестиций в создание новых станкостроительных производств, новых видов промышленной продукции.
В 2017 году Минпромторг России подготовил и опубликовал проект «Стратегии развития станкоинструментальной промышленности до 2030 года». Существенных изменений в форматах поддержки отрасли не предусмотрено. Основными тезисами стратегии является передача дополнительных полномочий и компетенций в управлении отраслью Минпромторгу России, а также полный контроль закупок ОПК, являющегося основным потребителем продукции (более 80% рынка потребления).
Кроме того, Минпромторг делает ставку на консолидацию активов предприятий для обеспечения интенсивного роста отрасли посредством захвата основных рыночных ниш отечественным лидером (токарное, фрезерное, шлифовальное, высокоточное, специальное оборудование). Отметим, что такое предоставление особых преференций одному производителю (имеется в виду станкостроительный холдинг АО «Станкопром»), также как и усиление госрегулирования, вызывает протест у частных станкостроительных компаний, которые ратуют за механизмы рыночной конкуренции и обращают внимание на малую эффективность современного российского госаппарата вследствие малой компетенции и бюрократичности процедур.
Проект стратегии развития предусматривает также сохранение существующих мер государственной поддержки станкостроительной отрасли и ее финансирование за счет государственных инструментов в размере 87,9 млрд рублей.
По мнению Калединой, существующие форматы государственной поддержки отрасли не дали значимого результата. Она также отметила, что ориентация на создание совместных производств с мировыми лидерами не приведет к получению технологического преимущества и созданию независимой отрасли. В качестве примера неудачи такой стратегии приводится российское автомобилестроение, основной характеристикой которого является преобладание сборочных производств иностранных брендов.
Исходя из представленного анализа, можно выделить следующие основные направления работы по улучшению климата отечественного станкостроения.
Во-первых, это устранение недостатков и развитие постановления № 719.
Во-вторых, это создание спроса на отечественное оборудование в обрабатывающем секторе и государственные механизмы поддержки технического перевооружения предприятий, в том числе для частного сектора экономики.
В-третьих, это государственная поддержка инноваций, имеющих коммерческую значимость.
Четвертое направление - это создание эффективных кооперационных цепочек, в том числе за счет информационных ресурсов ГИСП, ТПП РФ, Минтпромторга.
Пятое направление - это усиление работы по созданию кадрового потенциала в отрасли станкостроения (конструктора, технологи, операторы, рабочие специальности).
Шестое направление - это финансовая поддержка экспорта отечественной продукции и всяческое активное ее продвижение за рубежом через ТПП, представительства, органы власти.
В заключение стоит также сказать о том, что проблемы станкостроительной отрасли не могут быть решены отдельно от решения системных проблем государственных институтов власти. Правящая элита должна понять значение катастрофы, произошедшей в 1991 году, и окончательно осознать тот факт, что Запад, как ядро капиталистической системы, никогда не позволит существовать в рамках этой системы мощному конкуренту, боясь потерять лидерство. Российской элите необходимо осознать также, что в 2014 году после присоединения Крыма к России США и их союзники развязали новую холодную войну, которую в этот раз будут вести до полного уничтожения нашей страны.
В этих условиях развитие промышленности опережающими темпами является наиважнейшей задачей. И, конечно же, без развитого собственного станкостроения нам эту войну не выиграть.