Напомню, что город Огуз в Азербайджане - это бывший удинский
Варташен, откуда азербайджанцы в конце 80-х, начале 90-х годы изгнали большинство (за кампанию с армянами, так как удины, потомки христианского населения Кавказской Албании, составляли паству Алванского католикосата, автономного в составе Армянской Апостольской Церкви и поэтому в значительной степени арменизировались) нетюркского населения. Я вообще удивлён, что там остались удины.
Варташен остаётся в плену, не прощается плен,
Поцелую тебя, прокляну, Варташен, Варташен,
В долгий миг, обративший меня в плач арычной воды.
Где льняные твои облака, где ручные сады?
Как же вера твоя нелегка, что без боя ни дня
Вой азана и ор ишака, хрип весны и резня.
Это море, замёрзшее в шторм, мой Кавказский хребет
Позабыть, променять бы на что, и уплыть на арбе
Только эхо твердит под горой "никогда не умру",
Где кочевник морозной порой подбирает хурму.
(с) Амирам Григолов.
Была в центре Огуза больница, построенная еще в 50-х годах прошлого века. Здание настолько обветшало, что недавно возвели новую клинику, а старую обнесли высоким забором. Рядом с неиспользуемой больницей находится древняя албанская церковь - можно сказать, реликвия удинской общины Азербайджана. А храм, где еще не так давно проходили церковные службы, тоже спрятали за забором…
Поначалу проживающие в Огузе удины - малая народность нашей страны - даже обрадовались, решив, что заодно с новым строительством отремонтируют и их церковь. Но их надежды не оправдались: прошло уже пять лет, а церковь так и стоит, спрятавшись за глухой оградой.
Впрочем, и другие жители Огуза мечтали, что рядом с новой больницей, расположенным неподалеку прекрасный Олимпийским комплексом отреставрированной церковью будет разбит парк. Если у соседей в Габале горожане живут за счет туризма, то почему бы и Огузу не привлечь к себе внимание туристов. Природа, достопримечательности, кухня, наконец, здесь замечательные - есть что посмотреть. Но, увы, пока здесь облезлый забор и пустырь, один вид которых раздражает огузцев все больше и больше.
Однако понятно, что удинов такое бездействие руководства района особенно беспокоит. Ведь церковь не просто место их религиозных отправлений, но и памятник истории и культуры страны. Она разрушается, и очень скоро уже нечего будет восстанавливать. Может, поэтому и возвели забор, чтобы это произошло незаметно?
Огуз не очень богат историческими памятниками, и потеря каждого из занесенных в реестр Минкультуры объекта, который этим ведомством охраняется, для города невосполнима. Ну, а поскольку церковь тоже формально опекается Минкультуры, то исполнительная власть как бы умывает руки.
Надо сказать, что в 1992 году именно эту албанскую церковь начали реставрировать как объект культуры и достояние христианской удинской общины Азербайджана. Но потом ремонт приостановили, и теперь здание храма разрушается еще быстрее, чем до предпринятой реставрации.
Председатель албано-удинской общины Огуза Светлана Агабабаева обращалась в Минкультуры, но реакции не последовало.
Печальна судьба и второго албанского храма Огуза - церкви Кала-Гергец, которая тоже ветшает и разрушается. Албанская община имеет государственную регистрацию, а храма для служб и проведения ритуальных мероприятий у нее нет. В то же время именно наличие церкви Кала-Гергец позволило узаконить удинскую общину.
Старожилы Огуза помнят, что эта церковь долгие годы служила местом проведения храмовых празднеств, других массовых обрядовых мероприятий, рядом с ней проводились праздничные ярмарки, на которые собиралось со всей округи как христианское, так и мусульманское население. Одновременно Кала-Гергец (в переводе с удинского - Большой Гергец) является и мусульманским пиром, охраняется государством и носит в реестре Минкульта название Кала-Пири.
Привести в порядок древние албанские храмы, являющиеся к тому же объектами культуры и истории, охраняемыми государством, необходимо хотя бы потому, что это наглядный пример того, что ныне называют мультикультурализмом, образцом многовекового мирного совместного проживания людей разных национальностей и разных вероисповеданий.
Автор статьи Ширин Манафов.
http://shahdagpeoples.az/daycest/327-v-oguze-razrushaetsya-albanskiy-cerkov.html Удины, древний христианский народ, чья родина находится на северо-западе Азербайджана, подвергаясь преследованиям и ассимиляции, эмигрировали из Азербайджана. Как и другие христианские общины, удины сильно потеряли в численности - за одно столетие, в 1897-1999 годах численность удин в Азербайджане сократилась более чем в 1,6 раз.
Ранее сообщалось, что демонстративная поддержка Баку этого исчезающего христианского народа должна была покрыть перед Западом все остальные огрехи руководства Азербайджана в этом направлении. Отмечалось, что в связи с этим среди некоторых удин выросли тюркофильские и антиармянские настроения.
В частности, по словам ученого-кавказоведа ЭнвераКисриева, поскольку удины приняли христианство одновременно с армянами, Баку хочет противопоставить удинское армяно-григорианство армянскому, и поэтому реставрирует удинские храмы. Ученый заявлял, что исследователи еще в 90-х годах назвали Азербайджан «чемпионом по насильственной ассимиляции» нетюркских народов.
Подробности:
http://novostink.ru/azerbaijan/211125-albanskie-cerkvi-iz-reestra-istoricheskih-pamyatnikov-azerbaydzhana-nahodyatsya-na-grani-unichtozheniya.html#ixzz4zlQOoe8n Вот церковь, о которой идёт речь в статье:
Вход:
Внутреннее убранство:
Вот другая церковь (иногда в источниках её называют монастырём) Кала - Гергец (св. Елисея):
Фотографии взяты здесь:
http://udilang.narod.ru/photo2.html