Множество копий ломается за и против троллейбусов в Москве. Выдвигается множество доводов за и против, плюсов и минусов. По сути, большинство из них сводятся к личным предпочтениям авторов. Однако, есть, как минимум, один параметр - эффективность по выбросам, который можно оценить по цифрам на калькуляторе. И конечно же, троллейбусы оказываются заметно лучше.
Выбросы автобусов, на настоящий момент, регламентируются экологическим стандартом Евро-5, в котором указываются предельные значения выбросов CO - 4 г/кВт*ч, CmHn - 0.55 г/кВт*ч и NOx - 2 г/кВт*ч. Следует отметить, что стандарт Евро-5 не регламентирует уровень парниковых газов безвредных для человека, например, основного парникового газа - CO2.
Выбросы самих троллейбусов, в силу их конструкции, отсутствуют. Поэтому, при сравнении выбросов следует учитывать выбросы электростанций. Для московских троллейбусов электричество вырабатывается на московских ТЭЦ (ТЭЦ-16, ТЭЦ-26) оснащённых современными энергоблоками ПГУ-420, которые работают на природном газе.
Автобус Евро-5 ЛиАЗ-5292 - мощность 176 кВт (240 л.с.), расход топлива 45 л/100км (рекламные характеристики для гибридной модели 136 кВт и 29 л).
Итого часовые выбросы (пусть как в рекламе, на 20 км потреблено 9 л дизтоплива обычной моделью и 6 л гибридной):
- обычная модель: CO - 700 г, CmHn - 97 г, NOx - 350 г, CO2 - 22 кг;
- гибридная модель: CO - 540 г, CmHn - 75 г, NOx - 270 г, CO2 - 14 кг (без учёта утилизации аккумуляторов или суперконденцаторов);
Троллейбус Тролза-5265 - мощность 170 кВт, расход 90 Вт*ч/тонн*км, вместимость 100 чел., снаряжённая масса 18000 кг.
За час сам троллейбус потребит 37 кВт*ч, средние потери контактной сети 15%, КПД ПГУ-420 - 60%, т.е. потребит 9.4 кг условного топлива или 7.1 м3 природного газа. Средняя за год мощность отопления салона для Москвы - 4.3 кВт, увеличивает выбросы ещё на 12%.
Итого часовой выброс троллейбуса питающегося от ТЭЦ с энергоблоком ПГУ-420:
- CO - 22 г, CmHn - 29 г, NOx - 41 г, CO2 - 10 кг;
Кроме того, за час использования троллейбуса ещё 0.03 Гкал (32 кВт*ч) можно будет направить на нагрев горячей воды и отопление.
Автобусы Евро-5, даже гибридные и самые дорогие, загрязняют окружающую среду в существенно больше, чем троллейбусы. И проигрывают им с треском. Против второго закона термодинамики не попрешь.
P.S.
К вопросу о потерях в контактной сети троллейбусов до одной трети. Согласно СНиП 2.05.09-90 “…Падение напряжения до токоприемника подвижного состава на должно превышать в нормальном режиме питания 90 В, в вынужденном - 170 В…”. Падение 90В - соответствует потерям мощности 20%, а падение 170В - 40% потерь, но это ж потери в худшем случае, а в среднем они в два раза меньше.
P.P.S.
В худшем случае, отопления троллейбуса Тролза-5265 при -25Cº - 14 кВт, выбросы составят:
- CO - 27 г, CmHn - 36 г, NOx - 51 г, CO2 - 12 кг;
P.P.P.S.
Методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования 4P.S.
Сравнение автобусов, троллейбусов, электробусов и энергоблоков ТЭЦ корректно проводить не для текущих средних энергоблоков, а для сравнительно новых энергоблоков типа ПГУ-420, т.к. приобретаемые сегодня автобусы будут коптить небо ещё лет 15, причём их выбросы будут только увеличиваться, а вот выбросы ПГУ-420 через 10-15 лет будут далеко не самыми выдающимися в нашей энергетике, а вполне себе средними.