Период мощного роста 1880-1940.
Тысячи лет финские товары шли на восток через Ладогу. Главными магистралями были река Вуокса, река Кокколанйоки, впадающая в Ладожское озера в районе Хиитола, а также порты в Сиеклахти и Сортавала. Открытие Сайманского канала в 1856 закрыл существовавшую тысячу лет сортавальскую торговлю с Севером Карелии. Город жил в ожидании подъема, судя по планам К.Л.Энгеля и Альберта Эдельфельда, но до 1880-х на краю полуострова за пределами Старого города было построено лишь пара десятков домов. Основание семинарии в 1880 означал культурный прорыв в затухающей культурной жизни города. Хотя семинария была закрытой общиной за пределами города, ее побочное влияние сказывалось на всем городе. Строительство семинарии длилось непрерывно на протяжении 1880-х, под попечительством государства.
Семинария привлекла в город учителей и учащихся, которым требовалось жилье, и со своей стороны привнесла в него совершенные новые функции. Из них наиболее очевидной и значимой было зарождение в 1890-х Сортавальских государственных песенных фестивалей. В 1896 в парке Ваккосалми была построена хоровая сцена, а на горе Кухавуори - ставшая символом ландшафта Сортавалы смотровая башня. Обе были спроектированы архитектором Юрье Бломстедом. За исключением семинарии и ее ближайшего окружения строительство в 1880-е оставалось незначительным.
Настоящий большой подъем основывался на появлении железной дороги, чье строительство было осуществлено в удивительно короткие сроки. Решение о строительстве Карельской дороги было принято в 1888 на сессии парламента, где было определено, что работы начнутся не позднее 1890. Участок дороги между Выборгом и Сортавала был закончен 1 ноября 1893, а далее до Йоенсуу в 1894. Когда информация о принятии решения по строительству пришла в Сортавалу, здесь стало зарождаться множество новых промышленных проектов. Площадь города была самой маленькой в Финляндии, всего 2,1 квадратных километра. Здесь не нашлось места ни для промышленных предприятий, ни для пристанционного участка пути. Нужно было расширить площади на генплане. В 1892 выборгским архитектором Иваром Аминовым был выполнен план города, по которому железнодорожный вокзал располагался в Кюмёля в юго-западной части города. В западной части от вокзала образовалось 4 района города, которые прозвали Задней Кюмёля (Taka-Kymölä). Это были полностью жилые кварталы. Вообще для железной дороги было найдено естественное место, но проходящая через Вакколахти насыпь разрушила ландшафтное единство.
С железной дорогой также связывали надежду на увеличение использования порта, так как Сортавала имела хорошее сообщение с Петербургом и зерновым портом Сермас в устье Свири. Проект порта Аминова сдержанный и ясный. Уже на плане Эдельфельда было пять больших двухэтажных, но оставшихся так и не построенными, портовых складов, размещавшихся в ряд к юго-востоку от основного города. Этот проект расширения так и не был осуществлен. Склады не построены, и на без претензий выполненном причале грузили доски и рускеальский мрамор на баржи вплоть до 1930-х.
На плане Эдельфельда нашел широкое применение сформированный из шести участков в 10000 м2 узкий тип кварталов. В северо-восточной части города таких кварталов 6 и в Задней Кумёля - восемь. Эти 84 участка предназначались для железнодорожников, ремесленников и рабочих с зарождавшихся промышленных предприятий, которые также довольно быстро покупали земельные участки и застраивали их. Кухавуори и Ваккосалми были превращены в общественные парки в 1874, в соответствии с настоящим планом. Сенат утвердил план Аминова 10 апреля 1893.
Отец и сын Леандеры и город
Начиная с 1877 проектировщиками наиболее значительных деревянных зданий были известные архитекторы, но целостность деревянного города создавали местные самоучки или проектировщики, получившие строительное образование. В последней четверти XIX в. из их группы выделялись два, Йохан Оскар и Оскар Йохан Леандеры, отец и сын, которые использовали в качестве стилистических образцов например постройки, спроектированные для Сортавалы настоящими архитекторами. Получивший образование каменщика ратман (член городской думы) Й.О.Леандер (25.2.1848 - 4.2.1920) выполнил с 1876 по 1892 чертежи по меньшей мере для 71-го нового дома и 16 чертежей перестраиваемых объектов.
Старший сын Й.О.Леандера, техник-строитель Оскар Йохан или Оски Леандер (23.7.1873 - 19.4.1942) начал проектировать в 20 лет. В 1893 и в последующие 10 лет он выполнил в Сортавале проекты 127 новых домов. Проектов перестроек домов в архиве 30 шт. Дополнительно он выполнял служебные копии с плана застройки города, сохраняя первоначальную графику. Проектная деятельность завершилась в 1903, когда его избрали на должность начальника бухгалтерии, а в 1908 - директором банка. В Сортавала после большого пожара в 1903 насчитывалось четыре с половиной сотни зданий, из них 198 = 40% построены по проектам Й.О. и Оски Леандеров. За пределами ветшающего Старого города соотношение было 190/321 = 60%.
С начала 1876 магистрат Сортавалы начал составление архива строительных проектов. Й.О.Леандер ведал строительным надзором при магистрате 44 года (1876-1920). Оски Леандер в начале 1890-х годов стал пожарным надзирателем. Так отец и сын рассматривали и утверждали проекты других проектировщиков вплоть до конца 1910-х.
Оба как проектировщики были аккуратны и пунктуальны. Й.О.Леандер следовал духу времени и талантливо перерабатывал образцовые проекты, выполненные архитекторами для Сортавалы. Чертеж дома ветеринара Седермана помечен: «Рисовано в соответствии с чертежом г-на В.Полона 18 5/Х 89. Й.О.Леандер, Сортавала.» Личный дом Леандера (Р162 1890) в плане явно похож на дом Седермана.
Оски Леандер обучался технике проектирования в промышленном училище. Его проекты, аккуратно вычерченные тушью, с акварельной отмывкой, в графическом отношении выполнены на высоком уровне, планировочные решения функциональны, а фасады утонченно красивые. Период его работы на рубеже XIX-XX вв. по своим масштабам и качеству является вершиной в проектировании и строительстве частных деревянных домов в Сортавала.
Леандеры были практичными в отношении расходов. Планы простых непритязательных зданий и их фасады упрощались, но конструкции и пропорции тщательно выверялись. В домах зажиточных заказчиков давалась тонкая деталировка карнизов, фронтонов и кровельных конструкций, а также интерьеров.
Строительство 1900-1940.
По общим наблюдениям, на рубеже XIX-XX вв. проектирование деревянных домов было аккуратным и скрупулезным, как с симметричной, так со свободной планировкой. Высоким было и качество строительных работ. В 1920-30-е добавилось неопределенности и беспорядочности как в планировочных решениях, так и во внешнем облике города. Из зданий финского периода наиболее недоработанными в отношении функциональности и пропорциональности были частные дома, спроектированные в 1938-39. По сравнению с ними современное строительство выглядит примитивным как в отношении проектирования, так и в отношении строительной техники. С начала XX в. строительство в городской зоне стало все больше скатываться в сторону строительства многоэтажек. 8 февраля 1903 в ветхом Старом городе вспыхнул большой пожар, который уничтожил десятки домов. Это послужило началом сноса деревянных домов 1812-1837 застройки.
Разбивка земельных участков была сохранена с небольшими изменениями такая же, как во время основания города в 1643. Теперь уличная сеть и структура кварталов изменены в соответствии с генеральным планом Эдельфельда (в нем были сделаны небольшие поправки). Самый мощный строительный период последовал за объявлением независимости Финляндии в 1920-е, когда 90% деревянных домов Старого города было снесено и на их месте были построены первые в Приладожской Карелии каменные кварталы. Проектировщиками многоэтажных домов были архитекторы из Выборга и Хельсинки. Качество проектных и строительных работ было на высоком уровне, и вновь созданная городская среда несмотря на опасность смешения разных стилей оказалась красивой и симпатичной.
В 1920-30-е за пределами города, на сельхоз территориях были построены новые населенные пункты, Пуйккола и Ноусиайсенмяки на северо-восточной стороне, к западу - деревня Ваккосалми, а также на юго-востоке по дороге на Выборг - Генец и Мансиккамяки. В них проживали переехавшие из сельской местности жители, ок. 4500-5000 человек, примерно столько же, сколько проживало в городе. Средняя площадь жилья в городе была 60 м2, а нижняя граница 30 м2. Мировой кризис 1930-х сказывался на Сортавале в течение 5 лет. В конце 1930-х строительство вновь получило широкое развитие. Функционализм оставил счастливый след в Сортавала. Маленькая автобусная станция (Уллберг 1935) привнес белые фасады и гибкое планировочное решение. В 1939 было построено всего 9 домов, 4 маленьких жилых дома и 5 больших, каждый из которых был представителем изящного и цельного функционализма. Полезной площади в них было больше, чем в любых ранее построенных домах.
200-метровый Карельский мост 1932-го года постройки был первым мостом в Финляндии, продолжающим городскую уличную сеть. Хотя современный тяжелый транспорт сильно нагружает его, забитые на 60-метровую глубину сваи выдерживают. В здании клуба комнату за комнатой приводят в порядок и снова используют под гостиницу.