Владимир Ефимов. 06.05.1949 - 23.02.2012

Feb 24, 2012 00:38

Оглушительная, ужасная новость. Сегодня умер Володя Ефимов.

В августе его избрали вице-президентом Академии графического дизайна. Только что - месяц назад - он выступал на Одиннадцатой Зимней школе. Как всегда, притащив на занятия целый воз раритетных книг по шрифту. Через месяц должен был участвовать в новом образовательном проекте - "Весенней школе дизайна". На новой площадке ВАШГД, с новыми организаторами, которые выбрали его фотографию на обложку объявления о школе. "Если буду жив, - привычно добавил он, согласовывая расписание лекций. - Я ж тебе не говорил - мне в прошлом году какую-то фигню на руке вырезали. Вроде, доброкачественную. Говорят, сейчас надо будет в больницу лечь, провериться".

Неделю назад Тагир сказал: "Володя в больнице. Надо бы позвонить, съездить проведать". Надо бы. Не успели.

Царствие Небесное и вечная память дизайнеру-праведнику!

Вместо некролога - статья Лены Рымшиной, которая была в "Каке".

В названии своей статьи «Драматическая история кириллицы. Великий петровский перелом» Владимир Ефимов емко определил контекст судьбы не только российского шрифтового наследия, но, кажется, и собственной дизайнерской жизни, которую иначе как подвижничеством не назовешь. Складывается впечатление, что каждый, серьезно занимающийся у нас культурой шрифта, независимо от своей воли принимает на себя масштаб и пафос деятельности, начатой просветителями славянства Кириллом и Мефодием. Благодаря каждодневным, вопреки всем обстоятельствам, стараниям шрифтовых дизайнеров создается апология бессмертия кириллицы, вновь и вновь наделяется охранными грамотами главное национальное богатство - русский язык.

Проектировщик шрифта, художник книги, педагог, учредитель и организатор международных конкурсов шрифтового дизайна Владимир Ефимов жизнь положил на то, чтобы прорубить свое - шрифтовое - окно в Европу. Благодаря героическим усилиям его и его коллег из компании ПараТайп, арт-директором которой он является, крупнейшая в мире кириллическая шрифтовая библиотека насчитывает сегодня триста гарнитур девятисот различных начертаний.

Дизайнерскую программу страны Ефимов сформулировал так: «легальным образом преодолеть пропасть, отделившую мир кириллицы от мира латинских шрифтов», чтобы дизайнеры могли свободно пользоваться качественными шрифтами, ни в чем не ущемляя свободы творческого высказывания. Это - жизнеохра-нительный и жизнеутверждающий дизайн. Это - настоящая поэзия, которая «есть роскошь, но роскошь насущно необходимая и подчас горькая, как хлеб».

Горечь и радость каждый день сопутствуют дизайнеру, практически по буквам восстанавливающему старинные кассы шрифтового набора или создающему кириллические версии латинских гарнитур. Его деятельность нацелена на образование в буквальном смысле слова - на формирование графического образа русской речи. Глядя только лишь на названия множества гарнитур шрифтов, созданных Владимиром Ефимовым - Таймс Роман, Янсон, Авангард Готик, Футура, Хельветика, - понимаешь, что приобщаешься к истинному гуманизму в старинном, дантевском значении слова. В его произведениях сохраняются великие наработки предшественников, природа русского слова, звучит живая речь классики и современности. Этот труд - более тридцати лет, отданные служению шрифту, - сама по себе целая академия графического дизайна.
Елена Рымшина

Владимир Ефимов, Память, Графический дизайн, Шрифт, Академия графического дизайна

Previous post Next post
Up