Друзья! Предлагаю вашему вниманию доклад, подготовленный мною для "Летней школы по методологии", которая сейчас проходит в г. Юрмала (организатор - Научный фонд им. Г.П. Щедровицкого
( Read more... )
Сходная семантика у ивритского лада*ат - познавать в библейском смысле. Так что если оно применяется к человеку: ъани йодэ*а ъото, то это значит "я его имею/ебу". Поэтому "я его знаю" (в обычном смысле) следует переводить как ъни макир ъото.
Метафоризация знания через сексуальный акт - это распространенная штука. У Топорова была статья об этом на индоевропейском материале (даже специально в ведийских гимнах обыгрывается созвучие "познания" и "порождения")
*Активация перцептивного символа именуется симуляцией, и она предполагает реальную активацию сенсомоторных систем. Мышление осуществляется с помощью тех же телесных (отсюда - embodied) нейронных систем, на которых работают и перцептивно-моторные механизмы.*
Ага! Не знаю, знаком ли В.Подорога с работами Л.Барсалу, но вот что он пишет о лекциях Мамардашвили.
две мысли соединяются не с помощью рефлексивных процедур, а с помощью введения трансгрессивных глагольных форм, которые продуцируют в слушателе некоторое психомоторное состояние, дающее возможность искать…продвижение от одной мысли к другой…Соединение двух отдельных мыслей выполняется метафорой физического действия, индуцируя в сознании слушателя физический образ мысли…Дидактическое в стиле философствования М.К….именно в том, что он пригоняет не нашу мысль, а наше тело к другой мысли.
В связи с Вашей цитатой из Лосева привожу сходную из Гадамера.
Дело поэтому идет…о возобновлении мыслительного напряжения, которое дает о себе знать на разрывах философского словоупотребления, где понятие "коробится" под усилием мысли. Эти "коробления", в которых на месте отношения слова и понятия как бы обнаруживается зияние, и повседневные слова искусно перековываются в новые понятийные высказывания, являются подлинной легитимацией истории понятий как философии. Ибо здесь-то и выходит на свет неосознанная философия, залегающая в словообразованиях и понятийных образованиях повседневного языка…Ввести в действие эту бессознательную философию, выйдя за рамки осознанной чеканки понятий - вот путь удостоверения философских понятий, на которых требование соответствия обретает новый, философский смысл - смысл соответствия не опытным данным, как в экспериментальных науках, а той единой цельности опыта, которую представляет наше языковое ориентирование в мире.
Не против, конечно. Стоит прочесть всю статью - может, что-то еще для себя найдете. Называется "История понятий как философия". Вот в этом сборнике она http://detective.gumer.info/theory01.html#gadamer
Comments 18
Reply
Reply
Reply
Reply
Никаким не абстрактным! Понять = поять.
Reply
Reply
Reply
Reply
Ага! Не знаю, знаком ли В.Подорога с работами Л.Барсалу, но вот что он пишет о лекциях Мамардашвили.
две мысли соединяются не с помощью рефлексивных процедур, а с помощью введения трансгрессивных глагольных форм, которые продуцируют в слушателе некоторое психомоторное состояние, дающее возможность искать…продвижение от одной мысли к другой…Соединение двух отдельных мыслей выполняется метафорой физического действия, индуцируя в сознании слушателя физический образ мысли…Дидактическое в стиле философствования М.К….именно в том, что он пригоняет не нашу мысль, а наше тело к другой мысли.
Reply
Дело поэтому идет…о возобновлении мыслительного напряжения, которое дает о себе знать на разрывах философского словоупотребления, где понятие "коробится" под усилием мысли. Эти "коробления", в которых на месте отношения слова и понятия как бы обнаруживается зияние, и повседневные слова искусно перековываются в новые понятийные высказывания, являются подлинной легитимацией истории понятий как философии. Ибо здесь-то и выходит на свет неосознанная философия, залегающая в словообразованиях и понятийных образованиях повседневного языка…Ввести в действие эту бессознательную философию, выйдя за рамки осознанной чеканки понятий - вот путь удостоверения философских понятий, на которых требование соответствия обретает новый, философский смысл - смысл соответствия не опытным данным, как в экспериментальных науках, а той единой цельности опыта, которую представляет наше языковое ориентирование в мире.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment